Из предметов первой необходимости чаще всего облагаются акцизами хлеб, мясо, соль и осветительные материалы.
Обложение хлеба и мяса было в прежнее время сильно распространено; но теперь большинство государств уже отказалось от него.
Налоги на хлеб и мясо занимают в системе косвенных налогов то же место, которое принадлежит в системе прямых налогов поголовным податям. Так как хлеб и мясо составляют предметы общего питания, то почти все граждане являются плательщиками налогов на названные предметы и более или менее в равной мере, потому что все частные хозяйства потребляют их в среднем в одинаковом количестве.
Наиболее употребительным способом обложение хлеба является налог на помол зерна, а обложение мяса – налог на убой скота. Взимание этих налогов представляет значительные затруднения в сельских местностях, так как в таковых почти невозможно контролировать массу мелких деревенских мельниц и убои скота в деревнях и в отдельных имениях.
А потому в иных государствах оба названные налога взимались только в больших городах, в прочих местностях вместо них взимались личные подати. Такой порядок держался в Пруссии до 1873 года.
Налог на помол еще недавно играл видную роль в Италии, где он был отменен в 1883 году. Наибольший доход 83 ½ мил. лир, был получен от него в 1878 году.
При устройстве налога на помол главная забота сводится к стремлению настичь как можно полнее количество муки, выходящей с мельниц. Сперва взвешивали количество зерновых продуктов, поступавших на мельницы; налог уплачивали завозяне, причем мельница могла принимать от них зерно лишь по предъявлении квитанции об уплате налога.
В новейшее время в Италии употребляли на мельницах особые контрольные механические аппараты: сначала это были механические счетчики для определения числа оборотов мельничной оси, по которому заключали о количестве перемолотого хлеба; впоследствии ввели контрольные снаряды, взвешивающие получающуюся муку.
Налог на мясо первоначально уплачивался с числа убиваемых на мясо голов скота: впоследствии стали взимать налог с веса убиваемого скота.
Акцизы на хлеб и мясо имеют более историческое, чем современное значение, так как они удержались в качестве государственных лишь в немногих государствах, напр., государственный акциз на мясо существует теперь в Австрии, Венгрии и Греции.
Несколько больше значение этих налогов в городском хозяйстве разных государств. Именно большие города Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Италии и некоторых других государств получают путем этих налогов значительные доходы.
Не таково значение соляного налога, который продолжает играть видную роль во многих податных системах Налог на соль существует во многих европейских государствах причем в некоторых он практикуется в виде акциза, а в некоторых в виде монополии. Многие государства взимают также таможенную пошлину с ввозимой в них соли.
В настоящее время соляной акциз существует во Франции, Германии, Нидерландах и в Болгарии, соляная монополия – в Австро-Венгрии, Италии, Турции, Греции, Румынии, Сербии и в Швейцарии в виде источника кантональных доходов, Россия, Норвегия, Дания, Испания и Португалия взимают только таможенные пошлины с привозной соли Англия, Швеция и Бельгия не имеют никаких соляных налогов,
В Англии соляной акциз отменен в 1825 году, в Бельгии в 1871 г., а в России в 1881 году.
В России перед отменой акциз с соли взимался в размере от 8 – 30 к. с пуда, смотря по местностям. В последние годы своего существование соляной акциз давал русской казне около 13 м. р. в год.
С привозимой из-за границы сухим путем и морем соли по действующему русскому общему таможенному тарифу по европейской торговле взимается пошлина в 30 к. с пуда, кроме соли, привозимой к портам Архангельской губернии, с которой берется 15 к. с пуда.
Соль же, привозимая на Мурманский берег для посола рыбы, освобождается от пошлины. С соли, очищенной в мелких помещениях, переходящих к покупателям, там. пошлина взимается в размере 45 к. с пуда. В последнее время привоз в Россию иностранной соли сильно сократился.
Во французской податной истории налог на соль играл видную роль. В дореволюционной Франции размеры этого налога были очень высоки, и взимание его сопровождалось строгими и стеснительными мерами. Тяжесть его увеличивалась отсутствием однообразие в организации.
Так, в то время, как в одних местностях Франции соляной налог был очень высок (в так наз. provinces de la grande gabelle), в других – он был ниже, а в третьих – его вовсе не было. Приходилось бороться с контрабандой солью из одних местностей в другие. В 1794 г. соляной налог был отменен, в 1806 г. восстановлен, в 1848 г. опять отменен и в том же году снова восстановлен и с тех пор существует до сих пор.
