Общая часть права требований по закону Остзейских губерний

Свод гражданских законов Остзейских губерний содержит в себе обширное изложение весьма развитой общей части учения об обязательствах. Оно заимствовано, почти во всех статьях (кроме некоторых, взятых из местного рыцарского, земского, городского и обычного права), из римского законодательства и из пандектов.

В нем содержится, впрочем, кроме теснейшего учения о договорах, и учение о юридических сделках вообще, относимое обыкновенно в научной системе, к общей части гражданского права. (Раздел I, о предмете и о лицах в юридической сделке, о выражении воли, о заблуждении, обмане и принуждении, о форме, о месте, времени и об исчислении сроков, о месте жительства и отсутствии, и о толковании сделок.)

О форме юридических сделок местный закон выражается так (ст. 2993): относительно внешней формы не установляется, кроме редких случаев, никаких особых правил, и она зависит от произвола сторон. Когда суд призывается к участию, участие это может быть троякое:

1) совершением сделки в самом суде, при его посредстве, с проверкой и контролем содержания и изложения акта. Форма эта обязательна для некоторых актов, как-то: относящихся до лиц, состоящих под опекой, для брачных и наследственных договоров; несоблюдение этой формы имеет в таких случаях разрушительную силу;

2) судебным утверждением сделки с запиской в книгу (корроборация); она должна быть сделана непременно в надлежащем судебном месте; несоблюдение этой формы не разрушает сделки, но лишь отсрочивает вступление в силу вещных прав;

3) засвидетельствованием сделки (Vidimatio), которое ни для кого не обязательно, но имеет целью привести акт в полную достоверность, превратив его из домашнего в публичный.

Со введением в Остзейских губерниях судебного устройства, общего с устройством суда в Империи, и положение о нотариальной части, совершение актов перешло к нотариусам, а корроборация сделок о недвижимостях – к крепостным отделениям (1889 г. 9 июня, Собр. Узак. 674).

Учение о юридических сделках помещено в четвертой книге Свода “О праве требований”, где содержится и учение о договорах. Отсюда происходят неизбежные повторения, ибо к тем же предметам закон нередко возвращается в последующих разделах, в коих речь идет особенно об обязательствах.

Именно II раздел содержит в себе учение о договорах вообще: значение и принадлежности договоров, о правоспособности и определительности лиц, о представителях и об участии третьих лиц, о соглашении между присутствующими и отсутствующими, об условиях и сроках, об очистках и опять о толковании договоров.

Далее следуют: обязательства из односторонних – дозволенных (обещание) и недозволенных действий, – учение о вине и умедлении (разделы III и IV), отношение солидарности, подкрепление требований (присяга, задаток, неустойка), обеспечение (задержание в заклад), побочные требования (проценты, вознаграждение и исчисление убытка); передача требований, прекращение (раздел X): сюда отнесено учение об исполнении, о платеже, зачете, совпадении, о мировой сделке, о судебном решении и о давности.

Константин Победоносцев

Русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880-1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода. Член Государственного совета.

You May Also Like

More From Author