δ) Полунезависимые государства. Чем объясняется их существование? Признаки. Формы полунезависимости. Ее прекращение. Египет. Болгарское княжество. Восточная Румелия.

δ) Полунезависимые государства. Они суть создания исключительно международных отношений и порядка: существование их объясняется настоятельной необходимостью найти такой modus vivendi между данными государствами, который предупредил бы неизбежное между ними столкновение; это – компромисс между противоположными интересами, в данную минуту не поддающимися окончательному разрешению.

В этом смысле полунезависимость является переходной ступенью от полной государственной зависимости к полному международному суверенитету, или наоборот, и только как переходная и временная форма она имеет свою raison d’etre. Рассматриваемая же с точки зрения науки о государстве, она есть non sens¸ибо понятие государства исключает само по себе какую бы ни было несамостоятельность.

Существенный признак полунезависимого государства состоит в подчинении внешних его сношений иноземной государственной власти; в области же внутреннего своего управления оно, по большей части, совершенно автономно. Обыкновенно также государство платит своему сюзерену дань, размер которой определяется или взаимным их соглашением, или трактатом, создавшим полунезависимое государство.

Впрочем, платеж трибута не есть безусловный признак несамостоятельности. Бывали случаи, когда одно государство уплачивало дань другому, но сохраняло полную международную суверенность.

Так, в начале нынешнего столетия Вашингтонское правительство платило ежегодно Алжирскому дею определенную сумму в виде откупа от захватов и продажи в рабство алжирскими пиратами американских мореходцев, не находя удобным вести против них войну; но через это Северо-Американские Соединенные Штаты не стояли, конечно, в вассальной зависимости от Алжирского дея.

Полунезависимость государства обнаруживается в различных формах:

во 1-х, она может вытекать из покровительства одного государства над другим, установляемого обыкновенно с целью обеспечения внешней безопасности покровительствуемого народа, который обязан за это подчиняться контролю со стороны покровительствующего правительства в области дипломатических сношений[1];

во 2-х, она может выражаться в вассальных отношениях государства, подобных тем, в которых находились вассалы к своему сюзерену в средние века.

И в том и в другом случае автономия международных сношений государства одинаково является ограниченной[2].

Вызванная конкретными и преходящими политическими обстоятельствами, полунезависимость прекращается вместе с этими обстоятельствами.

При этом государству может предстоять двоякого рода судьба: или, в порядке нормального развития, оно сделается совершенно независимым, станет субъектом международного права, или, при неблагоприятных обстоятельствах, окончательно подчинится власти того государства, под покровительством или сюзеренитетом которого находилось[3].

Первая форма развития, как показывают факты и история, преобладает на Востоке, в тех государствах, которые созданы европейской дипломатией из провинций Оттоманской Империи; на Западе же обыкновенно покровительстве европейских держав приводит к совершенному лишению независимости покровительствуемого государства, как это было, напр., с Краковской республикой.

Из существующих государств нижеследующие находятся в положении полунезависимых.

1. Египет. Современное положение этого государства заслуживает особенного внимания в виду Суэцкого канала, получившего всемирное значение, как артерия международных оборотов европейских государств с Востоком.

Юридическое положение Египта определено Лондонской конвенцией 1840 г., заключенной между Австрией, Россией, Пруссией и Англией, и принятой Турцией[4]. Франция в соглашении не участвовала и старалась ему помешать. Лондонской конвенцией был подтвержден порядок вещей, установившийся в отношениях между Египтом и Портой со времени назначения египетским губернатором Мегемета-Али (1806 г.).

Знаменитый паша уничтожил мамелюков, господствовавших в Египте, водворил порядок в стране, обеспечил развитие ее промышленности и торговли и создал вооруженную силу, которая дала ему возможность считать себя полным господином над управляемой им областью.

В 1831 г. Мегемет-Али, восстав против султана, завоевал Сирию, разбил турецкие войска в Малой Азии и готовился уже идти на Константинополь. Опасаясь за целость Оттоманской империи, европейские державы решили вмешаться в турецко-египетскую распрю[5].