Нынешний французский соляной акциз взимается в размере 10 сантимов с килограмма, что составляет около 61 коп. с пуда и вместе с там. пошлиною на привозную соль приносит в последнее время около 33 м. фр. в год.
В Германии соляной акциз взимается в размере 12 марок с метрического центнера (100 килогр.), что составляет 90 коп. с пуда. Соль, идущая на сельскохозяйственное и промышленное употребление, освобождается от налога, но при этом денатурируется, т. е. делается чрез разные примеси негодною в пищу.
Германия получает теперь от соляного акциза и таможенных пошлин с соли около 48 м. марок в год.
В Австро-Венгрии и в Италии соляной налог, взимаемый путем монополии, очень тяжел.
Соляная монополия в Австро-Венгрии состоит в монополии добычи соли, которая затем продается из казенных магазинов по установленным ценам. Торговля солью свободна, но в пограничных районах подвергается контролю. Цены на соль не одинаковы в разных местностях Австро-Венгрии.
Благодаря монополии, соль продается в среднем на 600% дороже того, во что обходится ее добывание. Соль для промышленных целей отпускается из казенных магазинов по пониженным ценам. Валовой доход от соляной монополии в обеих половинах монархии составлял в последние годы около 37 мил. крон, из которых более 5 м. кр. шло на расходы по эксплуатации монополии.
В Италии извлечение соли из морской воды, эксплуатация рассолов и разработка залежей каменной соли, а равно и ввоз соли из заграницы и торговля солью, составляют исключительное право государства. Торговцы солью получают последнюю по установленным законом ценам из казенных магазинов. Цены, по каким соль продается публике, также определены.
По действующему тарифу установлены следующие продажные цены на соль: 40 чентезимов за килограмм простой соли, 60 чент. за молотую и 76 ч. за очищенную соль в пакетах (перечисленные сорта соли отпускаются из казенных магазинов на 11/2 чент. дешевле названных цен); соль, идущая на посол рыбы, продается по 15 л. 100 кил., а соль употребляемая для сельскохозяйственных целей (на удобрение и корм скота), по 12 лир.
В 1901/2 г. Италия получила от соляной монополии 751/2 м. лир валового и 63 м. лир чистого дохода.
Соляная монополия существует во всех швейцарских кантонах, причем продажные цены соли неодинаковы в разных кантонах: наиболее высокая цена кухонной соли установлена в Тессинском кантоне, именно 25 фр. за 100 килограммов; в Бернском кантоне, а также в Базеле, в большинстве других кантонов кухонная соль продается по 20 фр. за 100 килогр., а в Цюрихе соль продается по 20 фр. за 100 килогр. (это низшая продажная цена соли в Швейцарии).
Соль, употребляемая в сельском хозяйстве и в разных производствах, в большинстве кантонов продается по удешевленным ценам.
Среди финансовых ученых соляной налог имеет много врагов. Общественное мнение относится к соляному налогу также обыкновенно несочувственно и встречает одобрением его отмену. По словам немецкого экономиста Wiss’a, “отмена соляного налога часто служила “политическим парадным конем”, на котором выезжали государственные деятели, стремясь к популярности.
Из числа других предметов первой необходимости в России облагаются акцизами нефтяные масла и зажигательные спички.
Акциз на нефть у нас уже существовал с 1872 г. по 1877 г.; в то время он взимался по емкости кубов, служащих для перегонки нефти. Этот налог был неравномерен, стеснителен и давал казне в среднем около 243 тыс. руб. дохода в год.
После отмены его в 1877 г., нефтяная промышленность получила широкое развитие, и цены на керосин и другие нефтяные продукты пали очень низко, так что употребление керосина сделалось общедоступным и распространилось в народе.
Законом 21 декабря 1887 г. акциз на нефть был восстановлен, но на совершенно новых началах.
Самым удобным способом обложения нефтяной промышленности было признано обложение готового продукта, так как при этом достигается равномерное обложение: на каждую единицу одного и того же продукта падает одинаковая цифра налога, независимо от качества перерабатываемого сырого материала и от совершенства употребляемых при переработке его машин и приспособлений.
Акциз был назначен в размере 40 к. с пуда обыкновенного керосина и 30 к. с пуда нефтяных масел более высокого удельного веса и более высокой температуры вспышки: последняя льгота была мотивирована дороговизной выделки таких масел и большею их безопасностью в пожарном отношении.
