Одними из способов взимания косвенных налогов являются таможенные пошлины, т. е. налоги на предметы, провозимые через границу государства.
Эти пошлины очень древнего происхождения: они существовали уже в древних греческих государствах. В средние века также возникали таможенные пошлины, но уже на иных началах. В классическом мире таможенные пошлины имели публичный (государственный) характер; в средние же они получили частноправовой характер.
Они получили значение платы за известные услуги, напр., за охрану купцов, за пользование мостами, дорогами и т. д. Возникла масса разнообразных проезжих и торговых сборов, которые взимались не только на внешней границе государств, но на некоторых пунктах и на известных чертах внутри их, так что, независимо от внешних, существовали и внутренние таможенные пошлины.
В период феодализма отдельные территориальные владельцы устанавливали таможенные пошлины, что крайне стесняло торговлю. Особенно страдала от этого Германия. Карл V сделал неудавшуюся попытку уничтожить внутренние таможенные пошлины.
Только в XIX в. идея Карла V осуществилась, и Германия объединилась в таможенном отношении. И нынешняя Германская Империя в значительной степени есть продукт предшествовавшего ей таможенного союза.
Теперь внутренние таможенные пошлины отменены уже повсюду и остались одни внутренние таможенные пошлины.
Отличительною чертою таможенных пошлин является то, что ими часто преследуются, помимо финансовых, и иные цели, именно, таможенными пошлинами пользуются как средством для поддержки туземной промышленности.
Отсюда произошло деление таможенных пошлин на фискальные, являющиеся настоящим налогом, и охранительные (или покровительственные), являющиеся не столько налогом, сколько политико-экономическою мерою.
Уже с давних пор ведется спор о том, должны таможенные пошлины иметь какие-либо назначения, сверх податного, или же их настоящая роль исключительно фискальная. Последнего мнения держатся все приверженцы школы свободной торговли.
Противники их, так называемые протекционисты, требуют, чтобы назначением высоких пошлин был затруднен доступ в страну таких товаров, которые могли бы соперничать с туземными, а также вывоз продуктов, необходимых для отечественной промышленности. Оба направления имеют за себя очень видных представителей науки и практической деятельности.
Что касается фискальной покровительственной функции таможенных пошлин, то это совершенно несовместимые понятия, и покровительственные пошлины противоречат пошлинам, имеющим фискальное значение.
Идеал покровительственных таможенных пошлин сводится к тому, чтобы привоз товаров, производимых в стране, прекратился вовсе, а это привело бы до нуля доходность таких пошлин. Наоборот, таможенные пошлины только тогда могут занять видное место в ряду государственных доходов, когда происходит большой привоз товаров из-за границы.
Не взирая на такое соотношение между покровительственными и фискальными таможенными пошлинами, в большинстве государств забывают об этом и стремятся создать такую таможенную систему, чтобы и интересы казны и выгоды промышленников были соблюдены в равной мере, что является трудно разрешимою задачею.
Далее забывают, что выгоды промышленников далеко не всегда совпадают с выгодами потребителей, и что последний класс несравненно многочисленнее первого.
Тем не менее, почти все государства придерживаются теперь покровительственной таможенной политики. Из больших государств таковой теперь не придерживается одна Англия.
Можно отметить как общее явление, что для стран с преобладанием добывающей промышленности более выгодна свободная торговля с финансовыми таможенными пошлинами, и для стран промышленных (фабричных) – покровительственная политика.
Это можно отлично проследить на таможенной истории Соединенных Штатов: когда там политическое преобладание получали плантаторские Южные Штаты, то тотчас вводились более либеральные тарифы, а с переходом власти в руки промышленных Северных Штатов торжествовали принципы протекционизма.
И война Южных Штатов с Северными была вызвана столько же вопросом об освобождении негров, сколько различием в требованиях от таможенной политики. Начиная с междоусобной войны и до настоящего времени, Соединенные Штаты держатся строго покровительственной политики, которая особенно усилилась в последнее время.
