В настоящее время в большинстве европейских государств видное место среди косвенных налогов принадлежит налогу на свекловичный сахар. Это налог вполне новый. Еще в прошлом веке в Европе был в употреблении исключительно тростниковый сахар, привозимый из колоний.
Хотя химик Маркграф еще в 1747 году нашел способ извлекать сахар из свекловицы, но его открытие долго не находило практического применения. И свеклосахарная промышленность стала развиваться только с начала XIX в.
Толчок к этому был дан политическими причинами. Наполеон I, ведя борьбу с Англией, стремился подорвать торговлю последней. Для этого он придумал так называемую континентальную систему, состоявшую в том, что Франция и другие государства, приступившие к континентальной системе, прекратили английским товарам доступ на континент.
Между прочим, большая часть торговли колониальным сахаром была сосредоточена в руках Англии. От прекращения торговых сношений с нею на континенте Европы стал ощущаться недостаток в сахаре.
Чтобы помочь этому, Наполеон I всячески поощрял свеклосахарную промышленность: строил казенные заводы и выдавал субсидии и премии частным заводчикам. Свеклосахарная промышленность стала быстро развиваться, а в 1837 году французское правительство уже нашло возможным обложить налогом свекловичный сахар.
Свеклосахарная промышленность распространилась и в других европейских государствах.
Особенно сильно развивалась свеклосахарная промышленность в Европе в последнюю четверть XIX столетия.
В настоящее время производство свекловичного сахара в Европе значительно превышает производство тростникового сахара в Америке, Азии, Африке и Австралии.
Потребление сахара сильно распространилось в последнее время, но оно неодинаково в разных государствах. Больше всего теперь потребляется сахара в Англии – около 2 на душу населения, меньше всего в России, где в 1901 г. душевое потребление сахара составило 12,1 ф. Но и у нас потребление сахара возрастает: с 1891 -1901 г. г. оно возросло с 8,1 -12,1 ф. на душу населения.
Такое сравнительно небольшие душевое потребление сахара в России указывает, что сахар составляет у нас пока предмет, потребляемый по преимуществу более зажиточными классами населения.
Во главе свеклосахарной промышленности теперь стоят Германия, Франция, Австро-Венгрия и Россия. Затем по количеству производимого сахара идут Бельгия и Голландия.
Свеклосахарная промышленность получила такое огромное значение для сельского хозяйства, которое под ее влиянием приобрело более интенсивный характер.
В начале и сахарозаводчики и сельские хозяйства, возделывающие свеклу, получали столь значительные барыши, что за это дело принялось очень много предпринимателей, и скоро получился излишек производства, но не в том смысле, что на него не находилось потребителей, а в том, что цена на сахар упала ниже издержек его производства.
Свеклосахарной промышленности во многих государствах пришлось пережить тяжелый кризис, и многие правительства стали поддерживать ее разными искусственными мерами, среди которых наиболее употребительной является выдача премии при вывозе сахара заграницу.
В последнее время даже Соединенные Штаты стали поддерживать премиями свою сахарную промышленность. Потребление сахара быстро возросло и проникло в низшие слои общества, так сказать, демократизировалось. Теперь сахар все более приближается к предметам насущной потребности, в особенности с распространением потребление чая.
Но все-таки сахар нельзя поставить в уровень с хлебом и солью, так как он не является безусловно необходимым для питания человека, и пока сахар следует еще признать предметом утонченного питания.
С этой стороны, налог на сахар встречает полное оправдание. Конечно, этот налог не должен задерживать распространение потребление сахара, т. е. не должен быть слишком высок.
Практиковавшиеся и практикующиеся в разных государствах способы взимание сахарного акциза могут быть сведены к четырем системам:
1) обложение (по весу) свекловицы идущей на сахарное производство;
2) обложение по работоспособности употребляемых при производстве аппаратов;
3) обложение сахарного сока (по плотности);
4) обложение готового сахара.
Указанные системы являются типичными формами взимания сахарного налога, но последний иногда взимается и по смешанной системе, напр., по количеству свеклы и с готового продукта, и по плотности, и количеству сахарного сока, и с готового сахара.
