Присяжные поверенные. Условия и порядок поступления. Помощники присяжных поверенных.

Присяжные поверенные суть лица, посвящающие себя ходатайству по чужим делам, удовлетворяющие необходимым для того условиям и принятые в это звание установленным порядком, после чего они образуют из себя особые корпорации, состоящие при судебных палатах, однако они не входят в состав судебных мест и пользуются самоуправлением в вопросах внутренней жизни, но под высшим контролем судебной власти.

Органы управления их суть общее собрание присяжных поверенных всего округа и совет.

На звание присяжного поверенного имеют право только лица, удовлетворяющие определенным в законе условиям.

Неспособны к этому званию по физическим условиям не достигшие 25-летнего возраста, лица женского пола, а также лица, страдающие болезнями, которые лишают их гражданской дееспособности, по нравственным условиям – наказанные лишением или ограничением прав, состоящие под следствием по обвинению в преступлениях, влекущих такое наказание, и не оправданные по суду, если они были привлечены к суду по обвинению в этих преступлениях; священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда; исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; исключенные из числа присяжных поверенных; лишенные права хождения по чужим делам; наконец, объявленные несостоятельными должниками; по социальному положению – иностранцы (ст. 535 УСУ).

Общие условия для поступления в звание присяжных поверенных, таким образом, вполне совпадают с такими же условиями, которые требуются для вступления в судебную службу; отличие сводится к тому, что при определении условий нравственного ценза прибавлено лишение прав хождения по чужим делам и ограничен круг уголовных наказаний, поражающих право вступления в это звание[1], а для лиц нехристианских исповеданий доступ в присяжную адвокатуру ограничен усмотрением министра юстиции.

Но, кроме того, для них существуют особенные условия, а именно: юридическое образование, стаж и усмотрение совета.

Высшее юридическое образование от желающих поступить в сословие присяжных поверенных требуется безусловно. Оно не может быть заменяемо практическим навыком и удостоверяется аттестатом юридического факультета университета или других высших учебных юридических заведений (ст. 354 УСУ)[2].

Стаж[3] нашим законодательством понимается двояко – или как служба не менее пяти лет по судебному ведомству на таких должностях, при исправлении которых можно было приобрести практические сведения в производстве судебных дел, в том числе в качестве кандидата на судебные должности, или как специальная подготовка к адвокатской практике под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников также в течение пяти лет.

Комиссия 1894-1899 гг. заменяет этот срок трехлетним при условии удовлетворительного выдержания испытания по истечении первого года.

Помощники присяжных поверенных – наши адвокаты-стажеры. Уставы указывают лишь, что они действуют под руководством присяжных поверенных, не определяя ни условий поступления в это звание, ни порядка его, ни их прав и обязанностей во время таких занятий, ни их ответственности.

Практика советов дополнила закон, признав, что условия для поступления в помощники – те же, как и для поступления в присяжные поверенные, за исключением только стажа; что принимаются они в это звание не по единоличному усмотрению присяжного поверенного, а по определению особого совета, выбираемого помощниками из своей среды; что такой совет заботится о занятиях помощников, устраивая беседы, конференции, библиотеку и проч.; что дисциплинарной ответственности они подлежат перед советом присяжных поверенных на одинаковом с ними основании.

При некоторых советах (например, с.-петербургском) образована комиссия помощников присяжных поверенных наподобие совета. Но за отсутствием определительных по этому предмету указаний закона все эти меры лишены твердой почвы.

При министре юстиции Н.А. Манасеине предположено было дать многим из них законодательную санкцию; на той же мысли стоит комиссия 1894-1899 гг. До закона 1874 г. помощники могли вести судебные дела по их званию; после закона 1874 г. они должны запастись судебным разрешением наравне с частными поверенными, что далеко не нормально[4].

В практике некоторых советов установилось требование экзамена от желающих поступить в присяжные поверенные для удостоверения, главным образом, в практических сведениях их.

Не всякое лицо, имеющее право быть присяжным поверенным, получает это звание: принятие его зависит от усмотрения совета; „приняв в соображение все сведения, которые признает нужным”, совет или принимает его, или отказывает в приеме (ст. 380 УСУ).

