Налог на табак. Способы взимания табачного налога. Обложение табака в Англии, Франции, Австро-Венгрии, Италии, Германии, России и Соединенных Штатах.

Налог на табак не встречает среди финансовых теоретиков ни одного выдающегося противника. Табак никоим образом не может быть отнесен к предметам необходимого питания человека.

Проф. Лебедев говорит по этому поводу, что вред табака для человеческого здоровья в медицинской науке уже достаточно констатирован, но что никому еще не удалось доказать пользы от потребления табака.

Европа и вообще старый свет познакомились с табаком после открытия Америки; но с тех пор потребление табака быстро распространилось повсюду и приняло повсюду обширные размеры. Сначала правительства запрещали потребление табака и очень строго наказывали за таковое. Это имело место и в России до Петра Великого.

Но строгие меры не помогали, и курение вошло во многих странах в народную привычку. Правительства в конце концов примирились с этим и нашли возможным извлекать большие доходы от обложения табака.

Налог на табак постепенно вошел в состав почти всех податных систем, и про него можно сказать, что он представляет собою один из самых справедливых налогов. Потребление табака всегда есть известная роскошь, от которой человек может отказаться без вреда для своего здоровья и хозяйства, а, между тем, оно сильно распространено. Табак трудно заменить какими-нибудь суррогатами.

Все это делает из табака очень хороший объект налога.

Обложение табака производится теперь по разным системам, и техника табачного налога уже хорошо разработана.

В Англии воспрещена культура табака и обложение его состоит из таможенных пошлин на табак, привозимый из-за границы, и из патентного сбора с табачных фабрикантов и продавцов.

В других государствах, в пределах которых производится разведение табака, обложение последнего происходит или в виде табачного акциза, или посредством табачной монополии.

Последний способ, хотя и вызывает крупные единовременные затраты и большие расходы по эксплуатации монополии, в финансовом отношении представляется самым выгодным, так как при монополии казна получает значительную долю тех прибылей, которые при другой форме взимания налога достались бы фабрикантам и торговцам.

Теперь табачную монополию имеют Франция, Австро-Венгрия, Италия, Испания, Румыния, Сербия, Турция и Португалия.

В большинстве случаев при монополии казна сама фабрикует табак и продает его, причем она получает наибольшие доходы, но и несет некоторый риск. Иногда же, напр. в Испании, Португалии, Турции и Сербии, табачная монополия сдается на откуп в частные руки; тогда казна получает верный доход, хотя, быть может, и несколько меньший, чем какой она могла бы иметь при казенной администрации табачной монополии.

Наибольший доход от табачной монополии получается во Франции, где в 1901 г. валовой доход от табачной монополии равнялся 414 м. фр., из которых 82 м. фр. пошли на расходы по эксплуатации монополии.

Табачная монополия существует во Франции с давних пор: впервые она была установлена там в 1674 г. Отмененная во время революции, табачная монополия была восстановлена в 181O г. Наполеоном I в виде временной меры и с тех пор удержалась непрерывно до настоящего времени.

Французская табачная монополия распространяется на фабрикацию табака и табачных изделий и на торговлю таковыми; ею заведует само правительство. Культура табака разрешается лишь в некоторых департаментах, обставлена ограничениями, может производиться лишь с разрешения монополии и подвергается податному надзору.

Весь произведенный табак поставляется по определенным казною ценам на казенные табачные фабрики, где и перерабатывается. Продажа табака и табачных изделий производится на казенных табачных лавках, которых во Франции более 46000. В такие лавки часто сажаются сидельцами отставные солдаты и инвалиды, и это служит для них как бы добавочною пенсией.

Табак во Франции продается очень дорого, в среднем в 5 раз дороже его действительной стоимости, и наиболее распространенным сортом является табак, продаваемый по 11 1/2 и 12 1/2 фр. за килограмм.

Но войскам и больницам простые сорта табака отпускаются по удешевленным ценам.

А в видах ослабления контрабанды, табак в пограничных районах, напр. близ Бельгийской границы, продается по пониженным ценам.

Вообще, французская табачная монополия отличается очень хорошим устройством и служила образцом для организации монополии в некоторых других государствах.

В других государствах, имеющих табачную монополию, эта последняя не дает столь значительных, как во Франции, доходов и не достигает такого совершенства в устройстве.

В Германии существует имперский табачный акциз. Табачный налог в Германии взимается в двух видах: с табачных плантаций, не превышающих 4-х аров, он взимается по площади насаждений в размере 4 1/2 пф. с квадратного метра; с прочих плантаций налог взимается по весу перебродившего листового табака в размере 4 – 5 м. с метрического центра (6 пудов).

Преобладает вторая форма взимание налога. Попытка Бисмарка ввести в Германии табачную монополию не увенчалась успехом. Когда в Германии шла речь об установлении табачной монополии, на первой очереди стоял вопрос о выдаче вознаграждения лицам, интересы которых при этом должны были пострадать.

Германская Империя получает от табачного акциза ничтожный доход. В 1901/03 г. она получили из этого источника всего 12 1/3 м. марок.

В России обложение табака состоит: 1) из таможенных, пошлин на заграничный табак, 2) из табачного акциза, 3) из патентного сбора с табачных фабрик и с заведений, торгующих табаком и табачными изделиями.

