Необходимость признания новых государств. Необходимость признания – в случае отделения части государства – создания из нескольких областей одного государства – принятия нового титула. Примеры. Условия признания. Мнение Филлимора. Формы признания. Свобода признания. Примеры. Условное и безусловное признание. Юридические последствия и нравственное значение.

Государство, будучи продуктом развития народного самосознания, может возникнуть при самых разнообразных условиях.

Оно может быть создано волей и усилиями какого-либо государственного деятеля или завоевателя; может быть теократией; может развиться из отношений семейных в форме патриархального государства или иметь своим основанием вотчинные отношения, как феодальное государство; может быть образовано путем колонизации, восстания и т.д.

Все эти формы возникновения государства не имеют международного значения и не подлежат анализу науки международного права. Они составляют предмет истории государственного права или всеобщей истории. Иное дело сам факт возникновения государства.

Каждое вновь образовавшееся государство, желающее участвовать в международном общении с правами и обязанностями международной личности, должно быть признано таковым со стороны других государств; возникновение его становится вопросом международного права.

Правильные международные сношения мыслимы только между признающими друг друга государствами. Необходимость этого признания вытекает из самого понятия о международном общении.

С точки зрения международного права вопрос о признании государства может возникнуть в трех главных случаях: 1) вследствие отделения части народа, образующей самостоятельный политический организм, 2) вследствие создания из нескольких областей одного государства и 3) вследствие принятия нового титула главою государства[1].

Так, например, отделившиеся от Англии и объявившие себя независимыми (4 июля 1776 г.) 13 штатов Северной Америки были признаны таковыми со стороны Франции в 1778 г.;

южноамериканские колонии Испании и Португалии, после продолжительной войны со своими метрополиями, образовывали отдельные государства, признанные таковыми в 1825 г. Англией;

Бельгия провозгласила свою независимость от Голландии и была признана великими державами в 1830 г.

Примерами государств, образовавшихся из нескольких областей, принадлежавших прежде другим государствам или составляющих отдельные государства, могут служить: Вестфальское королевство и другие государства, созданные Наполеоном I, а также Мексиканская империя, которую устроил Наполеон III для австрийского эрцгерцога Максимилиана.

Переговоры о признании новых титулов вели: Фридрих I, принявший титул короля прусского, и Петр I об императорском титуле.

Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но его не создает. Государство возникает и существует самостоятельно. Признанием его лишь констатируется его рождение.

Поэтому нельзя видеть в акте признания “нравственное вмешательство” во внутренние дела другого государства, как утверждает Филлимор. Напротив, в принципе, признание есть всегда не более, как формальное засвидетельствование определенного совершившегося факта.

Так, известно, что Швейцария была торжественным образом признана независимой на Вестфальском конгрессе 1648 г., будучи в действительности самостоятельной уже с XIV в., точно так же Версальский трактат 1783 г., признавая независимость Соединенных Штатов Америки, лишь подтверждал порядок вещей, существовавший в этой стране с 1776 г.; Бельгия, удовлетворявшая всем условиям самостоятельного государства, была признана таковым Лондонской конференцией 1830 г.

Напротив, Венгрия не получила, в 1849 г., признания своей независимости, по отсутствию в ней в то время элементов прочной самостоятельной политической организации.

Признание бывает официальное (формальное) или фактическое (неформальное). Официальное признание выражается в официальных актах, как-то: в постановлениях конгрессов, в декларациях, изданных одним или несколькими правительствами, в назначениях консулов или дипломатических агентов, вообще в начатии правильных международных сношений.

Фактическое признание обнаруживается в начатии правильных международных сношений с новым государством без всякого предварительного торжественного констатирования этого решения.

Каждое государство свободно констатировать международную независимость образовавшегося государства и нисколько не обязано выжидать признания ее со стороны других, более заинтересованных государств. Но, конечно, лучше, если признание будет дано ранее других тем правительством, которое непосредственно в нем заинтересовано.

История представляет много примеров, что те государства, от территории которых отделилась известная часть населения и образовала самостоятельное государство, весьма неохотно соглашались на его признание.

Так, например, Португалия вполне отделилась от Испании уже в 1640 г., но этот факт был признан испанским правительством только в 1668 г.; несмотря на это, другие державы уважали фактическую независимость Лиссабонского правительства и поддерживали правильные с ним сношения.

Независимость Нидерландских Штатов была признана Испанией только на Вестфальском конгрессе 1648 г. – Лондонская конвенция (1827 г.) признала независимость Греции от Турции в то время, когда турецкое правительство продолжало еще смотреть на восставших Греков как на подданных султана.

Бельгия отделилась от Голландии в 1830 г., но последняя признала этот факт только в 1839 г. – Англия признала независимость Италии в 1860 г., когда Франц II Неаполитанский был еще в Гаете и не думал отрекаться от престола[2].

Наконец, признание может быть, кроме того, условное или безусловное. Примером условного признания могут служить постановления Берлинского трактата 1878 г., касающиеся независимости Румынии, Сербии и Черногории.

Юридические последствия признания бывают двоякого рода, смотря по тому, последовало ли оно со стороны всех государств, или только некоторых. В первом случае признанное государство становится полноправным членом международного общения; во втором – правильные международные сношения поддерживаются новым государством только с державами, его признавшими.

Акт признания имеет, во всяком случае, огромное нравственное значение и влияние, в особенности, если он последовал во время неоконченной еще борьбы государства с отделившейся от него частью территории.

Во многих случаях он рассматривался как casus belli с той державой, которая его издавала; так, например, смотрело английское правительство на признание Францией сына Якова II Стюарта английским королем и, позднее, на признание ею же независимости Северо-Американских Штатов[3].


[1] Сравн. Phillimorе. Commentaries, t. II, p. 16 etc. Hall. International Law, p. 77 etc. Calvo. Droit international, t. I, § 79 et ss. Bluntschli. Völkerrecht, § 28 flg. См. в особенности: Rivier. Principes, t. I, p. 57 et suiv.; p. 392 et suiv.

[2] См. замечательную депешу лорда Росселя 1860 г. y Phillimore, t. II. p. 29.

[3] Признание нового титула обыкновенно давалось только под условием неуменьшения титула и почетных прав других государей. Срав., например, “декларацию от 8 июля 1742 г. Российского Двора о том, что признание Венским Двором Императорского титула за Русскими государями не изменит ни в чем существующего церемониала и прав Австрии”. Мое “Собр. трактатов”, т. I, N 15; т. V, N 204.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.