Обложение свеклы, поступающей на сахарные заводы, практикуется теперь во Франции. Эта система проста, не стесняет промышленности и вызывает незначительные издержки по взиманию налога; но она представляет много темных сторон: налог взимается не с действительного, а с предполагаемого количества сахара; неравномерность налога неизбежна, так как сахаросодержимость свеклы постоянно колеблется.
Во Франции сахарный налог взимается в размере 60 фр. со 100 кил. сахара, долженствующего получиться из перерабатываемой заводами свеклы. Нормальные выходы сахара из свекловицы, с которыми сообразуется этот налог, установлены значительно ниже действительных.
Таким образом, получается не обложенный сахар, с которого взимается особый акциз в размере 30 фр. со 100 килогр., если излишек сахара, полученного сверх нормальных выходов, не превышает 101/2% таковых; с более значительных излишков налог взимается с первой их половины в размере 30 фр. со 100 килогр., а с другой половины – в размере 60 фр.
Ввиду такой организации французского сахарного налога, приходится учитывать количество сахара, вырабатываемого отдельными сахарными заводами, и подвергать последние акцизному надзору.
Франция получала в последние годы от сахарного налога свыше 180 м. фр.
В 1893 г. сахарный налог в виде обложение свекловицы был установлен в Швеции; но здесь свеклосахарное производство ничтожно.
Вторая система, состоящая в обложении сахарных заводов по работоспособности употребляемых ими снарядов, практиковалась до 1888 г. в Австро-Венгрии. Этот способ основан на предложении о количестве свекловицы, какое может быть переработано определенным снарядом в известный промежуток времени, и по которому заключают о количестве вырабатываемого заводами сахара.
При этой системе обыкновенно происходит непрерывная борьба между техникою сахарного производства, с одной стороны, и податною техникою, с другой. Производство совершенствуется и получается продукт необложенный. Эта система, приводящая к приблизительному и неравномерному обложению сахара, также крайне несовершенна.
Во время действия этой системы в Австро-Венгрии при возврате акциза за вывозимый заграницу сахар получалась большая премия. В сахарную кампанию 1875 – 76 г.г. возврат сахарного акциза превышал его поступление.
Тогда этот налог был контингентирован, т. е. было определено, что, если доход казны от сахарного акциза, со включением таможенных пошлин с привоза иностранного сахара и за вычетом возврата за вывезенный сахар, не достигнет известной установленной суммы, то недочет должен быть пополняем заводчиками, пропорционально уплачиваемому каждым налогу.
Контингентирование косвенных налогов соответствует раскладочному способу взимание прямых налогов. Оно обеспечивает казне известный доход, но нарушает определенность обложения и изменяет истинный характер косвенного обложения, доходность которого должна определяться естественным ходом потребления.
Теперь Австро-Венгрия уже отказалась от этой системы сахарного налога и перешла к обложению готового продукта.
В Австро-Венгрии сахарный налог в последнее время взимался в размере 26 крон со 100 килогр., а, в Венгрии, сверх этого налога взимался еще особый налог с потребление (Vezzehrungssteuer) в 6 крон со 100 килограммов.
Третья система взимание сахарного акциза состоит в обложении сахарного сока по его плотности, по которой заключают об имеющем получиться количестве сахара. Но при этом возможны большие ошибки, так как плотность сока часто происходит и от несахаристых веществ.
Нашли способ определять количество сахара в соку через поляризацию, т. е. преломление световых лучей сахаросодержащею жидкостью, но и здесь нельзя получить вполне верных результатов, так как некоторые другие вещества, заключающиеся в соку, также дают показание на сахар.
Эта система нашла себе применение в Бельгии, в Голландии и Италии.
В Голландии, рядом с обложением сока, допускается и обложение готового сахара, только в последнем случае заводы подвергаются строгому надзору; почти все заводы предпочли обложение сока, при котором, в случае вывоза сахара заграницу, получается премия.