Что касается большинства европейских государств, то таковые в последнее время настолько усилили покровительство в таможенной политике, что многие из их таможенных пошлин получили запретительный характер, в том смысле, что они крайне затрудняют, а иногда даже закрывают иноземным товарам доступ в страну.
В покровительственных пошлинах следует различать несколько оттенков. При этом они распадаются на две главные группы: на пошлины, которыми оказывается покровительство обрабатывающей промышленности, и на пошлины, предназначенные служить поддержкой добывающей промышленности вообще и сельскому хозяйству в частности.
Сельскохозяйственные таможенные пошлины, взимаемые со всевозможных произведений сельского хозяйства, но главным образом с зерновых продуктов, играют теперь видную роль во многих европейских государствах, именно во Франции, Германии, Италии и некоторых других.
Так как названные страны не в состоянии прокормиться собственным хлебом, а вынуждены ввозить таковой и из-за границы, то приведенные пошлины являются в них истинным бичем для низших классов населения, в бюджете которых, хлеб составляет крупную статью расходов.
Эти пошлины способствуют повышению хлебных цен на внутренних рынках. И массе потребителей хлеба приходится, одновременно с уплатою более или менее значительных сумм государству в виде хлебных пошлин, переплачивать еще большие суммы туземным производителям хлеба.
В современных покровительственных таможенных пошлинах часто выдвигается и их социальная сторона. Именно, таможенные пошлины являются средством удержания на известной высоте заработной платы и охраны туземных рабочих от конкуренции иностранных рабочих.
От покровительственных пошлин в истинном смысле этого понятия следует отличать так называемые боевые репрессивные таможенные пошлины, которые некоторые государства вводят по отношению к другим государствам, таможенная политика которых для них невыгодна. Новейшая история богата примерами подобной таможенной войны.
Но можно привести также много примеров, когда разные государства смягчали по отношению к отдельным странам свою общую таможенную политику и заключали с ними торговые договоры, по которым соглашались допускать их известные произведения на льготных условиях.
Затем, эти привилегии приходилось распространять и на другие государства, которые выговаривали себе право пользоваться льготами, предоставляемыми “наиболее благоприятствуемой нации”. Доходило до того, что некоторые государства находились в договорных отношениях с большинством других государств, и что общий таможенный тариф действовал лишь в виде исключения.
А некоторые государства имеют 2 таможенных тарифа: общий и минимальный. Напр., это имеет место с 1892 г. во Франции. При этом минимальный тариф применяется к товарам, происходящим из государств, которые предоставляют соответствующие льготы по отношению к французским товарам и применяют к последним свои самые низкие тарифы.
Таможенные пошлины могут быть взимаемы с привоза иностранных товаров, вывоза туземных и за провоз товаров, через государство. Так получаются привозные, вывозные и транзитные пошлины. В настоящее время существенное значение представляют только привозные пошлины.
Транзитные пошлины в большинстве государств или вовсе отсутствуют или играют ничтожную роль. Для того, чтобы обложить провоз через свои проделы иностранных товаров, государство должно находиться в исключительно выгодном географическом положении: иначе названные товары могут направиться другими путями в обход облагающего их государства.
Таким образом, транзитные пошлины угрожают прекращением или ослаблением провоза иностранных товаров, являющегося всегда весьма выгодным для государства, через которое он происходит.
Точно также и вывозимые пошлины могут иметь значение лишь в тех государствах, которые обладают какими-либо естественными монополиями. В таком положении находится, напр., Перувианская республика в отношении к гуано-удобрительному веществу, образовавшемуся из накопившегося веками птичьего помета.
Обладая богатыми залежами гуано, Перувианская республика взимает с него вывозные пошлины и покрывает таковыми значительную часть своего бюджета. Существующие же в некоторых европейских государствах вывозимые пошлины, напр., в Италии с вывоза шелка, играют скромную роль среди их таможенных доходов.
По большей же части они имеют значение меры, направленной к задержанию вывоза из страны известных предметов; такое значение имеют, например, русские вывозные пошлины с пальмового и орехового дерева и тряпья.
