Международно-правовые соединения государств весьма разнообразны; число их постоянно растет и непрерывно создаются новые формы их. Изучение всех этих форм относится к области науки международного права, но в курсе государственного права необходимо упомянуть о тех из них, которые по всей внешней структуре близко подходят к государственно-правовым соединениям и нередко превращаются в эти последние.
Таковы: союз государств в тесном смысле слова (специальным видом которого является реальная уния) и протекторат.
1. Союз государства в тесном смысле слова, или конфедерация (confederation, Staatenbund), есть международно-правовое соединение, заключающееся в том, что несколько государств, имеющих общие политические интересы, создают путем договора для удовлетворения этих интересов общие органы и через посредство их осуществляют совместно известные функции государственной власти.
Слово “союз” употребляется в международном праве и в ином, более обширном значении, а именно, оно прилагается:
1) к таким международным соединениям, в которых несколько государств договариваются действовать совместно для защиты общих интересов, но не создают для этой цели общих органов, каковы, например, союзы, заключаемые на случай войны (alliance): тройственный союз, франко-русский;
2) к тем соединениям, где имеющие общие интересы государства создают для выполнения известных культурных задач общие органы, но не осуществляют через посредство этих органов никаких функций власти (например, Всемирный почтовый союз).
Необходимым признаком союза государств в тесном смысле является, таким образом, совместное осуществление функций государственной власти через посредство общих органов.
а) Высшим общим органом союза государств является, обыкновенно, собрание их делегатов или уполномоченных.
Союзами государств такого типа были Соединенные Штаты Сев. Америки после отделения их от Англии в 1776 г. и до преобразования их в государственно-правовое соединение – федерацию в 1787 г.; далее – Швейцария, начиная от образования швейцарского союза до 1848 г. (с перерывом в конце XVIII и начале XIX в., когда она составляла единую республику), наконец, Германия в 1815-1866 гг.
В Швейцарии и Германии, так же как в Америке, конфедерация впоследствии превратилась в федерацию.
б) Но союз государств может иметь и иную структуру, а именно: высшим органом конфедерации может быть не собрание уполномоченных от входящих в ее состав государств, а одно физическое лицо, общий монарх. Этот специальный вид союза государств называется реальной унией.
Как и союз государств первого типа реальная уния основана на международном договоре. Соединенные реальной унией государства остаются равными и независимыми (суверенными), но обязываются по договору иметь общего монарха и в исполнение этого договора устанавливают у себя одинаковый порядок престолонаследия.
Кроме монарха могут быть и другие общие органы (например, общие министры, соединенные комиссии законодательных собраний), но существенным признаком реальной унии является лишь основанная на договоре общность монарха.
До последнего времени в Европе существовали две реальные унии: уния Швеции и Норвегии и уния Австрии и Венгрии. Но первая недавно была разорвана Норвегией, и единственной общепризнанной реальной унией в настоящее время является Австро-Венгрия.
Формы реальной унии, по-видимому, принимают также отношения Дании к Исландии (которую Дания прежде считала своей провинцией), но эти отношения еще не установились окончательно.
От реальной унии должно отличать личную унию, заключающуюся в том, что одно и то же физическое лицо является монархом в двух и более государствах, но не в силу договора их между собой, а по случайному совпадению прав на престол, когда, например, престол одного государства переходит к монарху другого по наследству или (при избирательной монархии) в силу избрания.
Личной унией были соединены, например, Голландия и Люксембург до 1890 г., когда пресеклась мужская линия Оранского дома. При существовании общности политических интересов между связанными личной унией государствами она нередко переходила в реальную. Так, например, личная уния предшествовала реальной в истории отношений между Австрией и Венгрией.
Но, так как личная уния вообще возникает независимо от общности интересов, то, обыкновенно, она представляет значительные неудобства для связанных ею государств, и некоторые конституции принимают специальные меры против ее возникновения, объявляя занятие престола в данном государстве несовместимым с таким же положением монарха в другом государстве.
2. Протекторат есть международно-правовое соединение, заключающееся в том, что одно государство (более слабое) передает осуществление некоторых функций своей власти (большей частью ведение иностранной политики) другому (более сильному) государству, так что в известной области оба они выступают в международной жизни как одно целое.
Государство, принявшее протекторат, формально остается суверенным: оно не подчинено власти другого государства, а лишь связано по отношению к нему договорным обстоятельством. Но практически протекторат весьма часто ведет к подчинению, а иногда и к полной фактической потере политической самостоятельности для протежируемого государства.
По идее, протекторат есть защита слабого государства сильным, в действительности же он является обыкновенно средством постепенного поглощения культурными государствами народов, стоящих на низшей ступени цивилизации. Таков, например, протекторат Франции над Тунисом, Аннамом, Камбоджей. Более соответствуют идее протектората отношения Италии к республике Сан-Марино.