В Италии также предоставлено сахарозаводчикам избирать либо обложение по плотности сока, либо по количеству выделанного сахара. В Италии свеклосахарная промышленность мало развита.
Четвертым способом взимание свеклосахарного налога является обложение готового продукта. Это самая правильная система, при которой вполне настигается самый объект налога.
Указывают, что при этом заводы подвергаются строгому контролю; но это такое неудобство, с которым приходится мириться при большинстве косвенных налогов, так как это необходимо для правильной организации последних.
В сущности же, возражение против налога на готовый продукт объясняются тем, что эта система не допускает крытых вывозных премий.
Налог с сахара в виде обложение готового продукта применяется в Германии, Австро-Венгрии и России.
В Германии сахарный налог был преобразован Законом 27-го мая 1896 г. По этому закону с туземного свекловичного сахара, выпускаемого в свободное обращение, взимается акциз (Verbrauchsabgabe) в 20 мар. со 100 килогр.
Но, сверх этого налога, со всего вырабатываемого заводами сахара взимается еще дополнительный сбор, так называемый налог на производство (Betriebssteuer), в размере 10 пфенигов со 100 килогр. с первых 4-х мил. килогр. выработанного заводом в сахароваренный период сахара; этот налог увеличивается на 21/2 пфенига со 100 килограм. для каждого следующего миллиона килограммов выработанного заводом сахара.
С количества же сахара, выработанного заводом, сверх определенного для него контингента, взимается еще добавочный сбор в 21/2 мар. со 100 килогр.
За вывозимый за границу сахар в Германии до последнего времени выдавались премии в 21/2 и 3.55 марки со 100 килогр. вывозимого сахара, смотря по его сахаросодержимости.
За вычетом из суммы сахарного налога премий за вывоз сахара, Германия получила в последние годы, от обложения сахара свыше 100 мил. марок в год.
В России сахарный налог был установлен в 1848 г. и с тех пор он неоднократно преобразовывался. У нас практиковалось и обложения свеклы и обложение сахарных заводов по их работоспособности.
В настоящее время в России обложение выделываемого внутри Империи сахара осуществляется посредством патентного сбора за право производства сахара и акциза, исчисляемого по количеству добываемого сахара.
С 1 сентября 1894 г. сахарный акциз взимается в размере 1 р. 75 к. с пуда сахара. В Уставе об акцизных сборах оговорено, что, в случае необходимости возвышение сахарного акциза, закон о том имеет быть издан за 2 сахароваренных периода до введение его в действие. Сверх акциза, сахарные заводы должны платить еще патентный сбор за право производства в размере 5 р. с каждой тысячи пудов вырабатываемого на заводе сахара.
Рафинадные и свеклосахарно-рафинадные заводы подлежат уплате особого патентного сбора в размере 5 руб. с каждой тысячи пудов выделываемого ими рафинированного сахара. Соразмеряясь с количеством облагаемого продукта, патентный сбор с сахарных заводов является в сущности дополнительным сахарным акцизом.
Сахар вывозимый за границу освобождается от налога. А в 1885 г., ввиду кризиса сахарной промышленности были разрешены премии за вывоз русского сахара за границу, сначала в размере 1 р. с пуда, а потом 80 копеек.
Премии эти были ничто иное, как беспроцентные казенные ссуды, только с тою особенностью, что возврат их лежал не только на лицах, воспользовавшихся премиями, но на всех сахарозаводчиках по работе их заводов.
Это было мотивировано тем, что, хотя не все сахарозаводчики воспользовались непосредственно вывозными премиями, последние косвенно явились поддержкой для всех сахарозаводчиков, способствуя повышению сахарных цен на наших внутренних рынках.
Премии выдавались в течение 8 месяцев, и всего было выдано около 7 миллионов рублей.
Доход получаемый у нас от обложения сахара в последнее время сильно возрос. В 1879 г. этот доход составлял всего около 41/2 м. р., в 1886 г. уже – 181/2 м. р., в 1895 г. – 47,686 т., а в 1901 г. – 71.754 т. р. (в том числе от акциза 71.350 т. р., от патентного сбора 392 т. р. и от штрафов 11 т. р.).
