Адвокатура в Австрии и Германии

В Австрии, по учреждению о судебных установлениях 1 мая 1781 г., адвокатура не была еще корпорацией и подчинялась судебным местам, от которых зависел прием в адвокаты и которым предоставлялась дисциплинарная над ними власть.

Имперским положением 16 августа 1849 г. в построение адвокатуры введены новые начала корпоративного самоуправления, получившие дальнейшее развитие в законах 6 июля 1868 г. об организации адвокатуры и 1 апреля 1872 г. о дисциплинарной ответственности адвокатов. Ими определяется современный строй австрийской адвокатуры.

Принятый в адвокаты имеет право представительства во всех судебных и правительственных местах Австрии, но деятельность адвоката несовместима с оплачиваемыми государственными должностями, за исключением учебных, с должностью нотариуса, со всеми занятиями, противоречащими достоинству адвокатского звания (например, по разъяснению практики, с содержанием постоялого двора).

Между тем как положение 1849 г. ставило (подобно действующему германскому законодательству) принятие в адвокаты в зависимость от министра юстиции, закон 1868 г. постановляет, что для занятия адвокатурой в частях империи, имеющих своих представителей в имперском совете, не требуется правительственного разрешения, достаточно представить удостоверение о наличности требуемых для того законом условий и быть внесенным в адвокатский список.

Эти условия суть: гражданская и политическая правоспособность, оседлость в одной из общин империи, получение степени доктора прав[1] при одном из имперских университетов, занятия судебной практикой при адвокате, при суде или прокуроре в течение 7 лет или служба в течение не менее 5 лет в звании члена суда и удовлетворительное окончание адвокатского экзамена.

К нему допускаются только лица, отвечающие предыдущим условиям. Экзамен производится при апелляционном суде, в особой экзаменационной комиссии, состоящей из председателя его, двух членов и одного из местных адвокатов; он слагается из письменного и устного испытания; о результатах его комиссия делает заключение и выдержавшему его дает особое свидетельство, имеющее силу для всей империи.

Получивший удовлетворительное свидетельство приносит при апелляционном суде присягу на верность и повиновение императору, соблюдение законов империи и добросовестное исполнение принимаемых на себя обязанностей.

После этого он обращается к одному из адвокатских советов для приписки; совет не может отказать ему в последней, если только им не будет признано, что ходатайствующий о приписке не отвечает общим условиям для вступления в адвокаты или утратил право на то вследствие приговора уголовного или дисциплинарного.

Исключенный из списка в дисциплинарном порядке не имеет права приписки в течение трех лет; но и после этого срока совет может отказать в приписке, если признает его не заслуживающим доверия; однако на все постановления совета об отказе в приписке допускаются жалобы в адвокатскую камеру, постановления которой, в свою очередь, могут быть обжалованы высшему суду империи.

Адвокаты ведут дела по соглашению с доверителем или же по назначению суда или совета; они обязаны вести их сообразно с законами, соблюдая при этом добросовестно и усердно интересы представляемых ими лиц и охраняя тайны их; адвокат может отказаться от принятия дела без указания оснований, не имеет права по тому же делу оказывать противной стороне помощь советом или иным образом, а также принимать на себя дела, по которым он был поверенным противной стороны или же исполнял обязанности судьи или прокурора.

На нем лежит обязанность поведением своим ограждать честь и достоинство адвокатуры. Вознаграждение адвокатов определяется по соглашению или по таксе.

При адвокатах состоят кандидаты, вносимые в особый список советом адвокатов из числа лиц, имеющих высшую ученую юридическую степень; обязанности и дисциплинарная ответственность их те же, как и адвокатов; последние обязаны направлять их в практической деятельности под наблюдением совета. Число всех адвокатов в Австрии до 3000, а кандидатов их – до 2000.

Для управления делами адвокатской корпорации учреждены адвокатская камера, ее совет и особый дисциплинарный суд. Адвокатская камера включает всех адвокатов, внесенных в списки данного судебного округа; распределение на округа делается министром юстиции, их ныне 26.

