4. Варварские владения: Тунис, Триполи и Алжирия. Из этих трех владений только первое может считаться полунезависимым государством.
Триполи, начиная с 1835 г., обратилось в турецкую провинцию без всяких особенных прав и привилегий. Генерал-губернаторы ее назначаются и сменяются Портой.
В прежнее время гнездо пиратов, Алжирия, после завоевания Французами в 1830 г., присоединена к Франции и управляется, на основании особых законов, как французская область[1].
Что касается Туниса, то новейшие события вызвали спор между Францией и Портой относительно его международного положения. По мнению французского правительства, Тунис издавна совершенно независимое государство, ничем не связанное с Оттоманской империей. Напротив, Порта считает бея тунисского своим вассалом.
Не входя в рассмотрение доводов, приводимых в защиту того и другого взгляда, укажем на некоторые факты, доказывающие, что до последнего времени тунисский бей и сам считал себя подчиненным султану, и рассматривался таковым со стороны других государств.
После завоевания Северной Африки Турками в XVI в., тунисские беи успели сохранить за собой большую самостоятельность. Однако, они не отрицали сюзеренитет султана и даже платили ему дань, которую они называли «добровольным приношением». Зависимость Туниса от Порты признавали также великие европейские державы.
В случае насилий, причиненных их подданным со стороны тунисских разбойников, они обращались с жалобами и требованиями удовлетворения чаще к турецкому правительству, нежели к тунисскому бею. Так, на основании Систовского трактата 1791 г., Австрия обязывает Порту прекратить пиратство тунисских корсаров и вознаградить тех австрийских подданных, которые пострадали от их разбоя[2].
Русское правительство, как видно из торгового договора 1783 г. (ст. 60 и след.), Ясского трактата 1791 г. (ст. 7), Бухарестского 1812 г. (ст. 12) и Аккерманской конвенции 1826 г. (ст. 6 и 7), точно также считает ответственным за грабежи тунисцев султана. Наконец, Порта постоянно называет бея генерал-губернатором Туниса и дает ему инвеституру.
Наследственность этого звания в нисходящей линии бея утверждена султанским фирманом в 1871 г. На факте зависимость Туниса от Оттоманской империи проявлялась в разное время более или менее осязательно, смотря по тому, кто занимал престол тунисский и кто царствовал в Стамбуле.
При слабом султанском правительстве энергические беи могли, конечно, игнорировать свою зависимость от Порты и заключали самостоятельно контракт с европейскими державами. Но в виду приведенных выше данных вассальные de jure отношения Туниса к Порте едва ли подлежат сомнению[3].
После экспедиции французских войск в апреле 1881 г. против хрумиров, положение Туниса изменилось. Франция заключила с беем трактат (11 мая 1881 г.). поставивший тунисские владения под ее покровительство[4].
На основании этого договора бей признает над собой протекторат Франции; французские войска временно занимают избранные ими в Тунисе пункты (ст. 2) и французский министр-резидент делается посредником в сношениях бея с иностранными державами (ст. 5).
Эти постановления показывают, что Тунис в настоящее время есть полунезависимое по отношению к Франции, но не Турции, государство. И так как все полунезависимые государства, находящиеся в составе Оттоманской империи, были созданы путем общего соглашения между европейскими державами, то отношения Франции к Тунису могли бы быть также определены только этим путем.
В виду несомненных прав Турции на Тунис, также положение неопровержимо. В 1882 году европейские державы согласились на предложение Франции считать капитуляции в Тунисе отмененными и законно-действующей французскую юрисдикцию.
Только Англия сделала оговорку: она желала признать отмену капитуляции только после того, как французские суды окажутся на деле вполне состоятельными. Но с 31 декабря 1883 г. английское правительство согласилось признавать своих поданных в Тунисе подсудными французским судам.
5. Остров Самос есть привилегированная турецкая провинция, но не полунезависимое государство. Особенное положение его в составе Оттоманской империи создано законом 1832 г. Он имеет губернатора из христиан и пользуется некоторыми другими преимуществами, которые однако не охраняются никаким международным соглашением и потому могут быть отменены Портой.
6. Сирия. В 1860 г. христианское население этой области подверглось неистовствам мусульман, которые побудили собравшуюся по этому поводу Парижскую конференцию решить об отправке корпуса французских войск для водворения в Леванте (Сирии) порядка и охранении жизни христиан.
После того европейская комиссия выработала в 1864 году устав этой провинции, определяющий, что генерал-губернатор ее будет избираем Портой с согласия европейских держав и имеет точно означенные в этом уставе права и обязанности по отношению к местному христианскому населению. Отменить своевольно этого устав Порта не в праве[5].
7. Сан-Марино. Эта микроскопическая республика (18 итальянск. м. с 8000 ж.) находилась прежде в пределах Папской области и под покровительством пап; с 1862 г. пользуется протекторатом Итальянского королевства; как полусамостоятельное государство существует с V ст.
