1. Право пожизненного владения относится к разряду таких гражданских прав, которые, по существу своему, будучи присвоены данному лицу, не могут быть переносимы на другие лица и потому не подлежат ни передаче, ни иному виду преемства… Оно принадлежит лишь тому лицу, которому предоставлено, и потому не может быть предметом преемства ни при жизни его обладателя, ни в порядке наследования.
На другие лица может быть перенесено не самое право пожизненного владения, а лишь осуществление его и притом не иначе как на определенный срок, и если в 5337-й ст. и говорится о “передаче” права пожизненного владения, то, очевидно, лишь в смысле предоставления другому лицу временного пользования имением, так как само право пожизненного владения, как непередаваемое и неотчуждаемое, остается за пожизненным владельцем, передача же его, в смысле отчуждения, законом вовсе не допускается (92/11).
2. Право пожизненного владения как “особое право” (ст. 514, 521), “может существовать лишь как право другого лица, а не самого собственника” и потому право пожизненного владения и право собственности несовместимы в одном лице. Вследствие этого и к собственнику не может перейти право пожизненного владения на то имущество, которое ему уже принадлежит по праву собственности.
“Добровольным способом прекращения права пожизненного владения может быть лишь отречение”, – безвозмездное или за вознаграждение. “Ближайшее же последствие такого прекращения заключается не в передаче того же, прекратившегося уже, права собственнику, а в том, что отказ от пожизненного владения, и независимо от соглашения, всегда идет в пользу собственника, на имении которого лежало ограничение”.
Дальнейшие последствия отречения – те же, какие наступают и в случае смерти пожизненного владельца: имение “переходит” (ст. 53312) к собственнику. “При таком переходе не теряют силы те юридические отношения, возникшие при существовании пожизненного владения, которые тесно связаны с потребностями и выгодами самого имения.
Прямое указание на переход таких отношений к собственнику содержится в 5337-й и 16921-й ст., по силе которых заключенные пожизненным владельцем арендные договоры не теряют своей силы по прекращении пожизненного владения, а сохраняют ее до определенного срока и обязательны, при определенных в законе условиях, для собственника имения.
Точно так же, конечно, обязательны для него и другие сделки и распоряжения бывшего пожизненного владельца по имению, насколько они не выходили за пределы предоставленного ему частным актом или законом права (514-я, 5335-6-я, 1629-я п. 2 и др. ст.).
На том же основании к собственнику переходят и права требования, возникшие при пожизненном владении как из договоров по имению, так и из касающихся имения нарушений, каково, напр., неправильное владение и пользование, а, следовательно, и требование, как о прекращении таких нарушений, так и о взыскании убытков, если таковые понесены были пожизненным владельцем (92/11).
3. Не всякое, однако, требование, которое могло принадлежать пожизненному владельцу, переходит к собственнику.
Так, и с прекращением пожизненного владения, собственник имения не вправе предъявлять иск об уничтожении арендных договоров, заключенных прежним собственником, на том лишь основании, что такое право имел пожизненный владелец, – если эти договоры не были им оспорены по самостоятельному праву собственника и, следовательно, не утратили обязательной для него силы (92/11).
4. Статья 5337, “при отсутствии других общих правил, может быть применена и ко всем видам пожизненного владения” (92/11; 87/82; 70/248).
5. Для действительности отречения от пожизненного владения не требуется совершения крепостного акта и таковой может быть облечен в форму домашнего акта, не явленного и не засвидетельствованного (94/75; 93/10).
6. См. ст. 514, 533, 5335, 5336, 53312, 16921.
7. Казалось бы, что закон говорит здесь (ст. 5337) об отчуждении, которое может быть или возмездное, или дарственное.
Но выражение: “в полном составе или в какой-либо части”, а еще более определения статьи о сроках аренды и об арендной плате, указывают, что закон имеет в виду не отчуждение самого права или передачу его осуществления, но только отдачу внаем имения, в пожизненном владении состоящего, так как передача права в какой-либо части невозможна.
Редакц. Ком. по составл. Гражд. Улож. – “Гражд. Улож., кн. 3: Вотчинное право”, т. II, стр. 154.
8. Такое положение о возможности передачи пожизненного владения юридически неправильно; пожизненное владение отличается строго личным характером: оно принадлежит тому, в чью пользу установлено, и пожизненный владелец не может уступить свое право другому лицу:
несмотря на неудачный оборот “пожизненному владельцу дозволяется передавать принадлежащее ему право пожизненного владения, в полном оного составе или же в одной какой-либо его части другому лицу” – дальнейшее содержание закона показывает, что передаваемо постороннему лицу может быть именно только осуществление пожизненного владения, но не самое право;
может быть передаваемо постороннему лицу не право пожизненного владения, а только имущество, в пожизненном владении состоящее, переходит во временное пользование.
Проф. А.М. Гуляев. – “Русское гражд. право”, стр. 168-169.
9. Хотя ст. 5337 и говорит о передаче права пожизненного владения, однако закон не устанавливает для этой передачи никакой формы. Поэтому как из смысла ст. 5337, так и из отсутствия формы для совершения актов подобного рода, следует прийти к тому заключению, что порядок передачи права пожизненного владения по закону точно не определен.
