Отличие государственно-правовых соединений от международно-правовых

Как мы уже говорили выше, государственно-правовые соединения по своей внешней структуре могут быть весьма сходны с международно-правовыми. Союзное государство по своей организации близко подходит к союзу государств, протекторат – к сюзеренитету.

Сходство иногда бывает настолько значительно, что определить границу практически весьма трудно. Иногда одно и то же соединение одни считают государственно-правовым, другие – международно-правовым.

Так, например, Соединенные Штаты Северной Америки, согласно общепринятому мнению, с 1787 г. являются союзным государством, но возникшая в 30-х годах XIX столетия теория американского юриста и государственного деятеля Кальгуна, получившая широкое распространение в Южных штатах, приравнивала Соединенные Штаты к союзу государств.

Господствующая в немецкой науке теория считает Германскую империю федерацией, но известный баварский юрист Зейдель видит в ней лишь конфедерацию. Ввиду этих разногласий особенно важно установить точную границу между государственно-правовыми и международно-правовыми соединениями государств.

Союзное государство (федерация), как бы оно ни напоминало по своей организации союз государств (конфедерацию), отличается от него следующими существенными чертами:

1) Конфедерация основана на международных взаимных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора; федерация – на объективном праве, установленном путем всеобщего соглашения и закона или обычая.

2) Государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет; члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти сложного целого, которое они образуют.

3) Федерация есть государство, юридическое лицо публичного права; конфедерация является субъектом права лишь в международной жизни, но не обладает публичными правами власти.

4) Наиболее важное практически различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что за членами первой признается право выхода из союза (jus secessionis или jus separationis), которого не имеют члены федерации.

В союзе государств действует общее правило международного права, согласно которому международные обязательства государства теряют свою силу, когда они явно становятся вразрез с его жизненными интересами. На этом основании государство, участвующее в конфедерации, может в известных случаях нарушить свои обязательства и выйти из состава союза.

Это может, правда, повлечь для него невыгодные последствия, например, войну с другими членами союза и, при неблагоприятном исходе ее, даже потерю государственной самостоятельности, но, тем не менее, с момента заявления об отделении от союза прежнее юридическое отношение прекращается.

Члены же союзного государства не могут актом своей односторонней воли прекратить свою связь с целым. Отделение их рассматривается юридически как акт бунта или мятежа против федеральной власти и может повлечь за собой для них репрессии помимо тех, которыми сопровождается война.

Это различие получило практическое выражение в происшедшей в 60-х годах междоусобной борьбе Северных и Южных штатов Северной Америки. Южные штаты после изданного федеральной властью закона об освобождении негров попытались провести в жизнь теорию Кальгуна.

Они заявили о своем выходе из союза и образовали самостоятельный союз конфедеративного характера. Северные штаты, однако, не признали этого отделения и восстановили нарушенное государственное единство силой оружия. Торжество их было вместе с тем победой идеи союзного государства над идеей союза государств.

Побежденные Южные штаты по окончании международной борьбы были объявлены “мятежными” (rebel), и по отношению к ним были приняты известные репрессивные меры; их займы, заключенные во время войны, были признаны недействительными, и лица, стоявшие во главе их, лишились права занимать федеральные должности. В случае войны между членами конфедерации подобного рода меры были бы не согласны с международным правом.

Аналогичный характер имеет различие между протекторатом, с одной стороны, и сюзеренитетом, с другой. Протежируемое государство остается суверенным; в случае, если протекторат противоречит его жизненным интересам, оно может отказаться от него (хотя, конечно, практический успех такого акта зависит от фактической силы). Так, например, Абиссиния в 1896 г. освободилась от незадолго перед тем признанного ею протектората Италии.

Вассальное же государство несуверенно, но подчинено власти сюзеренного. Стремление его освободиться своей односторонней волей из-под этой власти, с точки зрения права сюзеренного государства, будет актом мятежа. Между прочим, именно так относилась Англия к своим вассалам Индии, принявшим участие в известном индийском восстании в середине XIX в.

You May Also Like

More From Author