Благодаря посылке в Малую Азию русского вспомогательного корпуса, Мегемет-Али примирился с султаном, который представил ему в самостоятельное управление не только Египет, но также Палестину и Сирию. Этот мир скоро был нарушен Портою, и в 1838 г. снова началась война с непокорным губернатором.

Поражения, нанесенные турецкой армии, вызвали опять заступничество западных держав, принудивших Мегемета-Али прекратить военные действия и подчиниться решениям конференции, собравшейся в Лондоне в 1840 г.[6]

Главнейшие постановления Лондонской конференции заключались в следующем:

1) во внутреннем управлении египетский вице-король или хедив пользуется автономией, но управляет «именем султана»;

2) войска и флот египетские считаются частью оттоманских вооруженных сил;

3) денежные знаки, выпускаемые египетским казначейством, имеют на одной стороне изображение султана, на другой, – хедива;

4) Египет уплачивает Порте определенную дань;

5) все международные сношения Египта должны происходить через Константинопольское правительство, и заключаемые последним трактаты обязательны для египетского вице-короля.

После 1840 г. между Египтом и Портой не было более войн, но права хедива постепенно расширялись. На основании султанского фирмана 1866 г. престол египетский объявлен наследственным в прямой нисходящей линии царствующего дома (Мегемета-Али). Фирман 1873 г. дает хедиву право заключать даже международные конвенции по торговым вопросам[7].

С прорытием Суэцкого канала международное значение Египта все более выступает на первый план. В Египте устраиваются смешанные суды, в которых участвуют европейцы, для разбора дел между подданными европейских государств и туземцами.

Вследствие финансового расстройства этой страны, дошедшего до таких размеров, что хедив не был в состоянии уплачивать проценты по заключенным им займам, была учреждена из представителей наиболее заинтересованных в этом вопросе государств – Англии и Франции – постоянная финансовая комиссия, имеющая надзор за управлением доходами и расходами Египта[8].

Влияние европейских правительств на внутренние дела этого государства выразилось наглядно в 1879 г., когда под давлением Франции и Англии и с согласия других европейских правительств, бывший хедив Измаил-паша должен был отречься от престола в пользу своего сына Тевфика-паши.

В виду международного значения Египта и, в особенности, в виду Лондонского договора 1840 г., сохраняющего свою силу до настоящего времени, юридическое положение египетского правительства, определенное этим договором, должно быть неприкосновенно как для Турции, так и для всякой другой державы; оно создание европейского соглашения и только посредством такого же соглашения может быть изменено или отменено.

На этом основании английская оккупация Египта, продолжающаяся уже несколько лет (с 1882 г.), нисколько не отменила обязательности постановлений Лондонской конвенции 1840 г. Сама Англия не отрицает этого положения[9].

2. Болгарское княжество. Международное положение Болгарии определяется Берлинским трактатом 1878 г.[10]

На основании С.-Стефанского прелиминарного мира (ст. 6-12), Болгария должна была образовать «самоуправляющееся, платящее дань княжество с христианским правительством и земским войском» (ст. 6). Устав управления Болгарии предоставлено выработать собранию ее именитых людей, под наблюдением русского комиссара и в присутствии комиссара оттоманского.

Князь избирается населением и утверждается Портою с согласия держав. Он не может быть избран из членов царствующих династий великих европейских держав (ст. 7). Турецкие войска должны быть выведены из Болгарии и все прежние в ней крепости срыты (ст. 8).

Границы Болгарии обнимали обширную территорию, начинаясь у Дуная и доходя до Салоник, так что Константинополь был отрезан болгарскими владениями от Македонии и Фессалии, остававшихся под властью Порты.

Берлинский трактат развил далее те из постановлений С.-Стефанского мира, которые касались международного юридического положения Болгарского княжества, а именно:

1) княжество получило автономию во внутреннем управлении, но поставлено под главенство султана, которому обязано платить дан (ст. 1);

2) избранный населением болгарский князь утверждается Блистательной Портой с согласия держав (ст. 3);

3) трактаты о торговле и судоходстве и все действие соглашения между Портой и иностранными державами сохраняют силу для Болгарии; точно также остаются в силе права консульской юрисдикции, установленные капитуляциями и обычаями (ст. 8);

4) княжество, как часть Оттоманской империи, обязано нести на себе известную долю государственного долга империи (ст. 9);

5) уроженцы Болгарского княжества, путешествующие или проживающие в других частях Оттоманской империи, не пользуются льготами и привилегиями иностранных подданных, но подчиняются властям и законам оттоманским (ст. 12).