Наш табачный акциз с 1838 года взимается посредством бандеролей. Определена наименьшая сумма, на какую каждая табачная фабрика должна выбрать бандеролей.

Так, напр., в С-Петербурге, Москве, Риге и Одессе и во всех городах Царства Польского общие табачные фабрики, приготовляющие изделия из разного рода туземного и иностранного табака, обязаны брать бандеролей на сумму не менее 10000 руб., а в прочих местностях Империи – не менее как на 4000 руб., махорочные фабрики, перерабатывающие исключительно махорку, в С.-Петербурге, Москве, Риге, Одессе и Варшаве должны выбирать бандеролей на сумму не менее 10000 руб., а во всех прочих местах – не менее 3000 руб.

Табачные бандероли могут быть отпускаемы только лицам, взявшим патент на табачную фабрику.

Цены бандеролей поставлены в зависимость от сортов табака. Бандероли должны быть налагаемы на табачные изделия соответственно цене, весу или счету их, согласно особому тарифу.

Высшая цена бандеролей установлена для курительного табака I сорта (90 коп. с фунта), с нюхательного табака (48 коп. с фунта), с сигар I сорта (1 руб. со 100 штук) и с папирос I сорта (20 коп. со 100 штук). Поименованные продукты могут продаваться по произвольным ценам.

Для курительного табака II и III сорта, для сигар II и III сорта и для папирос II сорта установлены более дешевые бандероли, но определена крайняя цена, выше которой эти изделия не могут продаваться.

Для курительной и нюхательной махорки установлена пониженная бандероль в 2 1/4 к. с 1/4 ф с предельной ценой в 8 к. для всех местностей, кроме Закавказья и Сибири.

Культура табака в пределах Империи, за исключением губерний Царства Польского, свободна.

В губерниях Царства Польского табачные плантации должны занимать площадь не менее 1 – 4 кв. сажен и составляют один сплошной участок, разведение табака в смешении с другими растениями воспрещается, табачные плантации подвергнуты акцизному надзору, и табаководы обязаны весь собранный ими в течение года табак продать до 31 декабря табачным фабрикантам, или оптовым складчикам или отправить его за границу, или перевозить его в ближайший город и складывать на свой счет в особое помещение, подвергаемое акцизному надзору.

Табаководам дозволяется перевозить сырой табак, снятый с собственных плантаций и купленный у других табаководов, в имеющиеся при их плантациях магазины и амбары без взятие провозных документов.

Вывоз сырого табака с плантаций может быть производим лишь в количествах не менее 1 п. и по особым документам – провозным свидетельствам.

Провоз табака, его фабрикация и торговля табачными изделиями подвергнуты акцизному надзору.

Право приготовления и продажи табака и табачных изделий обусловлено взятием патента. Патенты требуются на содержание табачной фабрики, оптового склада листового табака, табачной лавки и вообще для торговли табачными изделиями.

Торговля листовым табаком ограничена в том смысле, что он может быть покупаем только лицами, имеющими табачные фабрики или постоянные оптовые склады листового табака, и табаководами у других табаководах.

Приготовление табака и табачных изделий дозволяются только на табачных фабриках. Табаководам разрешается приготовлять в своих жилых помещениях листовой табак для собственного употребления, но не иначе, как посредством простого ручного ножа.

Табачные фабрики могут быть устраиваемы в столицах, портовых, губернских и уездных городах; в прочих местностях Империи табачные фабрики могут устраиваться не иначе, как с особого разрешения министра финансов.

В Уставе о табачном сборе определены подробности относительно устройства табачных фабрик, направленные к облегчению надзора за последними.

Расписание цен за патенты на табачные фабрики и на право торговли табаком помещено в приложениях к Уставу об акцизных сборах.

В 1901 г. патентный сбор с табачных фабрик был преобразован с целью внесения в него большей равномерности: основной патентный сбор понижен и установлен в размере 150 р. с общих табачных фабрик и 100 р. с махорочных фабрик для всех местностей Империи (прежде размер патентного сбора зависел от разрядов местностей); но, сверх основного, установлен дополнительный патентный сбор, возрастающий прогрессивно сообразно с количеством перерабатываемого фабриками табака.

В 1902 г. был установлен дополнительный акциз в 2 р. с пуда табачных изделий и табака всех сортов махорки.

В 1900 г. вследствие событий на Дальнем Востоке, потребовавших немедленного усиления средств государственного казначейства, этот дополнительный табачный акциз был удвоен и вместе с тем была увеличена на 1/4 к. (с 2 – до 2 1/4 к.) цена бандеролей для махорочных изделий.

В 1901 г. наш табачный доход составил 45705 т.р. в том числе от акциза табака поступило 42317 т. р.

В 1899 г. министр финансов внес в Государственный Совет проект замены нынешней нашей системы обложения табака обложением листового табака по весу. Но этот проект не был принят.

Много общего с русским табачным налогом представляет обложение табака в Соединенных Штатах Сев. Америки, осуществляемое чрез наложение на помещение с табаком штемпелей, напоминающих наши бандероли.

You May Also Like

More From Author

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.