Союзное государство. Условия, делающие государство союзным. Швейцарский союз. Северо-Американские Соединенные Штаты. Соединенные Штаты Венесуэлы. Аргентинская республика.

ꝩ) Союзное государство. С точки зрения международного права, союзное государство должно удовлетворять двум основным условиям: 1) обладать верховной союзной властью и быть единой международной личностью; 2) будучи единичным субъектом международного права, оно должно лишать этого характера государства, подчиненные общей союзной власти[1].

Прилагая это определение к нынешней Германской империи, мы должны сказать, что она не есть союзное государство, потому что не отнимает международного представительства от отдельных своих членов. Но она стоит на пути к союзному государству. История возникновения союзных государств вообще показывает, что они образуются из союза государств под давлением международных потребностей.

Они – результат не столько общности экономических, социальных, национальных интересов или географического положения, сколько международного положения известной группы народов, вызывающего сплочение их сил для охранения внешней безопасности. Во имя этой цели они отказываются от международных своих прав и подчиняются общей верховной союзной власти.

1. Швейцарский союз. Как самостоятельное государство, Швейцария была признана формальным образом в 1648 г. и представляла союз 13 самостоятельных кантонов. Во время войн против французской революции положение Швейцарии было весьма трудное. В 1798 г. в ее состав вошли 6 новых кантонов.

Все швейцарские кантоны были независимыми государствами и субъектами международного права: они имели право самостоятельного ведения дипломатических сношений и заключения трактатов, в особенности «военных капитуляций», на основании которых поставляли различным дворам отборных солдат из числа своих подданных.

Положение кантонов изменилось на основании конституций 1798 и 1803 г. Из всех кантонов была образована Гельветическая республика под властью союзного сейма, который собирался поочередно в Фрейбурге, Берне, Солотурне, Базеле, Люцерне и Цюрихе. Председателем сейма и главою союза в международных сношениях был президент (Landammann) кантона того города, где собирался сейм.

На Венском конгрессе это устройство было изменено. Новая конституция (1815 г.) присоединила к 19 существовавшим кантонам еще 3, и все они получили гарантию неприкосновенности и вечного нейтралитета. Цель союза заключалась в охранении свободы и независимости всего союза и каждого кантона.

Делами союза заведывал сейм, составленный из делегатов от кантонов и заседавший поочередно в Берне, Цюрихе и Люцерне. Кантон того города, в котором собирался сейм, был «правительствующим кантоном». Сейм управлял международными сношениями, но кантоны сохранили за собой право заключать конвенции, как-то: военные капитуляции, о полиции и об экономических интересах.

Устройство 1815 г. оказалось несостоятельным. Оно слишком разъединило швейцарские кантоны во внутренних и, в особенности, в международных отношениях, и в Швейцарии все более утверждалось сознание необходимости, в виду международных интересов, сплотиться в одно целое под сильной союзной властью.

Так началась борьба между централистами и автономистами, которая проходит через всю историю Швейцарии до новейшего времени.

В 1848 г. была издана новая конституция, на основании которой Швейцария объявлена уже союзным государством из 25 кантонов.

В руках союзной власти сосредоточилось заведывание международными сношениями, объявление войны, заключение мира и трактатов и т.д., причем кантоны лишились права заключать военные капитуляции, но удержали за собой право входить в соглашения международные по делам, касающимся соседства, полиции и хозяйственных интересов, насколько это не противоречит интересам всего швейцарского государства.

Все сношения кантонов с иностранными державами происходят через посредство союзного совета и его президента, которые служат органами союзной исполнительной власти. Власть законодательная принадлежит федеральному собранию, состоящему из «национального совета» и «совета кантонов».

Конституция 1848 г. была пересмотрена в 1874 г. и изменена в смысле расширения прав союзной власти по отношению к кантонам и по вопросу о натурализации иностранцев в Швейцарии[2].