Это постановления показывают, что Болгария в международных отношениях не есть самостоятельный субъект права: она зависит от Порты и поставлена под контроль и охрану великих держав, которые подписали Берлинский трактат.

Конгресс Берлинский определил, какие начала должны быть положены в основу государственного права Болгарии: органический устав княжества, выработанный Болгарским собранием, должен обеспечивать всем гражданам равенство перед законом, несмотря на различие в религиозных верованиях и исповеданиях; все болгарские уроженцы и иностранцы пользуются свободным внешним отправлением своего богослужения (ст. 5).

Поэтому религиозные преследования, которые допустило бы болгарское правительство в своей стране, могут вызвать вмешательство со стороны великих держав.

Границы Болгарского княжества, установленные С.-Стефанским трактатом, подверглись значительному изменению. Из предположенного этим актом единого княжества Болгарии, Берлинский трактат образовал две области: Болгарию и Восточную Румелию. Границей между ними служат Балканы, со включением в состав Болгарии Софийского санджака (ст. 2).

По заключении Берлинского трактата, собрание именитых людей Болгарии. Созванное в Тырнове, учредило представительное правление в княжестве и избрало князем болгарским принца Александра Баттенбергского[11].

В июле 1881 г. болгарский князь совершил переворот, упразднив Народное Собрание и учредив на его место Государственный Совет. С Портою возникли серьезные недоразумения по поводу уплаты княжеством дани и особенно из-за вопроса об его дипломатическом агентстве в Константинополе.

По примеру бывших полунезависимых князей сербского и румынского, болгарский князь имел особого агента при Порте для защиты своих интересов и вообще сношений с правительством султана.

В течение нескольких месяцев болгарский уполномоченный отправлял свою должность и был признаваем Портой; но в Константинополе было учреждено «Бюро для привилегированных областей» – Леванта, острова Самоса, Кандии, Восточной Румелии и Болгарского княжества – куда и предложено было агенту Болгарии обращаться по всем своим делам.

Таким образом княжество было поставлено на одну доску с турецкими провинциями, вовсе не равными ему по своим правам и положению. Болгарский князь справедливо протестовал против такого образа действий турецкого правительства и, наконец, на время прекратил вовсе дипломатические с ним сношения.

В сентябре 1882 г. Порта отказалась от своего несправедливого требования и согласилась признать за Болгарским агентом право сноситься непосредственно по делам княжества с Портой.

С 1886 года Болгарское княжество соединено с Восточной Румелией в лице князя, назначенного также генерал-губернатором упомянутой провинции. С весны 1895 года нынешний болгарский князь, принц Кобургский Фердинанд, был признан в своем звании султаном и всеми великими державами.

Болгария получила право заключать с иностранными державами международные соглашения по вопросам торговли и мореплавания. Такие торговые конвенции заключила Болгария с Австрией, Францией и Англией и в 1897 году с Россией.

3. Восточная Румелия. На юг от Балкан Берлинский конгресс образовал особую провинцию с наименованием «Восточная Румелия», которая есть собственно не полунезависимое государство, но область, находящаяся под политическим и военным управлением султана.

Однако, автономия этой провинции и покровительство, которым она пользовалась со стороны великих европейских держав, поставили ее в действительности почти в такое же международное положение, в каком находились прежде Дунайские княжества и Сербия.

Берлинский трактат оставил Восточную Румелию под «непосредственной политической и военной властью» султана на условиях «административной автономии» (ст. 13). Она имеет генерал-губернатора христианского исповедания, который назначается на 5 лет султаном, «с согласия» держав (ст. 17).

Внутренний порядок провинции охраняется туземной стражей при содействии милиции, офицеры которой назначаются султаном. Султан имеет право заботиться о защите морских и сухопутных границ области, воздвигая крепости и содержа в них войско; но употребление иррегулярных войск (башибузуков) запрещается.

