Адвокатура в Англии и Франции

В Западной Европе адвокатура успела превратиться уже в свободную профессию, хотя на ней остались еще некоторые следы частью должностного, частью даже цехового склада.

В английской адвокатуре различаются стряпчие (атторнеи, солиситоры[1]) и адвокаты (барристеры и адвокаты высшей категории – Serjeants-at-law).

Первые ближе к складу частного ремесла, они занимаются письменной подготовкой дела и играют в самом производстве роль второстепенную, вспомогательную; по наблюдениям Гнейста, в среде их число юридически образованных лиц ничтожно, профессия их имеет торговый характер, и в них в значительной степени лежит причина как крайнего формализма английского процесса, так и его дороговизны.

Число таких стряпчих во всей Англии до 10 тыс. Вторые стоят выше. Для поступления в адвокаты нужно окончание высшего юридического курса; кончивший его приписывается к одной из адвокатских корпораций, состоящих при судах и ведущих начало со средних веков[2]; после трехлетней (а для не кончивших университет – пятилетней) практической подготовки[3] и высокого денежного взноса, до 1500 ф. ст., он причисляется к адвокатскому сословию и занимает низшую ступень его в звании barrister-at-law; через 16 лет практики это звание сменяется, по формальному предложению канцлера, званием Serjeants-at-law – служителя законов; это английский докторат права, зерно высшей магистратуры.

Но ныне барристеры и сердженты различаются только почетом, процессуальные же права их одинаковы. Число их в Англии до 4000, но практикой занимается едва четвертая часть. Ни в какие договоры с доверителями они не входят[4]. При лондонском уголовном суде состоят особые адвокаты, которые имеют право пледирования[5] и в судах Вестминстерских. Адвокатам положен особый костюм.

Во Франции адвокатура развилась путем практики древних парламентов, которые от лиц, желавших посвятить себя этому занятию и способных к тому, уже с XIII в. начали отбирать присягу, установили их права и обязанности и сообщили им корпоративное устройство.

Во Франции старого режима адвокатское звание ценилось очень высоко и было ступенью к магистратуре; из адвокатов же брало и правительство своих представителей как по делам казенным, так и по уголовным. Декретом 2 сентября 1790 г. уничтожено само звание адвокатов и занятие это объявлено свободным для всех и каждого.

Законом 22 вентоза XII г. (1804 г.), которым учреждены юридические факультеты, восстановлена адвокатура. Но в лице Наполеона I она встретила сильного недоброжелателя; следы этого сказались на декрете 14 декабря 1810 г. о новой организации адвокатуры, стеснительные правила которого были лишь отчасти смягчены ордонансом 22 ноября 1882 г.

По современному французскому праву, адвокаты делятся на стряпчих (avoues) и адвокатов в узком смысле (avocats).

Стряпчие суть подчиненные министерству юстиции лица, состоящие при отдельных судебных местах в числе не свыше определенного правительством по представлению министра юстиции. От последнего зависит и принятие их по представлениям местной прокуратуры.

Условия, требуемые для получения этого звания, суть: достижение 25-летнего возраста; представление от юридического факультета свидетельства о способности или же диплома на звание доктора прав; стаж, состоящий в занятии у стряпчего места клерка в течение не менее пяти лет, а для получивших высшее юридическое образование – не менее трех лет; пользование гражданскими правами; свидетельство мэра о хорошем поведении и свидетельство совета стряпчих того суда, при котором проситель желает зачислится, о способности и доброй нравственности.

Звание стряпчего несовместимо со званием адвоката, нотариуса, судьи (кроме добавочного), судебного пристава, префекта, мэра; практика не принимает в стряпчие лиц, состоящих в близком родстве с одним из судей того же суда. По принятии их они приносят присягу, вносятся в особый список и обязаны избрать себе место жительства в пределах судебного округа.

В уголовном процессе[6] они могут выступать перед судом в том же объеме, что и адвокаты; но если в деле совместно участвуют адвокат и стряпчий, то преимущество принадлежит первому из них.

Стряпчие каждого судебного места избирают из своей среды дисциплинарный совет в составе от 4 до 15 членов; совет в одной трети своей возобновляется ежегодно на общих собраниях стряпчих, имеет своего председателя, докладчика, секретаря и казначея; правильность избрания подлежит контролю министра юстиции, а не суда.

Заведуя делами внутреннего управления стряпчих, совет составляет для них и дисциплинарный суд, имеющий право назначать напоминание, цензуру простую или с выговором, делаемым председателем в присутствии прочих стряпчих, и запрещение посещать совет; но в случаях большей важности, когда может быть назначено отрешение, совет пополняется в порядке жребия прочими стряпчими в числе, соответствующем составу совета, и постановляет решение в таком усиленном составе большинством 2/3 голосов, подаваемых закрыто.

