Время, как юридический факт

Мы окончили рассмотрение юридических действий; но мы знаем, что помимо действий, т. е. изъявлений воли лица, не мало бывает таких фактов, которые оказывают влияние на юридические отношения, влекут юридические последствия, служа основанием возникновения, прекращения или изменения прав, a потому они относятся к фактам юридическим.

Таковы: рождение или смерть лица, достижение лицом известного возраста, отделение плода от вещи, материальное уничтожение вещи и т. п. В ряду этих фактов особое внимание обращает на себя время, так как оно оказывает важное влияние на юридические отношения.

Влияние времени на гражданские юридические отношения весьма разнообразно. Мы видели уже, например, в учении о влиянии возраста на правоспособность, что время является условием для приобретения лицом способности к гражданской деятельности. Видели мы также в учении о сроке, что время может оказывать влияние, как условие для осуществления права.

Наконец, во многих случаях время является основанием для установления или прекращения права, т.е. во многих случаях право возникает или прекращается вследствие того, что оно осуществлялось или не осуществлялось в течение известного времени, Такая сила дана времени по внешним соображениям целесообразности и общего блага, a не по внутренним юридическим основаниям.

Время превращает факт в право. Строго говоря, невозможно отыскать юридических оснований для такого превращения, ибо отношение, противное праву, несогласное с ним, не может логически быть признано правомерным только по той причине, что оно просуществовало известное время.

Но практические цели юридического порядка вообще делают невозможной полную независимость частных драв от времени. Юридический порядок не может руководствоваться правилом – fiаt justitia, pereat mundus. Порядок этот существует не для того только чтобы проводить в жизнь строгие логические последствия, истекающие из сущности частных прав.

Признавая за субъектом частных прав свободу пользоваться или не пользоваться своим правом, правовой порядок должен в то же время необходимо преследовать свою главную цель, которая состоит в том, чтобы дать по возможности прочную организацию социальных отношений между людьми, чтобы регулировать эти отношения не на основании одного какого-либо абстрактного принципа, a на основании необходимости разумного удовлетворения человеческих нужд и потребностей.

Достижение этой цели было бы немыслимо, если бы частному лицу, которое долгое время не пользовалось своим правом, пренебрегало им, допускало, что другой овладел и пользовался этим правом, было дозволено, когда ему вздумается, заявлять иск об этом праве против овладевшего им лица.

При такой независимости частных прав от времени не было бы конца спорам и искам, и владельцы прав находились бы в постоянном страхе потерять то, чем они долго владели, на что потратили свой труд и свои средства.

Независимо от этого, не всегда факт, превращающийся вследствие продолжительного своего существования в право, может быть несогласным с правом; не всегда также он будет непременно нарушением права других лиц.

Кроме того, в лице, которое долго не принимало никаких мер для охранения своего права, можно предположить волю отказаться от этого права. На основании всех этих соображений и допускается, что существование известного фактического отношения в течение определенного времени дает право одному лицу или лишает права другое лицо.

В римском праве это влияние времени на частные права развито довольно широко; но римские юристы нигде не высказывают того общего начала, что все частные права прекращаются или приобретаются вследствие истечения известных периодов времени; римское право говорит лишь о влиянии времени на некоторые отдельные права, например, о приобретении собственности посредством добросовестного владения, продолжавшегося известное время.

Некоторые новые юристы пытаются обнять все разнородные изменения в праве, происходящие под влиянием времени, одним понятием давности – praescriptio.

При этом различают давность, приобретающую права, от давности, права прекращающей. Римскому праву такое общее понятие однако совершенно чуждо, в праве этом нет одной общей теории для различных юридических отношений (например, исковой давности, давности владения, пользования и т. д.), подводимых под это общее понятие давности.

Не образовалось для всех этих юридических институтов общей теории и в других законодательствах; по этой причине обо всех этих институтах не приходится говорить в общей части курса. В общую часть может войти лишь учение об исчислении времени, одинаково применимое ко всем юридическим институтам, в которых влияние времени сказывается.

Для исчисления времени надо уметь определять его и знать его подразделения.

Деление времени. Время делится на известные периоды, важнейшие из которых суть: день или сутки, месяц и год. Эти периоды или бывают неподвижны, т. е. установлены календарем, или имеют подвижное начало и конец.

Календарный день, dies civilis, считается от полуночи до полуночи. Календарный месяц (mensis civilis) от первого до последнего включительно дня каждого месяца в календаре, a календарный год (annus civilis) – от первого января до последнего декабря включительно.

Календарный день распадается на 24 часа, a римляне разделяли его на день и ночь (dies и nox), которые подразделяли на 12 часов, неодинаковой продолжительности, смотря по времени года.

Таким образом, 12-ый час дня по нашему будет по-римски sexta hora diei, a 6-й вечера duodecima или ultima hora diei. Древний Ромуловский год состоял из 304 дней или 10 месяцев или 38 нундин. Начинался он в марте и оканчивался декабрем, причем месяцы март, май, quintilis (июль) и october имели по 31 дню, a остальные по 30.