Делами своими она заведует в общем собрании или посредством избираемого ею совета. Последний состоит из председателя, его заместителя и членов, избираемых на три года. Совет должен собираться в составе не менее двух третей; решения его постановляются по абсолютному простому большинству, причем председатель подает свое мнение только при равенстве голосов.

Подробный закон 1 апреля 1872 г., труд Глазера, развивает провозглашенное положением 1868 г. начало о независимости адвокатуры от суда, создавая для адвокатуры следующий порядок дисциплинарной ответственности. Непосредственный надзор за адвокатами каждого округа он вверяет совету адвокатской камеры, а высший надзор – министру юстиции.

За нарушение обязанностей, а равно за всякий проступок, умаляющий честь и достоинство корпорации, адвокаты и помощники их подлежат ответственности перед дисциплинарным советом.

Последний состоит из председателя, советников и добавочных членов (на случай отсутствия советников), избираемых адвокатской камерой на три года; но несколько камер могут, по постановлению министра юстиции, иметь общий дисциплинарный совет.

Состав его в одной трети возобновляется ежегодно; численность его зависит от числа адвокатов, камеру или камеры составляющих (от 7 до 15 советников, от 4 до 6 добавочных членов); в члены дисциплинарного совета могут быть избираемы и члены совета административного.

При дисциплинарном совете состоит обвинитель с одним или двумя помощниками, также по избранию из среды адвокатов. Все эти должностные лица несут свою службу бесплатно, а за отказ от принятия таких должностей подвергаются денежному взысканию, срочному запрещению практики и лишению права принимать участие в выборных делах адвокатской корпорации.

Дисциплинарные проступки адвокатов определяются лишь в общих чертах; поводом к дисциплинарному производству может быть всякое нарушение адвокатом его обязанностей и всякое умаление чести и достоинства адвокатуры как при исполнении адвокатских обязанностей, так и помимо их.

Дисциплинарные взыскания суть: письменный выговор, денежное взыскание до 300 гульденов, поступающих в пользу бедных общины, запрещение практики до одного года, а для кандидатов – продолжение стажа до того же срока, исключение из списка.

Решение вопроса о возбуждении дисциплинарного преследования принадлежит дисциплинарному совету, и так как дисциплинарные проступки не перечисляются, то власть его по этому предмету весьма широка; он выслушивает заключение обвинителя камеры и доклад особого референта и решает этот вопрос абсолютным большинством голосов; на утвердительное определение нет жалобы, но отрицательное может быть обжаловано в апелляционный суд.

Если решено возбудить преследование, то открывается устное разбирательство, которому может предшествовать предварительное производство, поручаемое одному из членов совета.

Устное разбирательство носит состязательный характер и происходит негласно, за исключением случаев, когда о допущении публики ходатайствует обвиняемый. Один из членов совета ведет протокол, его определения сообщаются прокурору апелляционного суда и министру юстиции.

На решения его допускаются апелляционные жалобы в высший имперский суд, который рассматривает их в особом сенате из председателя и восьми членов; жалобы могут быть приносимы обвиняемым, обвинителем камеры и прокуратурой; обвинитель камеры может принимать участие лично или через представителя в устном разборе перед высшим судом, хотя бы не он подал жалобу.

Наконец, союз адвокатов всей Австрии существует с 28 апреля 1875 г. и имеет целью споспешествовать обмену мнениями, личным сношениям адвокатов и разрешению вопросов общего значения для всей австрийской адвокатуры. Пункт его оседлости – Вена, но собрания или съезды он может открывать и в иных местах.

Современное положение адвокатуры в Германии определяется положением 1 июля 1878 г. Согласно ему принятие в адвокатуру зависит от местного министерства юстиции, а при имперском суде – от канцлера на основании предварительного заключения местного адвокатского совета. В это звание открыт доступ только лицам, которые отвечают условиям обще-судейской правоспособности.