Слабейшие из дисциплинарных взысканий могут быть назначаемы и прокуратурой. Право исключения из звания стряпчего принадлежит суду, при котором состоит стряпчий; суд действует в дисциплинарном порядке и выслушивает предварительно мнение совета. Кроме того, правом устранения стряпчего из списка располагает и министр юстиции.

Значительно большую самостоятельность имеет адвокатура. Для вступления в адвокатское сословие требуется окончание юридического курса со степенью „лиценциат права”, стаж, добрая нравственность и определенное место жительства.

Сообщение права быть адвокатом зависит от апелляционного суда, перед которым лицо, удовлетворяющее требуемым условиям, приносит присягу; но апелляционный суд дает только общее звание или титул адвоката[7], а приписка к определенной корпорации принадлежит совету адвокатов по истечении установленной подготовки. Эта подготовка, или стаж, состоит в занятиях частной практикой у одного из адвокатов, а также в посещении заседаний колонн и конференций.

Все адвокаты-стажеры делятся на колонны; во главе каждой стоят два члена совета, поучающие младших членов колонны в обычаях и правилах адвокатской деятельности, предлагающие старшим рефераты по вопросам права и председательствующие в заседаниях, где проходят как доклады рефератов, так и обсуждение всем собранием вопросов, ими предложенных.

Конференции суть заседания адвокатов под председательством президента совета или одного из членов его, где даются бесплатные советы и обсуждаются юридические вопросы, возбудившие внимание адвокатуры. Посещение заседаний колонн и конференций для стажеров обязательно, но только в колоннах они имеют право голоса. Стаж продолжается три года.

По истечении этого срока один из старших адвокатов – декан предлагает стажера совету для внесения в адвокатский список; если моральные качества его удовлетворительны, библиотека в порядке, образ жизни не предосудителен и приличен и если притом он имеет определенное жительство в округе, то совет вносит предлагаемого в список адвокатов.

Только лица, внесенные в список, имеют право практики. Между адвокатами соблюдается ранг по времени внесения в список; старейшие пользуются особым почетом и первым местом, но старшинство не дает никакой власти.

Адвокаты имеют право пледирования во всех судебных местах государства, а старшие из них могут быть приглашаемы судом для пополнения состава присутствия его. В суде адвокаты имеют особый костюм, произносят речи стоя, но с покрытой головой в знак своей независимости.

Для управления делами адвокатского сословия ежегодно в августе месяце избирается совет, который состоит из президента, избираемого советом, членов совета и его должностных лиц – секретаря, казначея и библиотекаря.

Совет решает предложения старших адвокатов о внесении стажеров в адвокатский список, наблюдает за занятиями стажеров и за их поведением, имеет распорядительную власть по вопросам внутренней жизни адвокатуры и дисциплинарную власть над всеми ее членами.

Определения его могут быть обжалованы прокурором, генерал-прокурором апелляционного суда или иногда и недовольным адвокатом в суд апелляционный или в суд первой инстанции.

Дисциплинарные взыскания, которым могут быть подвергнуты адвокаты, суть: предостережение, выговор, запрещение практики на время до одного года и исключение из списка.

Но кроме совета дисциплинарную власть над адвокатами имеют и судебные места по принадлежащему им праву обсуждения проступков, учиненных при судебном разбирательстве; помимо всех указанных взысканий они могут запретить им практику на время до 6 месяцев, а в случае рецидива – до 5 лет.

Кассационные протесты и жалобы на определения о дисциплинарных взысканиях, наложенных советом, допускаются только по нарушению подсудности и превышению власти; если же взыскание наложено судом, то кассация допускается на общем основании.


[1] Различие между атторнеями и солиситорами было устранено законом 1873 г. о судоустройстве.

[2] В средние века эти корпорации – инны были вполне юридическими школами.

[3] Которая достигается поступлением в помощники к одному из адвокатов; но с 1845 г. при некоторых иннах учреждены кафедры для устного преподавания.

[4] По традиции, исходя из норм профессиональной этики, барристеры принимают на себя защиту интересов клиента не непосредственно, а через солиситора.

[5] В этом случае – ведение защиты в суде.

[6] По делам гражданским стряпчие занимаются письменной подготовкой дела без права устной защиты, но ныне уже есть и значительные изъятия из этого ограничения.

[7] Такой титул носят почти все судьи и прокуроры, но в список адвокатов они не могут быть вносимы.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author