Нуме Помпилию приписывают введение более совершенного календаря. Он ввел год, приуроченный к фазам луны в 355 дней из 12 месяцев. Так как между этим годом и солнечным была разница приблизительно в 11 дней, то ее устраняли тем, что каждые два года вставляли один месяц в 22 или 23 дня в конце года между 23 и 24 февраля (праздник в память изгнания царей).

Этот месяц назывался mensis intercalaris или mercedomius. К этому вставочному месяцу присоединялись последние 5 дней февраля, вследствие чего mensis intercalaris равнялся 27 или 28 дням, a февраль в такой год сокращался до 23 дней. Вставкой этого месяца заведовали жрецы.

Первым месяцем в году был март, посвященный богу войны. Следующие за ним три месяца получили свое название от соответствующих им явлений природы (арrilis-aperio, majus – magnus, junius – junior).

Следующие шесть назывались по счету: quintilis, sextilis, september, october, november, december. Одиннадцатый месяц посвящен был Янусу и отсюда получил свое название. Двенадцатый februarius производят от слова februare – очищать.

Четыре месяца из числа 12 так же как в Ромуловском году имели 31 день, a остальные по 29 дней за исключением февраля, имевшего 2б дней (если не было вставочного месяца в году).

Для согласования этого года с фазами луны различали в каждом месяце: календы, т. е. первый день месяца (неподвижные), nonae, т. е. девятый день перед идами. Иды (idus), т. е. 15 день в марте, мае, июле и октябре (т. е. месяцах с 31 днем) и 13 в остальных.

Юлий Цезарь, как известно, изменил этот календарь и ввел календарь, созданный трудами греческого астронома Созигена. В основание этого календаря положен солнечный год, который по вычислению египтян равнялся 365 дням и 6 часам. Год этот был поделен на 12 месяцев.

С этою целью число дней в некоторых месяцах было увеличено до 31-го. Так как год солнечный более 365 дней, то для устранения разницы каждый четвертый год вставлялся между 23 и 24 февр. один день (dies intercalaris), считавшийся при исчислении сроков за один день с 24 февраля «bidunm pro uno habetur».

24-e февраля был шестой день до календ марта, шестым же считался и вставочный день, вследствие чего различались: dies sextus ante calendas Martias prior (24 февраля) и dies sextus ante calendas Martias posterior (вставочный день). Таким образом, было в известные годы 2 шестых дня до календ Марта, которые вдобавок считались за один. Отсюда название этого двойного дня bissextum (високос) и самого года такого bissextilis.

Юлианский год начинается с 1-го января. Счет дней шел от календ, нон и ид. Последний день месяца есть pridie calendas, канун календ следующего месяца. Перед ним dies secundus ante calendas и т. д. до ид. Август переменил название месяца quintilis в Julius, a sextilis назвал в свою честь augustus.

Кроме того, различались при счете времени нундины, которые не были составною частью месяца или года. Nundinae – это базарные дни, имевшие место через каждые 8 дней на девятый. В эти дни поселяне сходились в Рим для торговли и для принесения жертв. В эти дни нельзя было ни творить суда, ни собирать курии или центурии. Дни нундин обозначались буквами алфавита.

В конце республики стала известна принятая с востока семидневная неделя (hebdomas), принятая египетскими, ассиро-вавилонскими астрологами и евреями. Позднее она принята была и христианами, посвятившими последний ее день воспоминанию Воскресения Христова. Со времени Феодосия христианская неделя принята была уже в римском календаре.

Так как Юлианский календарь считает год в 365 дней и 6 часов, a на самом деле солнечный год равняется 365 дням 5 часам 48′ 48”, то на западе папа Григорий исправил Юлианский календарь. Об этом исправлении и о разнице между старым и новым стилем вы, конечно, знаете.

Считать время по неподвижным периодам приходится реже, чем по подвижным. Обыкновенно приходится считать время с определенного факта, так, например, возраст считается со дня рождения, давность с момента овладения и т. п.

Поэтому календарному времени противопоставляют подвижной год, подвижной месяц и подвижной или естественный день. Подвижной год имеет 365 или 366 дней, неделя 7 дней, сутки 24 часа, месяц 30 дней.

Исчисление периодов времени, необходимых в том или другом данном случае для приобретения или превращения права, производится двояким способом. Во 1-х, считают иногда время от момента до момента, т. е. начинают счет с мгновения, в которое наступило известное событие, например, от 11 часов утра 12-го октября, и считают до такого же мгновения, т. е. по этому счислению 10-дневный срок окончится в 11 часов 22-го октября.

Этого рода исчисление называют естественным – computatio naturalis (naturaliter computare).