При переходе через область регулярные войска не могут делать остановок (ст. 15). Генерал-губернатору предоставлено право призывать оттоманские войска в случае внешней опасности или внутренних беспорядков. О мотивах этой меры султан дает объяснения представителям европейских держав в Константинополе (ст. 16).

Устав Восточной Румелии был выработан европейской комиссией совместно с Портой; он был обнародован султанским фирманом и сообщен Портой европейским державам[12]. На основании этого устава Восточная Румелия имела представительное «Областное собрание», которое вместе с генерал-губернатором самостоятельно заведывало всем административным и судебным управлением области.

Но генерал-губернатор не может входить непосредственно в сношения с иностранными державами. Все трактаты, конвенции и международные соглашения, какого бы ни было свойства, заключенные Портой, обязательны для Восточной Румелии (ст. 21).

В новейшее время державы согласились на отмену действия капитуляций в Восточной Румелии.

Совокупность постановлений Берлинского трактата, касающихся Румелии, вполне убеждает, что эта провинция имеет международный характер.

Суверенитет Порты по отношению к ней настолько ограничен в области внутреннего управления и поставлен в такие стеснительные условия для своего осуществления, что Восточная Румелия может считаться de facto полунезависимой областью, оставленной решением международного конгресса в составе Османской империи. Международный ее характер и слитие с Болгарией, как говорил Блюнчли, дело ближайшего будущего[13].

Предсказание покойного профессора Гейдельбергского университета осуществилось раньше, чем ожидали: в сентябре 1885 г. народонаселение Восточной Румелии провозгласило свое соединение с народом болгарским, которое, в марте 1886 года, получило признание со стороны великих европейских держав в постановлениях Константинопольской конференции, на основании которых князь болгарский был назначен генерал-губернатором Восточной Румелии на пять лет.

Этот срок получил впоследствии молчаливое продолжение, и князь Болгарский управляет поныне Восточной Румелией.


[1] Срав. о международном протекторате, между прочим, следующие сочинения: Engelhardt. Les protectorats anciens et modernes. Paris 1896. Gaival. Le protectorat international. Paris 1896. Rouard de Card. Les traités de protectorat conclus par la France en Afrique. 1896.

Pic. Influence de l’établissement d’un protectorat sur les traités antérieurement conclus аvес des puissances tierces par l’Etat protégé. (Revue générale de droit international public, 1896, p. 613 etc.).

[2] Austin’s Jurisprudence, p. 201-208.

[3] «Сюзеренитет» есть ограниченный суверенитет верховной власти господствующего государства над полунезависимым правительством.

[4] Martens (Murhard). Recueil, t. I, p. 158. Neumann. Recueil, t. IV, p. 453.

[5] См. мое Собрание трактатов и конвенций, т. IV, ч. I, стр. 435 и след.; стр. 463 и след. Срав. Prokesch-Osten. Mehmed-Ali, Vizekönig von Aegypten. Wien 1877.

[6] Мое Собрание трактатов, т. IV, ч. I, стр. 47 5 и след.

[7] См. Английскую „Blue-Book”: Firmans granted by the Sultans to the Viceroys of Egypt, 1843-1873. (Egypt. 4, 1879). В настоящее время египетская дань султану: 750,000 ф. стерл.

[8] Срав. финансовый отчет англичанина Cave (Staatsarchiv, Bd. XXX, 5759).

[9] С этой точки зрения коллективная англо-французская нота от 7 января 1882 года не согласна с существующими международными обязательствами. См. Plauсhut. L’Egypte et l’occupation anglaise. (Revue des D. M. 1888, livraisons du 1 et 15 décembre etc.).

Kaufmann. Das internationale Recht der egyptischen Staatsschuld. Berlin 1891.

[10] Срав. статью Bluntschli в „Revue de droit international” 1881, p. 57 1 et ss.

[11] Текст болгарской конституции см. в Staatsarchiv, Bd. XXXVI, 1879, № 7081. В настоящее время болгарская территория обнимает пространство в 63,865 километр. или 1,160 географ. миль с населением 2.400,000 жит.

[12] См. этот устав в Staatsarchiv. Bd. XXXYI, 1879, № 7064.

[13] Revue de droit int., t. XII, 1881, p. 580. Восточная Румелия занимает пространство в 35,387 килом, и имеет 976,100 жит.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.