8. Республика Андорская (5800 ж.). Лежит на склонах Пиренеев. До 1868 г. признавала протекторат Франции и епископа Ургельского (в Испании); первой она платила дань в 960 фр., второму – в 841 фр.
С 1868 г. Андора перешла под покровительство одной Франции, но с 1881 г. французское правительство опять разделяет свои права с Ургельским епископом. Оба покровителя назначают в Андору своих комиссаров (viguiers), обязанных наблюдать за порядком и спокойствием в республике.
9. Княжество Монако. Находится в графстве Ницком; до 1861 года было под покровительством Сардинии, а теперь Франции. В 1861 г. князь уступил последней за 4 млн. фр. Roquebrune и Menton. В Монако действуют французские таможенные власти.
10. Хивинское ханство. В течение многих столетий Хива служила притоном разбойников, грабивших русские караваны и продававших в рабство захваченных торговых лиц. Благоприятное в военном отношении положения ханства, окруженного со всех сторон недоступными пустынями, заставляло неоднократно терпеть неудачи снаряжаемые русским правительством экспедиции против Хивы.
Наконец, в 1873 г. она была взята генералом Кауфманом, и по миру, заключенному с ней в том же году (24 авг.), ханство поставлено в вассальные отношения к России. Хан хивинский объявил себя (ст. 1) «покорным слугой Императора Всероссийского». Он отказывается от права поддерживать непосредственные отношения с князьями и ханами соседними.
Он никогда «не заключит ни коммерческих трактатов, ни других договоров с этими князьями и ханами и он никогда не примет участия в неприязненных против них действиях иначе, как с ведома и разрешения высшего русского начальства в Средней Азии».
В настоящее время хан пользуется в своих владениях административной автономией: назначает своих должностных лиц, собирает подати и проч., но дипломатические его сношения поставлены под контроль туркестанского генерал-губернатора[6].
11. Бухарское ханство. На основании трактата 1873 г. Бухара была поставлена в близкие торговые сношения с Россией, которые после открытия закаспийской железной дороги сделались настолько тесными, что в настоящее время все торговые обороты ханства зависят от русского кредита и русских кредитных учреждений. Политическая полунезависимость Бухарского ханства от России не может подлежать сомнению.
12. Туземные князья в английской Индии. Различные договоры, заключенные английской властью с этими князьями, показывают, что административная самостоятельность, которой они пользуются, дарована им под тем условием, чтобы они не входили ни в какого рода международные сделки, даже в союз друг с другом, помимо английского правительства[7].
13. Индийские племена на территории Северо-Американских Соединенных Штатов. Как аборигены, они в действительности являются собственниками Американского континента. Вашингтонское правительство и Верховный Союзный суд в принципе признают это их право, но объявляют, что они должны находится под исключительным покровительством Соединенных Штатов.
На основании судебных решений и договоров индийские племена имеют право свободно управлять внутренними своими делами, но иностранные державы не могут входить с ними в какие-либо сношения[8].
[1] Срав. любопытное сочинение Playfair. The scourge of Christendom. Annals of British relations with Algiers prior to the French conquest. London 1884.
[2] Neumann. Recueil des traités, I, p. 454.
[3] Срав. Staatsarchiv, Bd. XXXIX, 1881, № 7447, 7469, 7478, 7470 и др. Противоположный взгляд французского правительства защищает, между прочим, Engelhardt в Revue de droit international, t. XII, 1881, p. 331 et ss. См. Phillimore. Commentaries, t. I, p. 121 etc. Lawrenсe – Wheatоn, I, 257.
[4] Staatsarchiv. Bd. XXXIX, № 7479.
[5] См. Annuaire diplomatique de l’Empire de Russie, 1862, p. 99-104; 1868, p. 141-190. Срав. Calvo. Droit international, t. 1, p. 177, 187. Lawrence-Wheaton. Commentaire, I, 122.
Ha основании ст. 23 Берлинского трактата Порта обязалась „ввести добросовестно на острове Крите органический устав 1868 г. с изменениями, которые будут признаны справедливыми”. Подобные же уставы должны быть введены, с некоторыми исключениями, и в других турецких областях.
[6] См. Staatsarchiv, Bd. XXVI, 1874, № 3738.
[7] Процесс гаеквара Бародского, судимого и низложенного по приговору английского суда в 1875 г., рельефно выяснил подчиненное положение индийских князей. См. 7 Вlue books об этом процессе: Report of the Commission appointed to inquire into the Administration of the Baroda State. 1873-1875. Срав. также Creasy. First platform, p. 94.
[8] Оригинально мнение Calvo (Droit international, I, § 69), полагающего, что индийские племена владеют землею в Соединенных Штатах „по праву оккупации” (droit d’occupation). Скорее справедливо обратное положение, ибо Американцы заняли территории, принадлежавшие первобытному населению Америки.