Полиция нравов

Общественная нравственность и государство. Характер и пределы воздействия государства. Органы полиции нравов и ее главные объекты.

Пьянство и борьба с ним. Пьянство, как общественное бедствие. Влияние пьянства. Борьба с пьянством. Общества трезвости в Америке и в Англии. Готебургская система. Возникновение ее, существенные черты ее и значение. Международные общества трезвости. Ограничение торговли спиртными напитками.

Запретительная система в некоторых штатах Северной Америки. Надзор за очисткою спиртных напитков. Лечение пьянства. Меры против пьянства в России. Пьянство в древней Руси. Пьянство и фискальные интересы. Откупа. Акцизная система.

Меры ограничения пьянства. Закон 1885 года. Казенная продажа вина. Задачи и основания реформы. Попечительства о народной трезвости и их задачи. Недостатки организации попечительств. Деятельность их.

Меры по отношению к проституции. Исторические данные о развитии проституции. Меры Людовика IX Св. и Марии Терезии. Терпимость со стороны государства. Меры по отношению к проституции. Санитарная опасность ее. Регламентация ее в России. Врачебно-полицейский надзор в С.-Петербурге. Съезд сифилидологов в 1897 г. и его заключения.[1].

Между тем государственное управление, или полиция (в широком смысле этого слова) располагает лишь средствами внешнего принуждения, которые не могут, конечно, явиться орудием непосредственного воздействия на нравственность человека. Область нравственных принципов есть сокровеннейшая область человеческого существования, не допускающая и не терпящая прямого вмешательства в нее государственной власти.

Но из этого еще не следует, чтобы государство должно было относиться к явлениям нравственной области с полным безучастием. Государство, как организованное общежитие, стремящееся к осуществлению разносторонних задач культурного развития, не может и не должно относиться равнодушно к общественной нравственности, уровень которой служит показателем большей или меньшей культурности данного общества.

Государство не в силах оказывать прямое воздействие на индивидуальную нравственность, почему оно и не может брать на себя задачу нравственного воспитания своих граждан при помощи принудительных мер. Но оно вполне может оказывать косвенное воздействие на нравственность, влияя, с одной стороны, на ее факторы, с другой – на внешние проявления нравственных принципов.

Нет сомнения, что одним из важнейших факторов нравственного развития индивидуума являются условия его воспитания и образования; следовательно, содействуя широкому развитию хороших воспитательных и образовательных учреждений, государство этим самым может содействовать нравственному воспитанию народа.

С другой стороны, внутренние нравственные принципы выражаются во внешних поступках, действиях, и вот эти-то внешние проявления нравственности или безнравственности вполне доступны воздействию государства.

Задачи государства определяют как характер, так и пределы этого воздействия. Государство может и должно бороться с безнравственными действиями и по возможности предупреждать их, если эти действия нарушают блага отдельного лица или общества – блага, защищаемые законом, или же если эти действия представляются настолько опасными, что могут произвести нарушение этих благ.

Различие по существу между этими двумя категориями безнравственных действий обусловливает и различные меры борьбы с ними государства. Действия, проистекающие из безнравственных взглядов и побуждений и нарушающие защищаемые законом блага, влекут за собою известные юридические последствия, которые подлежат оценке со стороны различных отделов положительного права и в особенности со стороны уголовного права.

Это, прежде всего, различные преступления и проступки. К области же полицейского права относится изучение другой категории деяний безнравственных – именно тех, которые хотя и не нарушают сами по себе охраняемых законом благ, но имеют свойство, при своем распространении, вызывать опасность такого нарушения.

Полиция нравов ведет борьбу не с самими безнравственными взглядами и принципами, как таковыми, a поскольку они выражаются во внешних действиях, оказывающих вред интересам отдельных лиц или целого общества.

Органами полиции нравов являются как государство в лице правительственных учреждений, так и само общество в тех различных формах, какие может принимать общественная самодеятельность; объектами же полиции нравов являются главным образом пьянство и половое распутство или проституция.


Е. Loening. Sittlichkeitspolizei (III т. Schonberg’s Handb. d. polit. Oekon.) A. Bar. Der Alkoholismus, seine Verbreitung und Wirkung auf den individuellen und socialen Organismus. Berl. 1878. Martius. Der Kampf gegen den Alkoholmissbrauch. Halle 1884. J. Rowntree and A. Sherwell. The Temperance Problem aud social Reform. Lon. 1899.

Н. Керр. Пьянство, его причины, лечение и юридическое значение. перев. с англ. 1889. Брандт, Борьба с пьянством за границею и в России. 1897. И. Янжуль. Пьянство, как социальный недуг («Вестн. Евр.» 1888 г., № 7 и книга «В поисках лучшего будущего, 1893).

Коровин. Общественная борьба с пьянством, М- 1895. Коровин. Убежища для алкоголиков, их постановка и деятельность в Англии. Швейцарии и Германии. М. 1901. Н. Загоскин. Пьянство и борьба с ним в древней Руси («Русск. Богат.», Апрель 1893 г.).

В. М. Тарновский. Проституция и аболиционизм. Спб. 1888. Parent-Duchatelet. De la prostitution dans la ville de Paris, 1857. L. Fiaux. La police des moeurs en France et dans les principaux pay.s de l’Europe. Par. 1888.


[1] E. Loening. Sittlichkeitpolizei.

Владимир Дерюжинский https://ru.wikipedia.org/wiki/Дерюжинский,_Владимир_Фёдорович

Владимир Фёдорович Дерюжинский (1861-1920) - русский правовед и публицист, профессор полицейского права; сенатор, тайный советник.

You May Also Like

More From Author