Федерация, о которой мы говорили выше, есть сложное государство, составные части которого, в свою очередь, обладают признаками государства. Нужно заметить, что сложный характер в известной мере присущ не только федеративному, но и всякому сколько-нибудь крупному государству.
Почти везде государственная территория делится на части, и наряду с центральными органами государства существуют местные, осуществляющие функции государственной власти в различных территориальных округах.
Степень самостоятельности таких органов может быть различна, но как бы широка она ни была, части государства, в которых они действуют, существенно отличаются от членов федерации тем, что они не имеют государственного характера, не обладают самостоятельной принудительной властью.
Однако такое внутреннее разделение государства на высших ступенях своего развития представляет значительное сходство с федеративным устройством и потому о нем необходимо упомянуть в связи с вопросом о соединениях государств.
Государственное устройство, с точки зрения отношения частей государства к целому, представляет три основные типа: 1) полной централизации; 2) административной децентрализации; 3) законодательной децентрализации.
1. Централизацией государственной власти называется такая ее организация, при которой: 1) все непосредственные органы государства являются центральными, т.е. компетенция их простирается на всю территорию государства; 2) действующие на местах посредственные органы, безусловно, подчинены центральным.
Этот тип государственного строя, имевший широкое распространение в эпоху Абсолютизма, в настоящее время встречается в чистом своем виде весьма редко.
2. Административная децентрализация (местное самоуправление) заключается в том, что отдельные части государства организуются в особые территориальные союзы, которым государство предоставляет осуществление известных функций управления.
Организация этих, как их называют, самоуправляющихся союзов определяется общегосударственным законодательством; они не имеют самостоятельной власти, – но, вместе с тем, они являются отличными от государства юридическими лицами и имеют свои выборные органы (органы самоуправления), которые, в отличие от местных органов государства в собственном смысле этого слова, не подчинены безусловно центральным государственным органам, а только подлежат контролю с их стороны.
3. Законодательная децентрализация (областная автономия) представляет собой высшую ступень развития децентрализации. Сущность ее сводится к тому, что отдельные части государства обладают своими непосредственными органами в виде местных законодательных собраний, которые совместно с центральной властью издают местные законы.
Организация таких местных законодательных собраний, а также и существующих в данной области других учреждений определяется, обыкновенно, всецело или отчасти местным законодательством.
Поэтому соответствующие территориальные союзы обладают частичной политической самостоятельностью и занимают промежуточное положение между самоуправляющимися провинциями и несуверенными государствами. Наиболее подходящее для них название – автономный край или автономная область.
Австрия есть государство, целиком состоящее из автономных областей (причем, однако, законодательная компетенция их является весьма ограниченной). В других государствах областной автономией пользуются не все, а только некоторые части государства.
Таково юридическое положение колоний Англии в Северной Америке (Канада), Южной Африке (в том числе и присоединенных к Англии, бывших независимых, бурских республик) и Австралии, а также некоторых английских владений в Европе, именно: Нормандских островов, лежащих в Ла-Манше, и острова Мэна, находящегося между Великобританией и Ирландией.
Хорватия является автономной областью Венгрии; Эльзас-Лотарингия – Германии. К этой же категории территориальных союзов некоторые писатели (Еллинек) относят Финляндию, юридическое положение которой представляется вообще весьма спорным.