Ususfructus. Понятие и главные свойства

Узуфрукт[1] есть принадлежащее определенному лицу вещное право пользования чужою непотребляемою вещью и извлечения из нее плодов под условием сохранности самой вещи. Ususfructus est jus alienis rebus utendi, fruendi satva rerum substantia.

Управомоченное лицо называется узуфруктуарием, или фруктуарием. Пока существует право узуфрукта на вещь, собственник имеет относительно нее только nuda proprietas. Узуфрукт как личный сервитут есть право, принадлежащее только данному лицу: он не может быть распространен на наследников первого узуфруктуария.

Впрочем, позднейшее римское право уклонилось от этого принципа; если специально было постановлено, что узуфрукт должен перейти и к наследникам узуфруктуария, то такое распоряжение не считалось недействительным:

однако каждый наследник должен представить новую cautio usufructuaria, другими словами, формально дело рассматривалось так, как будто наследник не продолжает узуфрукт своего наследодателя, а приобретает новый узуфрукт.

Узуфрукт, по теории римских юристов, неотчуждаемое право, – цессия его недействительна, но осуществление его стало отчуждаемым. Узуфруктуарий может уступить, цедировать третьему лицу осуществление своего права на возмездном или безвозмездном основании, на время или на весь срок существования своего права узуфрукта.

Неотчуждаемость самого права при отчуждаемости осуществления его имеет то практическое значение, что узуфрукт остается связанным с личностью первоначального узуфруктуария в том смысле, что со смертью его он прекращается, тогда как смерть цессионария не оказывает влияния на узуфрукт, напротив, осуществление его переходит к его наследникам.

Равным образом первоначальный узуфруктуарий продолжает отвечать пред собственником за все действия цессионария, как за свои собственные. Впрочем, цессионарий приобретает не только личное требование против первоначального узуфруктуария, а пользуется и вещной защитой, предъявляя иски первоначального узуфруктуария, в качестве actiones utiles как против него самого, так и против третьих лиц.

Сверх того, отречение первоначального узуфруктуария от уступленного им права узуфрукта в пользу собственника недействительно. Узуфрукт есть делимое право, он далее может быть установлен относительно интеллектуальной части вещи, равно он может принадлежать нескольким лицам pro partibus indivisis.


[1] Dernburg. Указ. соч. Т. I. § 246 и сл.; Windscheid. Указ. соч. Т. I. § 203 и сл.

Давид Гримм https://ru.wikipedia.org/wiki/Гримм,_Давид_Давидович

Русский юрист, доктор римского права, профессор, ректор Санкт-Петербургского университета. Сын архитектора Д. И. Гримма, брат историка Э. Д. Гримма.

You May Also Like

More From Author