Сюда не допускаются лишенные (во время ходатайства) по приговору уголовного суда права занимать общественные должности или состоящие под судом за деяние, которое может вызвать это последствие; исключенные из адвокатского звания; ограниченные по судебному решению в распоряжении своим имуществом; отправляющие должности или занятия, по закону или по заключению адвокатского совета несовместимые с призванием или достоинством адвокатуры; виновные в поступке, который, по заключению того же совета, вызвал бы исключение из адвокатуры; наконец, страдающие телесными или душевными недугами, которые на долгое время делают человека неспособным к исполнению обязанностей адвоката.

Могут быть не допущены не занимавшиеся в течение трех лет со времени получения права быть адвокатом никакими занятиями, при которых приобретенные ими образованием юридические познания могли сохраниться; приговоренные к срочному лишению права занимать общественные должности, хотя бы по истечении определенного судом срока; те из прежних адвокатов, которые в течение двух лет до ходатайства подверглись за нарушение адвокатских обязанностей выговору или денежному взысканию свыше 150 марок; состоящие в близком родстве или свойстве с одним из членов того суда, о принятии в состав адвокатуры которого они ходатайствуют.

Отказ в принятии должен быть мотивирован; если в основании его не лежит судебное решение, то лицо, которому отказано, может потребовать пересмотра его адвокатским советом.

Приобретение звания адвоката в одном государстве империи дает право вступить в состав адвокатуры всякого другого имперского государства.

Адвокаты состоят при определенных судебных местах, к которым они приписываются; дозволяется приписка к нескольким судебным местам одновременно, за исключением имперского суда, приписка к которому устраняет возможность приписки к другим судам; но, с некоторыми изъятиями, адвокат, к какому-либо суду приписанный, имеет право представительства во всех судах империи.

Мысль о предельном числе адвокатов при каждом суде германским положением не принята. Допущенный в адвокатуру обязан принести присягу перед судом и избрать себе место жительства в его округе или указать заменяющего его уполномоченного, живущего в нем, если он сам жительствует в другом округе; таким уполномоченным может быть только адвокат, при суде состоящий.

Обязанности адвоката суть: добросовестное исполнение своей деятельности и поведение, дающее право на уважение, которого требует его звание; извещение суда о всякой отлучке с места жительства на срок свыше одной недели и избрание заместителя; немедленное извещение обращающихся к нему с делами в случае нежелания принять на себя ведение их; ведение дел гражданских и уголовных по назначению суда; доставление практических занятий юридически образованным лицам, подготовляющимся у него к адвокатуре, и руководство ими.

За свой, труд адвокат может выговорить вознаграждение и задаток. Но он не имеет права принимать на себя дел, в решении которых он принимал участие в качестве судьи, дел, по которым он принял на себя защиту интересов противной стороны, наконец дел, по которым его участие требуется для действий, противных обязанностям или достоинству его звания.

Адвокаты каждого округа высшего земского суда образуют из себя адвокатскую камеру. Она избирает совет в числе от 9 до 15 членов, список которых сообщается местному министерству юстиции, высшему земскому суду и канцлеру. Камера определяет порядок занятий у себя и в совете, цифру ежегодного взноса с каждого члена и другие источники дохода корпорации и рассматривает отчеты совета.

Совет есть распорядитель всеми делами корпорации, посредник между членами ее и частными лицами, орган надзора за исполнением адвокатами их обязанностей; он же представляет от имени корпорации заключения свои по делам, ее касающимся, как министерству юстиции, так и судебным местам и заведует денежными суммами корпорации.

Но дисциплинарная власть над адвокатами принадлежит не совету, а особому суду чести. Первая инстанция его образуется из председателя совета, его товарища и трех членов совета по определенной им очереди; предварительное следствие может быть возлагаемо на судью, назначенного для того председателем высшего земского суда; окончательное производство негласно, но члены камеры имеют право присутствовать при нем.

На решения его допускаются апелляционные жалобы в высший земский суд, а органом кассационного пересмотра признается высший суд чести, состоящий при имперском суде из его председателя, трех его членов и трех адвокатов имперского суда. В таком дисциплинарном порядке адвокаты могут быть подвергнуты замечанию, выговору, денежному взысканию до 3000 марок и исключению из адвокатского звания.


[1] Степень доктора прав в Австрии соответствует нашей степени кандидата прав.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author