Такое сильное возрастание доходности сахарного налога произошло вследствие увеличения у нас потребление сахара, а также благодаря повышению сахарного налога и переходу от обложения сахара по вероятным его выходам из перерабатываемой заводами свеклы к обложению готового продукта.
Свеклосахарная промышленность в России, как и в других странах, переживала и хорошие и дурные времена.
То, благодаря возрастающему спросу на сахар, цены на таковой повышались, сахарная промышленность являлась весьма прибыльною и привлекала много новых капиталов; то, вследствие избытка производства сахара, цены на таковой падали и, в свеклосахарной промышленности наступал кризис.
При этом сахаро-промышленники сплачивались, чтобы регулированием своего производства повышать и поддерживать цепы на сахар. Так, напр., для этой цели образовался в Киеве синдикат сахарозаводчиков. Когда же, при подъеме сахарных цен, страдала вся масса потребителей сахара, эти последние не были в состоянии самостоятельно отстаивать своих интересов.
И на помощь им приходило правительство.
Так, когда в 1892 г. сахаро-промышленники, охраненные высокими таможенными пошлинами (в 3 руб. 30 к. с пуда сахара), сильно повысили цены на сахар, министр финансов испросил Высочайшего разрешения на приобретение за границею сахара с обложением его, вместо названной такой пошлиной, чтобы его цена с доставкою на станции Юго-Западных железных дорог Жмеринку и Винницу не превышала 5 руб. 10 коп. за пуд.
Операция эта производилась казною при помощи С.-Петербургского международного банка. Всего было приобретено за границею и продано внутри страны около 1 1/2 мил. пуд. сахара. Казна получила от этой операции около 3 мил. руб. прибыли, которая была зачислена в таможенный доход.
А впоследствии правительство взяло в свои руки нормировку сахарной промышленности. Именно, по Закону 20 ноября 1895 г. о некоторых мерах относительно сахарной промышленности количество сахара, какое может быть выпущено сахарными (песочными и рафинадными) заводами на внутренний рынок, определяется на каждый период сахароварение положением Комитета Министров по представлению министра финансов.
Точно также определяются количество обязательного неприкосновенного запаса сахара на означенных заводах и предельные цены сахара для внутреннего рынка, при которых упомянутый запас остается неприкосновенным, а равно условия, при которых разрешается выпуск на внутренний рынок сахара из запаса.
Произведенный в каждом сахароваренном периоде на заводе сахар, сверх количества оного, определенного для внутреннего рынка, почитается излишком производства и облагается, сверх акциза, дополнительным налогом в 1 руб. 75 к. с пуда.
При вывозе за границу числящегося в излишке сахара (свободного запаса), этот сахар освобождается от акциза и дополнительного налога.
В разных других государствах также принимались их правительствами меры к регулированию и поддержке сахарной промышленности.
Так как в 80-х годах XIX в. свеклосахарная промышленность повсюду переживала кризис, выдача премий за вывозимый за границу сахар стала общим явлением. Страны, в которых производство сахара превышало его внутреннее потребление, всячески поощряли вывоз сахара за границу, причем самой употребительной и действительной мерой была выдача премий.
При этом Англия, где сахар, после освобождение его в 1874 г. от таможенных пошлин, не нес никакого налога, стала складочным местом для сахара, привозимого из других стран. Благодаря премиям, выдаваемым сахаро-вывозящими государствами, цены на сахар на английском рынке упали крайне низко.
Хотя от этого и выигрывала масса английского населения, среди которого потребление сахара распространилось так, как ни в одной другой стране, но в Англии в то же время было немало лиц, интересы которых страдали от дешевизны сахара.
Так напр., английские рафинадные заводчики не могли выдерживать конкуренции с привозным рафинадом, а английские колонии, снабжавшие прежде свою метрополию сахаром, должны были в этой области уступать все более и более места континентальным европейским государствам.