Что касается привозных пошлин, то таковые составляют крупный источник доходов большинства государств, служа, с одной стороны, дополнением к их внутренним налогам с потребления, и являясь, с другой стороны, самостоятельным обложением предметов, не облагаемых внутри страны.
При этом почти во всех государствах главная масса их таможенных доходов получается от немногих предметов: таковыми в европейских государствах являются обыкновенно колониальные продукты, как чаи, кофе, хлопок, к которым в некоторых государствах присоединяются крепкие напитки, табак, сахар, керосин и сельскохозяйственные произведения.
При тарифах, состоящих из сотен статей, пять или шесть главных предметов ввоза дают иногда 9/10 всего таможенного дохода, а остальные статьи приносят совершенно ничтожные суммы.
Англия имеет теперь весьма простой таможенный тариф, состоящий из немногих статей, что не мешает ей получать посредством таможенных пошлин крупные доходы. В 1900 – 1901 г. Англия получила от таможенных пошлин 26 1/4 м. ф. ст. в том числе от таможенных пошлин с табака было получено около 13 м. ф. ст., а от таможенных пошлин с чая – около 6 м. ф. ст.
В числе предметов, облагаемых в разных государствах таможенными пошлинами, фигурируют, как готовые предметы потребления и вполне обработанные произведения, так и полуобработанные предметы и сырые материалы, необходимые для разных производств.
Если предметы, изготовленные из оплаченных таможенными пошлинами материалов, потребляются внутри страны, то в сущности происходит обложение потребления таких предметов. Но, если последние вывозятся из страны, возникает вопрос, не следует ли при этом возвращать таможенные пошлины, уплаченные за употребленные для изготовления вывозимых произведений материалы.
Этот вопрос обыкновенно решается в утвердительном смысле. Так, напр., у нас пошлины с хлопка возвращаются при вывозе изготовленных из него тканей. Или же допускается беспошлинный привоз материалов, потребных для производства предметов, предназначенных для вывоза.
Но при этом часто бывает трудно определит размер подлежащих возврату или сложению таможенных пошлин иногда последние возвращаются не полностью, а в иных случаях с излишком, так что получаются вывозные премии.
В действующих европейских таможенных тарифах преобладают пошлины, взимаемые по числу, весу или мере облагаемых предметов, т. е. так называемые “специфические” пошлины. Таможенные пошлины, взимаемые по цене облагаемых товаров (ad valorem), в прежнее время были сильно распространены.
Теперь они имеют еще большое значение в Соединенных Штатах. Это в принципе самые правильные таможенные пошлины, так как цена обложенных предметов представляется лучшим поданным масштабом, чем их число, вес или мера.
Но, на практике взимание таможенных пошлин с цены товаров встречает много затруднений и ведет к произволу и недоразумениям, что можно видеть и из современной американской таможенной практики. Вследствие этого, утвердившиеся в Европе специфические пошлины, по своей простоте и по практическим соображениям, заслуживают предпочтения.
В России правильные торговые сношения с иностранцами развились сравнительно поздно, и в России долго не было правильной таможенной системы.
В старину на Руси было очень много разных проезжих сборов, взимавшихся на дорогах, реках, мостах и перевозах, и торговых сборов, взимавшихся преимущественно в городах за разные торговые действия. Все эти сборы были крайне неопределенны и неравномерны.
Среди проезжих сборов наибольшее значение имел мыть-сбор, взимавшийся с товаров при провозе их чрез внутренние заставы. Иногда право устраивать мыты жаловалось частным землевладельцам. Между торговыми сборами видную роль играла тамга, сбор на право торговли, появившаяся во время татарского ига. Впоследствии отсюда произошли “таможенные” пошлины.
Приезжие и торговые сборы по идее были проникнуты подлинным характером, хотя часто услуги, за которые они взимались были более мнимые, чем действительные. Фискальное значение этих сборов также было невелико.