Нефтяная промышленность в пределах Бакинского нефтяного района пользуется полною свободою. Во избежание ее стеснения, казна предпочла отказаться от обложения нефтяных продуктов, идущих на местное Бакинское потребление. Акциз взимается при вывозе готовых продуктов из нефтяного района.
Что касается заводов для переработки нефти вне пределов упомянутого района, то таковые подвергнуты надзору акцизного ведомства. По Закону 25 мая 1898 г. определение границ Бакинского района, сообразно с изменениями в местных условиях нефтяного дела, предоставлено министру финансов по соглашению с главноначальствующим гражданскою частью на Кавказе.
Установление акциза на нефтяные масла не повлекло за собою сокращение нефтяной промышленности и потребление нефтяных продуктов.
В 1892 г. акциз с обыкновенного керосина был возвышен до 20 к. с пуда, а акциз с тяжелых нефтяных масел – до 50 к.
В 1888 г., в первый год своего существования, нефтяной акциз дал 0.607 т. р. Затем он постоянно и сильно возрастал и достиг в 1901 г. 28.679 т. р.
Акциз с минеральных масел существует и в некоторых западноевропейских государствах, наприм. во Франции и в Австро-Венгрии, в Греции и Сербии существует казенная монополия ввоза и продажи керосина.
В России налог на зажигателъные спички установлен Законом 4 января 1888 г.
По названному закону обложение спичек происходит в виде: 1) акциза со спичек как внутреннего приготовления, так и привозных, взимаемого посредством обложения бандеролями помещений со спичками, и 2) патентного сбора за право содержания спичечных фабрик.
Первоначально размер акциза со спичек был назначен в 1/4 коп. с помещения, в которое не более 75 спичек, 1/2 коп. с помещения, содержащего 75 – 150 спичек, 3/4 коп. с помещения, содержащего 150 – 225 спичек и 1 коп. с помещения, содержащего от 225 – 300 спичек; со спичек привозимых из заграницы акциз взимается в двойном против указанного размере (в кредитной валюте).
В таком размере акциз взимается и теперь с безопасных (так называемых шведских) спичек, при выделке которых не употребляется белого фосфора и которые зажигаются только трением об особо приготовленную поверхность. Акциз с прочих спичек удвоен с 1892 году.
Приготовление спичек дозволяется только на фабриках, особо для того устроенных, с разрешения подлежащего начальства. Спичечные фабрики, существовавшие до введения акциза, должны ежегодно выбирать бандеролей не менее, как на 1500 руб., фабрики, вновь открываемые – не менее, как на 3000 руб.
Сверх акциза, спичечные фабрики должны платить еще патентный сбор в размере 30 руб., если фабрика работает ручными станками, – 100 руб., если употребляются конные приводы, и 150 руб., если на фабрике есть паровые двигатели.
Акциз на зажигательные спички не повлек за собою сокращение их производства и потребление и их вздорожания, но он повел к концентрации спичечного производства и к большему распространению безопасных спичек.
В 1895 г. в России работало всего 212 спичечных фабрик, изготовивших 167 миллионов штук спичек, в том числе 102 мил. безопасных. В 1900 г. число спичечных фабрик сократилось до 123, изготовлено же ими спичек было 208 мил., в том числе 190 мил. безопасных.
Спичечный налог дал в 1888 г., в первый год его взимание 2712 т. р., а в 1001 г. уже 7929 т. р.
Спичечный налог существует также во Франции, Италии, Испании, Португалии, Румынии, Сербии и Греции, причем во всех названных государствах, за исключением Италии, обложение спичек происходит в виде казенной монополии.
Во Франции налог на спички был установлен в 1871 году в виде акциза, который в 1872 году был заменен монополией производства и продажи спичек. При учреждении спичечной монополии таковая была сдана на откуп частной компании первоначально за 16 м. фр., а с 1884 года – за 17 м. фр.
С 1890 г. правительство само эксплуатирует спичечную монополию, от которой оно теперь получает около 33 м. фр. валового и около 25 м. фр. чистого дохода.
Спичечный налог во Франции крайне не популярен. Казенная монополия производит плохие спички и продает их весьма дорого. Самые простые спички продаются во Франции по 5 сантимов за помещение, содержащее 50 спичек. Спички же более высокого качества продаются гораздо дороже.