Осуществление права

Осуществлением права в тесном смысле будет пользование на деле предоставляемой правом выгодой, a в более обширном смысле – и законная защита права или охранение его. Скажем сначала несколько слов об осуществлении права в тесном смысле.

Осуществление или неосуществление права зависит от управомоченного. Он может выполнить его вполне или отчасти или вовсе не осуществить, хотя продолжительное неосуществление некоторых прав может при известных обстоятельствах повести к потере самого права или, по крайней мере, к потере возможности его судебной защиты.

Права по природе своей или таковы, что допускают непрерывное, повторяющееся осуществление, или же они превращаются с единичным актом их осуществления. Осуществление некоторых прав может быть делимо, a других нет.

Говоря о природе прав субъективных, мы уже указывали общее начало, что субъект, осуществляющий свое право, не обязан обращать внимания на то, насколько от этого осуществления страдают интересы других лиц. Qui suo jure utitur neminem laedit.

Тогда же было указано, что в интересах справедливости и общественного блага вполне последовательное и безусловное применение этого начала не допускается в римском праве, в котором претор, a затем юристы выдвинули положение, что мы не должны злонамеренно пользоваться нашим правом, т.е. не должны осуществлять права, не представляющего для нас интереса, с исключительной целью причинить вред другому.

В некоторых случаях самое право предоставляется лицу под условием при осуществлении его по возможности не нарушать чужой интерес – civiliter uti. Осуществить право может управомоченный лично или через представителя (последнее, впрочем, не допускается относительно некоторых прав, например, прав семейственных, или сервитута, пользования вещью).

Управомоченный может пользоваться всеми средствами, необходимыми для осуществления своего права, но возможны случаи, когда несколько лиц имеют каждый самостоятельное право (на один и тот же предмет) или самостоятельное личное право требования к одному и тому же лицу и при этом оказывается, что осуществление всех данных прав невозможно.

В этом случае возникает вопрос о коллизии или стечении прав.

Коллизия прав. Стечение прав возможно, во 1-х, в том смысле, когда y одного и того же субъекта сосредоточивается несколько прав на один и тот же объект, возникающих по разным основаниям. Новые юристы говорят здесь о субъективном стечении прав.

Например, собственник, обокраденный приказчиком, имеет право требовать выдачи украденной вещи по 3 основаниям: как украденную (actio furti), как собственную (vindicatio) и на основании договорного отношения.

Или я, например, имею право требовать оставшееся после брата имение, как заложенное мне при жизни, и в то же время оказывается, что имение это я могу получить в собственность, как наследник брата по закону.

Эти случаи субъективного стечения прав не представляют затруднений при разрешении их, так как субъект может осуществлять свои права, как ему угодно. В первом примере он может сам выбрать любой из трех исков; во 2-м примере он может или принять наследство, тогда его залоговое право прекратится вследствие слития (confusio), или отказаться от наследства и осуществить свое право залога.

Труднее решаются случаи так называемого объективного стечения прав – concursus objectivus, когда права нескольких субъектов сосредоточиваются на одном объекте. Возможны два вида этого объективного стечения прав. Первый-право каждого из субъектов таково, что все они могут осуществлять свои права совместно, не мешая друг другу.

A собственник земли, В – имеет право проезда по ней, С – право водопровода, Д – гонять скот на водопой. E – брать песок и камень. Этот вид стечения прав опять-таки не представляет никаких затруднений. Но возможно такое стечение прав, когда существование или осуществление одного права препятствует полному осуществлению другого.

Этот вид стечения прав юристы называют столкновением прав – conflictus jurium. Одна и та же вещь заложена, например, 2-м разным лицам, или обещана в дар, или к одному имуществу предъявлено несколько претензий. По строгой последовательности права каждый из субъектов при объективном стечении прав может осуществить свое право, не заботясь о том, что от этого потеряют другие.

Taк, один из многих кредиторов может ранее обратиться к должнику с иском и получить платеж, лишив тем других возможности получить удовлетворение. «Vigilantibus jura scripta sunt», говорится в источниках.

Это общее правило допускает однако множество отступлений, смотря по свойству сталкивающихся прав. Права эти могут быть равны по значению (например, несколько закладных прав) или же одно из них может иметь перевес перед другим.

В первом случае может быть допущен раздел предметов, или вопрос о том, y кого должен остаться предмет, может быть решен жребием. Вообще нельзя установить общих правил для разрешения коллизии или конфликта прав: относительно каждого вида прав эти вопросы могут разрешатся различно.

И римское право дает лишь значительное число решений на частные случаи, из которых современная юриспруденция извлекла несколько общих положений, выражаемых в известных афоризмах.

Так, когда сталкиваются права равные по силе, то перевес дается тому, которое ранее возникло (это имеет применение главным образом к правам вещным) – «prior tempore – prior или potior est jure». При одновременном возникновении прав melior est causa possidentis или occupantis melior est conditio».

Когда имеет место столкновение между правами, которые два лица имеют относительно друг друга (в частности, например, когда сталкиваются две привилегии), то преимущество должно быть отдаваемо тому, кто заботится об избежании ущерба, a не тому, кто желает обогатиться осуществлением права, кто получает выгоду.

См. fr. 41 § 1 D. De regulis juris 50. 17 (cp. здесь легатаря и кредитора наследства). Если столкновение не разрешимо по этим правилам и если ни раздел, ни, наконец, жребий не применимы, то существование одного права исключает осуществление другого. Например, двое виновны относительно друг друга в злом умысле; в этом случае они не могут предъявить один к другому actio de dolo.

В некоторых случаях только по видимости представляется столкновение прав, a на самом деле его нет. Это имеет место тогда, например, когда общее право уступает особенному. Здесь нет столкновения прав в том смысле, в каком мы говорим о нем теперь. Точно также, когда несколько лиц призываются к наследованию по одной вещи, то тоже нет столкновения, a устанавливается общее право собственности по вещи.

Лицо может встретить препятствия к осуществлению своего права. Препятствовать осуществлению права – значит нарушать его. Прочность юридического оборота требует, чтобы права были охраняемы от нарушения. Это ведет нас к учению об охранении прав.

You May Also Like

More From Author