3. Государственная территория увеличивается. Вопрос об увеличении государственной территории находится в тесной связи с вопросом об ее уменьшении.
Обыкновенно государство расширяет свою территорию за счет чужих владений, так что если одна территория увеличивается, то другая уменьшается; поэтому юридические последствия уменьшения и увеличения территорий вполне соотносительны. К сказанному об этих последствиях в предыдущем § 68 остается прибавить несколько слов.
Присоединяя к себе часть чужой территории, государство приобретает по отношению к ней все права суверенитета, как в случае присоединения целого государства; относящиеся сюда начала указаны выше (§ 67).
В особенности переходят к приобретающему государству те права и обязательства, которые специально принадлежат присоединенным владениям, как, например, их долги и долговые требования. С другой стороны, присоединяемая часть получает все права и принимает на себя все обязанности нового целого[1].
Присоединение чужих владений может быть безусловное или условное. Недоразумения, могущие возникнуть относительно условий присоединения, лучше всего предупреждаются взаимным соглашением заинтересованных государств, которое обыкновенно лежит в основании территориальных приобретений.
Так, в Берлинском трактате (1878 г.) подробно определены условия, на которых приобрели части оттоманской территории Сербия, Черногория и Румыния. Княжества обязались уважать религиозную свободу всех лиц в пределах своих владений (ст.ст. 27, 35, 44); Сербия и Черногория приняли на себя часть оттоманского долга (ст.ст. 33 и 42).
Мы указали выше, на каких условиях Черногория присоединяла к себе порт Антивари с его округом. Точно так же в Ништадтском трактате (1721 г.) Швеция выговорила в пользу населения уступленного России Остзейского края известные льготы и права. Великое княжество Финляндское отошло к России по Фридрихсгамскому трактату 1809 г. также на известных условиях.
На практике неоднократно возбуждали вопрос о времени, в течение которого условия подобного рода обязательны для государства, и о последствиях их нарушения. Существует мнение, что государство связывается ими навсегда, и если нарушает их, то теряет право на дальнейшее владение приобретенной областью.
Едва ли можно согласиться с этим взглядом; во-первых, само население присоединенной на условиях местности может своим поведением дать законный повод к несоблюдению выговоренных в ее пользу привилегий; во-вторых – и это главное – вечной обязательности этих условий противостоит естественный закон развития социальной и государственной жизни, которому подчиняются все народы.
[1] Bluntschli. Völkerrecht, § 50. Lawrence-Wheaton. Commentaire, t. I, 214. Hall. Intern. Law, p. 85.