При этом способе исчисления обращается внимание на меньшие единицы времени: на часы, минуты и секунды, – поэтому такой способ исчисления времени очень точен, но практически он неудобен по той причине, что в значительном большинстве случаев трудно и даже невозможно точно знать момент, в который начинается срок, a следовательно нельзя определить и момент окончания срока.

В виду этого и в источниках римского права такое естественное исчисление времени computatio naturalis принято исключительно при определении момента наступления совершеннолетия лица. Момент этот определяется не наступлением дня, a наступлением часа рождения в том случае, когда применение другого способа счисления повлекло бы для достигающего совершеннолетия лица невыгодные последствия.

За исключением этого единственного случая римское право всегда применяет так называемое гражданское счисление времени – compatatio civilis. При этом счислении за меньшую единицу времени принимается dies civilis – гражданский день – от полуночи до полуночи; название это дается в отличие от дня естественного от восхода до ваката солнца.

При применении этого последнего способа счисления наступление совершеннолетия лица, которому сегодня исполнилось 25 лет, должно считаться с 12 часов прошедшей ночи, хотя бы было известно, что рождение имело место в 12 ч. дня, но когда для достигшего 25 лет от такого счета последовал бы ущерб, тогда применяется computatio naturalis, и момент наступления совершеннолетия будет отнесен на 12 ч. дня.

Так, например: если это лицо до 12 ч. дня сегодня совершило бы невыгодную для себя сделку без согласия попечителя, оно могло бы ее отсрочить теми средствами, какие претор дает для этой цели недостигшему 25 лет, т. е. получит restitutio in integrum.

При computatio civilis за первый день при исчислении срока принимается тот день, в которые совершался данный юридический факт, хотя бы совершение факта имело место в последнем часу дня. Например, смерть лица последовала в 11 ч. вечера, a в 12 часов той же ночи начнется уже второй день со дня кончины.

Конечным моментом срока при этом способе счисления будет, как уже указано, начало последнего дня этого периода – «dies coeptus pro completo habetur». Например, сегодня последний день 25-летия службы лица, Конец этого 25-летия будет считаться наступившим уже в 12 ч. истекшей ночи.

Но если идет речь о потере права вследствие бездействия лица, то необходимо, чтобы прошел весь последний день того периода времени, по истечении которого право теряется. Так, право совершать завещание приобретается с известного возраста. Положим, сегодня лицо как раз достигло этого возраста, оно вправе совершить действительное завещание сегодня же, как только прошла полночь, предшествующая сегодняшнему дню.

Наоборот, лицо три года тому назад утратило владение своей вещью, которой владел без основания другой, и сегодня исполняется трехлетний срок, в течение которого лицо могло искать эту свою вещь.

В этом случае право на предъявление иска прекращается не с наступлением нынешнего дня, a с его окончанием. По общему правилу при гражданском времяисчислении в счет идут все дни, составляющие данный период времени, который считается непрерывным (tempus continuum).

По исключению в вопросах о потере права выпускаются из счета те дни, в которые лицо по уважительной причине, например, по болезни или по уважительному отсутствию, не могло принимать мер к охране своего права. В этом случае говорят o tempus utile, т. е. сроке, в который начитываются одни dies utiles, в которые не было препятствий к принятию мер.

Особое внимание новые юристы обращают на незнание лица о существовании y него права, как на обстоятельство, исключающее возможность заботы об охранении его. В виду этого обстоятельства закон считает нередко начало срока с того момента, когда лицо узнало о факте, с которым для него связано приобретение права.

Новые юристы говорят в этом случае о tempus utile ratione initii, которому противополагается tempus continuum ratione initii. Так как из срока могут быть выкидываемы дни или в начале его (по незнанию субъекта о возникновении права) или по уважительным причинам в самом течении его, то комментаторы дали следующие четыре комбинации:

1) tempus continuum ratione initii et ratione cursus;

2) tempus utile ratione initii et continuum rationo cursus;

3) tempus continuum ratione initii et utile ratione cursus;

4) tempus utile ratione initii et ratione cursus.

В виду неудобств, связанных с вычислением полезного срока, римское право старается ограничить случаи его применения. В Юстиниановом праве utiliter могут быть считаемы не более как годичные сроки, a большие суть все – tempora continua.

Возможны такие сроки времени, при которых нет места времяисчислению, ибо определенного числа периодов времени нет, a тем не менее возникают, благодаря времени, известные юридические последствия, и фактическое состояние, продолжавшееся неопределенное время, обращается в право.

Это имеет применение к такому неопределенному промежутку времени существования фактического состояния, что начало его выходит за пределы человеческой памяти. Origo ejus memoriam excessit; 1. 3 § 4 D 43. 20.

Кто-либо, например, с незапамятных времен владеет землей без всякого акта, свидетельствующего об ее приобретении. Ему для охраны своего права достаточно сослаться на незапамятность, древность (vetustas) своего владения. Vetustas legis vicem tenet, pro lege habetur, как говорят юристы.

You May Also Like

More From Author