Присяжные поверенные каждого округа судебной палаты объединяются в одно целое общим собранием, выбранным ими советом и судебной палатой. Общее собрание состоит из присяжных поверенных всего округа; помощники присяжных поверенных в него не входят. По вопросу о порядке созвания общего собрания и председательствования на нем закон различает, существовал ли уже совет в данном округе или нет.
В последнем случае назначение общего собрания может иметь место только при наличности в округе не менее 26 присяжных поверенных и делается по просьбе их судебной палатой, которая председательствование в нем возлагает на одного из своих членов, его созывающего (ст. 358, 359 УСУ).
В первом же случае общие собрания происходят силой самого закона, который на председателя совета возлагает обязанность созвать его; председатель собрания избирается самим собранием из числа членов его, не входящих в состав совета (ст. 364 УСУ).
Если в собрание явилось менее половины всего числа состоящих в округе присяжных поверенных, то оно считается несостоявшимся и назначается новый срок; но это условие остается в силе и для вновь назначенного собрания (ст. 365 УСУ).
Функции собрания суть:
1) определение числа членов совета в указанных законом пределах, именно от 5 до 15 (ст. 361 УСУ). Собрание же может и изменить число их, предыдущими собраниями определенное. При решении этого вопроса оно принимает во внимание как общее число присяжных поверенных округа, так и объем труда, на совет ложащегося;
2) избрание председателя, товарища председателя и членов совета (ст. 359, 364 УСУ). Это главнейшая обязанность собрания. В тех местностях, где нет совета и где, следовательно, невозможны выборы в него, общее собрание не созывается.
Выборы происходят закрытой подачей голосов; избранным считается получивший абсолютное большинство, а при равенстве голосов – старший по внесению в список присяжных поверенных (ст. 360 УСУ);
3) слушание отчета о действиях совета за минувший судебный год (ст. 364 УСУ). Он прочитывается до производства выборов в совет на следующий год. Объявляя таким образом совет подлежащим отчетности перед общим собранием, закон тем самым дает последнему право обсуждать действия совета. Практика сообщила этому широкое развитие.
Так, на этом основании совет представляет общему собранию и предположения свои по общим вопросам внутренней жизни института присяжных поверенных, в этом порядке развился институт помощников, учреждены консультации, и вообще указания общего собрания принимаются советом во внимание, ложась в основу его дальнейшей деятельности.
Эта же функция повела на практике и к созванию, кроме ежегодного общего собрания, упоминаемого законом, не упоминаемых им общих собраний, на которых не происходит выборов в совет. Необходимость их обусловилась недостатком времени для разрешения всех накопившихся вопросов в одном общем собрании, а иногда и безотлагательностью представлявшихся вопросов.
Заседания общего собрания не публичны; на них присутствуют только присяжные поверенные округа; иногда сюда допускаются и помощники их, но без права голоса. Последнее принадлежит только явившимся в собрание: письменная подача голоса неявившимися, по смыслу нашего законодательства, не может иметь места (ст. 365 УСУ).
Закон не возлагает на собрание обязанности вести протокол или журнал заседания. Он требует лишь изготовления списка членов совета, который должен быть передан прокурору судебной палаты и публикуется для всеобщего сведения (ст. 363 УСУ).
Совет присяжных поверенных построен по типу французского, совмещая обязанности административного и судебного характеров, уже разделившиеся по законодательствам австрийскому и германскому. Он состоит из избранных общим собранием председателя, товарища председателя и членов в числе от 5 до 15. Его функции в высшей степени важны и обширны.
Он есть посредник между присяжным поверенным и его доверителем и в этом качестве назначает по очереди поверенных как для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности, так и для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет с просьбой о назначении им таковых; определяет количество вознаграждения по таксе в случае несогласия по сему предмету между адвокатом и тяжущимся, когда не заключено между ними письменного условия (п. 4-6 ст. 367 УСУ); рассматривает жалобы на действия присяжных поверенных и наблюдает за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей сообразно с пользой доверителей (п. 2).
Он заведует всеми делами корпорации, подвергаясь отчетности перед общим собранием, и распределяет между присяжными поверенными процентный сбор (п. 7). В то же время он является непосредственным начальством присяжных поверенных, принимая и увольняя их (п. 1) и определяя дисциплинарные взыскания (п. 8); в этом качестве совет подлежит за некоторыми исключениями апелляционному контролю судебной палаты (ст. 376 УСУ).
Определения свои совет постановляет по большинству голосов, обыкновенно простому; в некоторых же случаях требуется большинство двух третей; налицо в заседании совета должно быть не менее половины членов его (ст. 375 УСУ).
Закон не устанавливает порядка производства в совете, не возлагает на него и обязанностей ведения протоколов или журналов своих заседаний. Но по делам дисциплинарным производство совета подчиняется правилам о формах дисциплинарного производства вообще.
В городах постоянного пребывания окружных судов, где имеется не менее десяти присяжных поверенных, по просьбе их судебная палата могла разрешить им образовать отделение совета со всеми правами и обязанностями полного совета (ст. 366 УСУ).
Мотив этого закона тот, что „совет присяжных поверенных устанавливается для надзора за сими последними, а надзор тем действительнее, чем ближе к лицам, ему подлежащим”[1]. Но действие этого правила приостановлено 11 октября 1889 г.
Надзор за деятельностью присяжных поверенных необходим для ограждения доверителей, как бы ни незначительно было число таких поверенных, при суде состоящих, а между тем число их обусловливает открытие совета и его отделений.
На те исключительные случаи, когда совет не образовался по недостатку присяжных поверенных, закон постановил правило, по которому „где нет совета присяжных поверенных или отделения оного, там права и обязанности его принадлежат местному окружному суду” (ст. 378 УСУ).
Такое право замены совета принадлежит суду в его целом, в общем его собрании, а не какой-либо его части; оно не может быть передаваемо комиссии, избранной окружным судом из числа присяжных поверенных для облегчения сношений с ними, а должно быть осуществляемо самим судом (общ. собр. 1881/15).
Для большинства местностей империи это исключение стало общим правилом: в 1875 г. указано приостановить учреждение советов там, где они еще не образованы.
Шаг этот – весьма прискорбный, ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзор за присяжными поверенными и охранение достоинства этого института гораздо труднее, чем для членов совета, из среды самих присяжных избранных, свою честь и достоинство при этом ограждающих.
В то же время он в корне нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее последовательное естественное развитие, почему ныне предположено возвратиться к системе советов[2].
Между тем как общее собрание присяжных поверенных избирает совет и составляет для него высшую инстанцию по вопросам общего управления, судебная палата составляет для него высшую инстанцию по отдельным важнейшим делам дисциплинарным, а также по делам о принятии в сословие присяжных на основании не нравственной оценки личности, а законных условий правоспособности.
Определения судебной палаты по всем таким делам подлежали прежде обжалованию в Сенат, но это значительно ограничено законом 1885 г.
[1] Объяснит. зап. к проекту Учреждения судебных мест 1863 г., с. 243.
[2] Богданов. Учреждение советов присяжных поверенных //Юрид. вестн. 1889. № 6, 7; Объяснит. зап. к проекту новой редакции УСУ.