Закон имел в виду предоставить совету широкую нравственную оценку претендентов на адвокатуру, дав ему право основываться на всякого рода сведениях о личности поступающего; но редакция, нашим законом принятая, до того широка, что она создает произвол органа, принимающего поверенных; Сенат разъяснил, что определения по этому предмету совет не только не обязан, но и не вправе мотивировать, ибо такие мотивы были бы оскорбительны для непринятого (общ. собр. 1879/76, Охременко).

Этого неудобства избегают австрийское и германское законодательства, точнее определяющие условия, при которых лицо правоспособное может быть не принято в адвокатуру, и даже дозволяющие обжаловать постановления о непринятии.

В каждой местности закон требует установления предельного числа присяжных поверенных[5], если оно достигнуто, то доступ новых лиц в это сословие допускается лишь с открытием вакансии.

Таковы условия, требуемые от присяжных поверенных. Порядок поступления в это сословие слагается из двух актов – принятия и приписки в присяжные поверенные. Лицо, желающее поступить в присяжные поверенные, обращается с просьбой о том в соответствующий совет, прилагая все необходимые документы (ст. 379 УСУ).

Принятие его зависит от совета: это главнейший акт зачисления в присяжные поверенные, основывающийся на оценке способности принимаемого в самом широком объеме. Каждый совет действует совершенно самостоятельно, так что лицо, не принятое одним советом, при тех же данных может быть принято другим.

Определения совета о принятии или непринятии, основанные на условиях формальной правоспособности, могут быть обжалованы в судебную палату и затем в Сенат; но определения его о непринятии, основанные на нравственной оценке личности претендента, обжалованию не подлежат (общ. собр. 1874/14, Фестушева).

Принятый советом получает свидетельство, по представлении которого приводится к присяге судебным местом, при коем состоит совет присяжных поверенных. Приписка имеет формальный характер: она делается судебной палатой во исполнение определения совета о принятии данного лица в число присяжных поверенных[6].

Палата не может отказать в приписке лица, советом принятого. Сам процесс приписки слагается из внесения имени принятого в список присяжных поверенных округа, в надписи об этом на свидетельстве совета о принятии, ему выданном, и в опубликовании о принятии его в присяжные поверенные (ст. 382 УСУ).


[1] Однако в Варшавском округе тюремное заключение объявлено препятствием для поступления в присяжные поверенные безусловно (ст. 569 УСУ).

[2] Ст. 44 Положения 19 октября 1865 г. „на первое время” разрешила принятие в состав присяжных поверенных как лиц, кончивших курсы в высших учебных заведениях, хотя не по юридическому факультету, так даже и лиц, не получивших воспитания в высших учебных заведениях, если они прослужили по судебному ведомству не менее пяти лет и в течение этого времени занимали не менее года должность секретаря Сената или такие должности не ниже VII класса, на коих могли приобрести практические сведения в производстве и решении судебных дел.

[3] Комиссия 1863 г., следуя лучшим иностранным законодательствам, не требовала стажа от профессоров высших учебных юридических заведений; Государственный совет устранил это изъятие, что можно объяснить единственно желанием удержать профессоров при учебных заведениях. Комиссией 1894-1899 гг. предположено признать за профессорами юридических факультетов право вступать в присяжные поверенные и быть такими поверенными даже совместно с профессурой.

[4] В проекте Учреждения судебных мест 1863 г. была ст. 317, гласившая: “Присяжные поверенные могут иметь помощников, которые принимают на себя хождение по делам лишь с разрешения совета присяжных поверенных”. Комиссия 1894-1899 гг. предложила ограничить пребывание помощником тремя годами и предоставить им с известной постепенностью право судебной практики.

[5] Ст. 388 УСУ. По предел еще нигде не признан достигнутым. Комиссия 1894-1899 гг. выработала табель цифры присяжных поверенных, при достижении которой комплект их признается полным, поставив ее в зависимость от цифры судей в данном городе.

[6] Общ. собр. 1877/28, Кониченко. У нас, таким образом, судебная приписка делается после корпоративного принятия, между тем во Франции деятельность суда предшествует деятельности совета.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author