Первым уставом, внесшим некоторый порядок в русское таможенное дело, был Торговый Устав 1653 года, по которому с привозимых и вывозных товаров взимались сборы в размере 4% и 5%. Но с иностранцев, ввозивших и вывозивших товары, взимались еще добавочные сборы, так что им приходилось уплачивать до 13% с цены товаров.
Таким образом, Торговый Устав 1653 года ввел фискальные таможенные сборы.
Внутренние таможенные сборы были у нас отменены в 1753 г.
Петр Великий внес в русскую таможенную политику покровительственные начала.
Позднейшая история таможенной политики России представляет неоднократные переходы от начал свободной торговли к покровительству и наоборот. В 1819 г был издан весьма либеральный таможенный тариф, от которого сильно пострадали многие отрасли русской промышленности. Тогда в 1822 году был издан строго запретительный тариф, который впоследствии был несколько раз смягчаем.
В 1869 году был установлен сравнительно довольно либеральный тариф, а с 1882 года опять произошел поворот к покровительственной системе. Но еще в 1877 году, главным образом с фискальною целью, было установлено взимание таможенных пошлин золотом, что в то же время явилось своего рода покровительственною мерою.
В настоящее время в России действует введенным с 1 июля 1891 года общий таможенный тариф по европейской торговле.
Наш действующий таможенный тариф отличается сложностью и отсутствием системы и состоит из покровительственных пошлин на товары, производимые внутри страны и финансовых пошлин на товары, внутри страны не производимые, напр., чай. пряности и т. п.
По общему правилу, у нас привозные товары оплачивают пошлины по так называемому специфическому тарифу, т. е. по счету или весу. Но с товаров, ввозимых чрез нашу Азиатскую границу, таможенные пошлины взимаются по их цене.
У нас обложены почти все привозные товары. К безпошлинному ввозу допущены весьма немногие предметы, в том числе всякого рода хлеб в зерне, кроме риса, домашний скот, лошади, удобрительные вещества и некоторые другие предметы.
Теперешние русские таможенные пошлины чрезвычайно высоки. Тяжесть наших таможенных пошлин увеличивается формальностями, с какими происходит их взимание, и сопровождающими таковое накладными расходами, напр., при подаче объявлений, в пользу таможенных артелей и т. д. Эти накладные расходы особенно обременительны при оплате таможенными пошлинами мелких партий товаров.
Рядом с общим таможенным тарифом, в России действуют и договорные тарифы. Так, напр., по заключенной в 1893 году между Россией и Францией торговой конвенции были понижены в размере от 10 – 25% ставки русского таможенного тарифа 1891 года на целый ряд французских привозных предметов, взамен чего Франция предоставлена ряд льгот для ввоза русских минеральных масел.
А в марте 1894 г. был заключен на 10 лет торговый договор между Россией и Германией, составивший важное событие в истории нашей таможенной политики.
Заключению означенного договора предшествовала таможенная война между Россией и Германией, возгоревшаяся при следующих обстоятельствах.
Россия и Германия издавна вели между собою оживленные торговые сношения, причем Россия вывозила в Германию большие количества зерновых продуктов и сама получала из Германии немало товаров, главным образом мануфактурных. С начала 80-х годов как в России, так и в Германии происходило последовательное повышение таможенных пошлин.
При этом в Германии были доведены до большой высоты сельскохозяйственные таможенные пошлины. Ввоз в Германию русских произведений становился все более и более затруднительным.
Положение ухудшилось, когда в 1891 году Германия заключила торговые конвенции с Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией, по которым понизила до 30% пошлины на привозимые из названных государств зерновые и некоторые другие продукты, составляющие предмет русского вывоза.
Германия должна была распространить эти понижения и на произведения государств, с которыми она находилась в договорах о взаимном предоставлении преимуществ наиболее благоприятствуемой нации, и в том числе на произведение Северо-Американских Соединенных Штатов и Аргентинской республики.
При таких условиях русские произведения, не пользовавшиеся подобной льготой, не могли конкурировать на германских рынках с произведениями, к которым применялись пониженные таможенные ставки. И вывоз русских произведений в Германию стал быстро падать.