2. Северо-Американские Соединенные Штаты. История устройства этого государства убедительно доказывает силу того влияния, которое оказывают международные интересы на преобразование союза государств в государство союзное.

По конституции 1778 г., Северо-Американские Штаты составляли союз государств. Каждый штат был самостоятельным государством и международной личностью. Понятно само собой, что действия представителей Штатов в области международных отношений часто противоречили тем целям, которые преследовала в этой же сфере высшая союзная власть – президент Штатов.

Центральное правительство не имело никаких средств охранять международные интересы союза и содействовать их развитию: в его распоряжении не было ни армии, ни финансов.

Это невозможное, с точки зрения международных отношений, устройство Штатов скоро дало себя почувствовать и вызвало агитацию в пользу установления более прочного порядка, обеспечивающего целость и неприкосновенность юной республики.

Благодаря стараниям Гамильтона, Мадисона и других замечательных политических деятелей, в 1787 г. была издана новая конституция, организовавшая Штаты в виде союзного государства[3]. На основании ее внутренняя автономия штатов осталась в прежней силе, но в международных сношениях республика является единым нераздельным целым и субъектом международного права[4].

Центральными органами штатов служат: Вашингтонский конгресс, состоящий из сената и палаты представителей, и президент, который есть глава исполнительной власти союза. В составе сената находится особый «комитет по иностранным делам». Все дипломатические сношения Союза находятся в заведывании президента с решительным исключением самостоятельного международного представительства отдельных штатов.

«Комитет по иностранным делам» контролирует внешнюю политику президента. Таким образом Северо-Американские Соединенные Штаты представляют тип союзного государства, как особого вида международной личности[5].

3. Соединенные Штаты Венесуэлы. В 1810 году эти бывшие испанские колонии объявили себя независимыми, и после 20 летней войны их независимость была признана Испанией. В настоящее время Соединенные Штаты Венесуэлы состоят из 8 штатов, 8 «территорий», 2 колоний и союзной области, в которой находится союзная столица Каракас. Президент избирается на 4 года и управляет международными отношениями Штатов.

4. Аргентинская республика. Она сделалась независимой с 1816 г. и состоит из 14 штатов, автономных во внутреннем управлении, в международных же сношениях представляемых, как одно целое, центральной союзной властью. Устройство ее сходно с конституцией Северо-Американских Штатов[6].


[1] См. в особенности Jellinek, loc. cit., S, 253-314. Срав. также Brie. Zur Lehre von den Staatenverbindungen (Grünhut’s Zeitschrift für das Privat- und öffentliche Recht, Bd. XI, S. 85 flg.).

[2] Bluntschli. Geschichte des schweizerischen Bundesrechts. 2 Aufl. Stuttgart 1875. Cherbuliez. De la démocratie en Suisse. Paris 1848. Orelli. Das Staatsrecht der Schweiz. (Marquardsen. Handbuch des öffentlichen Rechts, Bd. IV, 2 Abth.). См. Staatsarchiv. 1874. № 5177.

[3] Срав. Story. Commentaries on the Constitution of the United States (Boston 1833), § 243-271. Tocqueville. De la démocratie en Amérique. Paris 1836 Calhoun. A disquisition of government, p. 132, 20 1 etc.

[4] Конституция C.-A. Соединенных Штатов начинается следующими словами: „We the people of the United States”.

[5] Срав. Rüttimann. Das nordamerikanische Bundesstaatsrecht etc. Zürich 1872. Th. II, § 351-382 . Holst. Verfassung und Démocratie der Vereinigten Staaten von Amerika. Düsseldorf 1873. S Bde. Schlief. Die Verfassung der Nord-Amerik. Union, Leipzig 1880. Holst. Das Staatsrecht der Vereinigten Staaten von Amerika. (Marquardsen. Handbuch, Bd. IV, Abth. III).

[6] Phillimore. Commentaries. I, 163. Calvо. Droit international, I, 189

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.