Редакц. Ком. по составл. Гражд. Улож. – “Гражд. Улож., кн. 3: Вотчинное право”, т. II, стр. 154.
5338. Все срочные обстоятельства, переходящие вместе с имением к пожизненному его владельцу, остаются в своей силе до истечения их сроков. 1862 февр. 27 (38005) ст. 11.
См. ст. 5337.
5339. Долги, обеспеченные имением, переданным в пожизненное владение, взыскиваются с этого имения; все же прочие долги прежнего вотчинника, не обеспеченные ни тем имением, ни каким-либо другим, разлагаются ко взысканию с пожизненного владельца и с наследников прежнего вотчинника по соразмерности с имением, поступившим к первому в пожизненное владение, а к последним в собственность. Там же, ст. 12.
1. Платежи, причитающиеся по состоящему в залоге кредитного установления имению, которое находится в чьем-либо пожизн. владении, обязан вносить один пожизненный владелец, без участия наследника.
Однако пожизн. владелец погашает этот долг лишь из средств имения, передан. ему в пожизн. владение, и не обязан удовлетворять его из каких-либо других средств, почему он и не имеет надобности, для сложения с себя ответственности за ипотечный долг наследодателя, отказываться от пожизн. владения, не подвергаясь опасности отвечать за такой долг свыше средств означенного имения.
Отсюда следует, что срочные платежи (проценты и частичное погашение) по залогу в кредитных учреждениях имения, состоящего в пожизн. владении, должны быть вносимы пожизн. владельцем и не подлежат разверстке между ним и собственником (95/82).
2. Ответственность наследника, которому имение было завещано в пожизненное только владение, в случае смерти этого наследника или отказа его от пожизненных прав, должно исчислять по соразмерности с доходами, полученными им с имения, состоявшего в его пожизненном владении (99/12).
3. См. ст. 53310, 1259.
53310. Сумма, которая при продаже имения, состоящего в пожизненном владении, за просроченный кредитному установлению долг, будет выручена сверх этого долга или же при продаже того имения по казенному или частному взысканию, сверх этого взыскания вносится в Государственный Банк или в другое, правительством учрежденное или покровительствуемое кредитное установление, для обращения из процентов, которые предоставляются в пользу пожизненного владельца, но самый капитал признается собственностью наследников прежнего вотчинника. Там же, ст. 13.
1. “Хотя этот закон относится лишь к указанному в нем роду капиталов, но по аналогии, как единственное указание наших законов относительно способа ограждения целости капитала, принадлежащего одному лицу, но находящегося во временном пользовании другого, он должен быть, по силе ст. 9 Уст. Гр. Суд., распространен и на другие случаи пожизненного пользования денежными капиталами” (89/59).
2. “Ни по букве этого закона, ни по цели его, заключающейся в ограждении целости капитала, не требуется, чтобы состоящий в пожизненном пользовании капитал был вносим в кредитное установление непременно в виде наличных денег”; закон в некоторых случаях положительно допускает хранение их и в правительственных или гарантированных правительством процентных бумагах (ст. 589 и 595 Св. Зак. т. Х ч. 1) (89/59).
3. Пожизненный пользователь капиталом, состоящим в долгу, вправе требовать, по просрочке долга, взыскания капитала с тем, чтобы таковой был внесен в Государственный Банк (96/68).
4. Пожизненный владелец застрахованного им недвижимого имущества вправе требовать выдачи ему страхового вознаграждения на возобновление сгоревших построек, ибо таковое, как эквивалент стоимости переставшего существовать недвижимого имущества, не может быть приравнен к капиталу, который, в силу 53310-й ст., подлежит внесению в кредитное учреждение (98/5).
5. См. ст. 5339, 595 и 1259.
53311. Пожизненный владелец имения обязан в точности отправлять лежащие на этом имении, установленные законами, повинности государственные, общественные и земские. Там же, ст. 14.
53312. По смерти пожизненного владельца, имение переходит к наследникам вотчинника по общему установленному порядку, или же по завещанию его, на основании относящихся к этому предмету законов. Там же, ст. 15.
53313. Право, предоставляемое одним из супругов другому на пожизненное владение родовым его имением, уничтожается само собою:
1) когда брак их вследствие иска об имении и личных, соединенных с браком гражданских правах и преимуществах, начатого не позднее двух лет со дня смерти одного из супругов, будет признан недействительным;
2) когда он будет расторгнут законным порядком и
3) когда имение, предоставленное одним из супругов в пожизненное владение другого, окажется уже выбывшим из его собственности и перешедшим к другому лицу. Там же, ст. 2.
Примечание. Подача просьб о дозволении, при предоставлении одним из супругов своего родового имения в пожизненное владение другому, отступить в чем-либо от указанных в ст. 5331 – 53313, 1070 и в примечании к ст. 1148 общих правил, положительно и, безусловно, во всех случаях запрещается. Всякие без исключения просьбы такого рода должны быть оставлены без действия. Там же, ст. 16.
См. ст. 1070, 1148.