Тогда Высочайше утвержденным 13 июля 1893 г. мнением Государственного Совета был установлен двойной таможенный тариф, по которому действующий общий тариф, с могущими последовать в нем изменениями, имеет быть применяем к товарам тех стран, которые предоставляют русским товарам наиболее льготные условие ввоза и транзита, к произведениям же стран, которые таких условий русским товарам не предоставляют, означенный тариф имеет быть применяем с надбавками в 15, 20 и 30%, смотря по роду товаров.
С 20 июля 1893 года такой повышенный таможенный тариф стал применяться к товарам, привозимым из Германии. Последняя ответила тем, что повысила на 50% таможенные пошлины с русских произведений. В начавшейся, таким образом, таможенной войне теряли обе стороны.
Тогда Россия и Германия приступили к выработке торгового соглашения, результатом которого и явился торговый договор 1894 года. По этому договору Германия понизила таможенные пошлины на некоторые русские произведения, причем наиболее важно для России понижение пошлин с зерновых продуктов. Россия, со своей стороны, понизила таможенные ставки для целого ряда германских товаров.
Заключение торгового договора с Германией и установление, вследствие такового, рядом с общим несколько пониженного конвенционного таможенного тарифа явились некоторым смягчением господствовавшей у нас в последнее время покровительственной политики.
Отступлением от таковой явились также установленные в 1898 г., в виде временных мер, льготы в таможенном обложении судов, а также некоторых сельскохозяйственных машин и орудий и иных полезных для сельского хозяйства предметов.
Из других произведенных в последнее время в нашем таможенном тарифе изменений наибольшее значение имеют: возвышение в 1892 г. пошлины на привозимые к портам Черного и Азовского морей каменный уголь и кокс, возвышение в 1892 и 1894 гг. пошлины на хлопок и бумажную пряжу, возвышение в 1899 г. пошлины на привозимые сухим путем байховые чаи и установление в 1899 г. пошлины на серебро.
В 1900 г., ввиду событий на Дальнем Востоке, были временно повышены в размере от 10 – 50% пошлины по многим (более 100) статьям таможенного тарифа. Повышение это коснулось преимущественно предметов роскоши и таких, обложение которых имеет фискальный характер. При этом конвенционные тарифы с государствами, с которыми у России заключены торговые трактаты, сохранены в силе.
В 1901 г. вследствие того, что Соединенные Штаты Сев. Америки наложили на русский сахар добавочную пошлину, к некоторым продуктам, привозимым из Соед. Штатов был приложен повышенный таможенный тариф.
Ввиду того, что скоро истекает срок наших торговых договоров с большинством государств, нашим правительством ведутся деятельные переговоры о заключении новых торговых трактатов.
А 13 января 1903 г. был Высочайше утвержден новый ,,Общий таможенный тариф по Европейской торговле”, причем министру финансов предоставлено испросить Высочайшие указания относительно срока и порядка введения его в действие.
Этот тариф составлен главным образом на тот случай, если торговые трактаты не будут возобновлены и придется прибегнуть к общему тарифу, а между тем тариф 1891 г. уже устарел и не соответствует современным потребностям русской промышленности.
По новому тарифу обращены в постоянные произведенные в 1900 г. временные повышения таможенных пошлин. В новом тарифе повышены пошлины с целого ряда товаров и произведена новая классификация товаров и большая их специализация.
Особенностью нового таможенного тарифа является более высокое обложение некоторых товаров, привозимых по сухопутной границе, сравнительно с такими же товарами, привозимыми по морской границе. Такая дифференциация сделана для каменного угля, торфа, чугуна и некоторых других предметов ради привлечения этих товаров в русские порты.
В 1901 г. наш таможенный доход составил 219.690 т. р. Наибольшее значение имеют в нем таможенные пошлины с чая и хлопка: первые дали в 1901 г. 57,405 т. р., а вторые 37.668 т. р.