Вследствие жалоб и ходатайств этих лиц, английское правительство созвало в 1887 г. в Лондоне конференцию, чтобы обсудить вопрос о сахарных премиях. В конференции приняли участие представители Великобритании, России, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Италии, Испании, Дании и Швеции.
Конференция выработала проект конвенции, по которой присоединившиеся к ней государства обязывались не премировать своего вывозного сахара. Но этот проект был встречен несочувственно в большинстве участвовавших в сахарной конференции государств и остался осуществленным.
Точно также не повели к практическим результатам и некоторые позднейшие попытки разрешить путем международного соглашение вопрос о сахарных премиях; последние продолжали выдаваться сахаро-вывозящими государствами, главным образом Францию, Германию и Австро-Венгрию.
Между тем в Англии, вследствие чрезвычайных расходов на трансваальскую войну, таможенные пошлины на сахар были восстановлены.
Эти пошлины почти целиком легли на страны, ввозившие в Англию сахар, на которые, таким образом, легла часть расходов по названной войне.
В конце концов конкурирующие сахаропроизводящие и сахаро-вывозящие страны пришли к убеждению, что соглашение предпочтительнее разорительной борьбы, и заключительного Марта 1902 г. в Брюсселе конвенцию об отмене вывозных премий на сахар.
Эта конвенция была заключена между Францией, Германией, Австро-Венгрией, Бельгией, Испанией, Великобританией, Италией, Нидерландами и Швецией.
Согласно конвенции, примкнувшие к ней государства обязуются: 1) отменить всякие явные и скрытые вывозные сахарные премии и не вводить таковых в продолжении существование конвенции, 2) ограничить разницу в обложении иностранного сахара сравнительно с туземным 6-ю фр. со 100 килограммов для рафинада и 5 ½ фр. для прочего сахара.
Заключившие конвенцию государства обязались облагать специальным налогом сахар, привозимый из стран, выдающих премию за его вывоз.
Конвенция заключена на 5 лет и вошла в силу с 1 сентября 1903 г.
Заключившие конвенцию государства образовали постоянную комиссию, местопребывание в Брюсселе, для наблюдения за выполнением условий конвенции.
Государствам, не участвовавшим в заключении сахарной конвенции, представляется примкнуть к таковой в случае их желание и по заключению постоянной комиссии.
Брюссельская конвенция должна произвести крупный переворот в законодательстве, регулирующем сахарную промышленность, и в обложении сахара в разных странах. Результаты ее уже сказываются в Германии, Франции и в других государствах уже идет речь о реформе и понижении сахарного налога.
Россия не принимала участие в конвенции.
Русское правительство обратилось к правительствам, заключившим Брюссельскую сахарную конвенцию, еще до вступление последней в силу, с нотою, в которой утверждало, что в России ни явных, ни скрытых премий за вывоз сахара не установлено.
Что же касается разницы в обложении ввозимого в Россию иностранного сахара сравнительно с туземным, значительно превышающей размер, допущенный конвенцией, то, по мнению русского правительства, участвующие в конвенции страны не могут, на основании упомянутой разницы, обложить русский сахар специальным сбором, так как это нарушило бы торговые договоры, каковыми с Россией связаны державы, подписавшие Брюссельскую конвенцию.
А Законом 12 мая 1903 г. были произведены изменение в Законе об урегулировании сахарной промышленности, направленные к устранению существовавшей при прежнем порядке обязательности для заводчиков убыточного экспорта сахара за границу.
По новому закону, Правила 1895 г. о регулировании производства сахара и его цен остаются в общем в силе. Нововведение же заключается в том, что Высочайше утверждаемыми положениями Комитета министров, по представлениям министра финансов, назначается в виде отдельной величины, общее наибольшее производство в Империи сахара.
Та же часть производства сахара, которая вызвана чрезмерным увеличением производства отдельных заводов, исключается из общего излишка и оставляется по счету тех заводов, которыми вызван этот излишек сахара.
Вообще, законодательство о сахарном налоге во многих государствах по причине особенного положения, какое в них заняла свеклосахарная промышленность, отличается большою сложностью и запутанностью.