Наконец, патентная процедура заканчивается внесением выданной привилегии в особый список и опубликованием ее (ст. 21).
Постановление ст. 21, согласно коей “каждая привилегия, не позже трех месяцев по выдаче оной, обнародуется полно и подробно”, должно быть рассматриваемо как одна из важных побед патентного права за XIX столетие.
Еще в 1853 г. саксонская инструкция гласила (§ 17): “Die eingereichten Beschreibungen, Zeichnungen und Modelle werden wahrend der Dauer des Privilegiums bei dem Ministerium des Inneren unter sorgfaltigem Verschlusse aufbewahrt”.
Французский Закон 1791 г. и австрийский закон 1852 г. допускали факультативное хранение описаний в тайне. В двадцатых годах в Англии платили около 2 рублей за право посмотреть описание выданного патента[1], а теперь в России каждая копия продается в собственность за 20 копеек.
Вопрос о наилучшей форме опубликования является слишком детальным для того, чтобы я останавливался на нем здесь. Отмечу, однако, что никакое опубликование не будет достигать цели без точной и достаточно дробной классификации[2] по родам промышленности.
Россия в этом отношении сильно отстала: в то время как Швейцария распределяет патенты по 116 классам (в С. Штатах – свыше тысячи секций!), у нас все деление сводится к четырнадцати[3] громоздким группам[4].
[1] Proceedings etc., V, стр. 131.
[2] Особенно желательно было бы установление международной единой классификации патентов. См. L. Poinsard, Rapport sur la classification uniforme des brevets, Annuaire II, стр. 202-213; С. Martius, De la creation d’une classification internationale pour les etc., Ibidem, стр. 214-255 (очень солидно).
[3] В особенности пестра у нас группа V, объединяющая привилегии, выданные: на лыжный парус (N 1448) и на универсальную круповейку (N 811), на аппарат для электрического воспроизведения графических или художественных изображений на расстоянии (N 665) и на педаль для велосипедов (N 1192), наконец на сосуд для варки картофеля и на механический гробоопускатель с предохранительным от грунтовых вод чехлом (N 1512).
[4] Прибавление. В связи с вопросом о патентной процедуре стоит важный вопрос об организации патентной агентуры, т. е. лиц, посвятивших себя хождению, в виде промысла, по делам о патентах за счет третьих лиц.
Патентные агенты могут в значительной степени облегчить работу правительственного патентного учреждения и способствовать клиентам в защите их интересов. Многие привилегии, выданные изобретателям вполне согласно с их желаниями, в сущности ничего не защищают только потому, что изобретатель не того просил, чего надо было просить. А сделал он это по неопытности, ввиду неимения опытного советчика.
Статья 17 официальных патентных “Правил” С. Штатов гласит: “Так как ценность патента зависит всецело от умелого изготовления патентного описания и кляймов, то помощь опытного специалиста в большинстве случаев может оказать существенную пользу изобретателям”.
Однако вопрос об организации подобных агентур не входит в рамки настоящего исследования. Отмечу лишь главные литературные пособия.
Для Германии – Reichsgesetz betreffend die Patentanwaite vom 21 Mai 1900, Text-Ausgabe mit Materialien, Berlin, Heymann, 1900.
Для Англии – статьи в Proceedings of the Chartered Institute of Patent Agents: Newton, On the Patent Agent and his Profession, I, стр. 156-159; Hardinham, On Rules for Professional Practice, with etc., II, стр. 207-213 и III, 27-31; Imray, On the Establishment of a Roll of Patent Agents, IV, стр. 59-71; Lloyd Wise, On Patent Agents etc., IV, стр. 71-92.
Hawgrave Graham, On the Progress and Works of the Institute of Patent Agents, УШ, стр. 290-325; Newton, On Patent Agency: its Origins and Uses, X, стр. 125-145. См. Lloyd Wise, X, стр. 97-112; Abel, Ibidem, стр. 112-118 и т. д.
Для Франции – Bulletin du syndicat des ingenieurs et conseils en matiere de propriete industrielle, Paris, с 1885 г.