Определение. Особенность союза государств, его культурно-международное значение. Германский союз 1815 г. Современное устройство Германии.

a) Союз государств

Союз государств есть в полном смысле слова международное соединение: оно основывается на общности интересов и уважении внутренней и международной самостоятельности государств – членов союза.

Последние сохраняют право международного представительства рядом с представительством всего союза; все они могут заключать трактаты и отправлять посольства, с одним ограничением, чтобы совершаемые ими международные сделки, или инструкции, даваемые дипломатическим агентам, не противоречили интересам всего союза и отдельных его членов; что касается внутренней их автономии, то в принципе она не подлежит никаким ограничениям.

Союз возникает по взаимному соглашению составляющих его государств с целью удовлетворения общих им международных интересов.

Единственная особенность союза государств не есть смешение в нем государственных и международных элементов[1]. Союз не должен представлять этого смешения; напротив, при нормальном устройстве он охраняет внешнюю безопасность своих членов и содействует развитию самостоятельного внутреннего их управления.

Образцовое устройство союза государств есть прототип той организации международного общения, о которой можно мечтать и на осуществление которой можно надеяться при дальнейшем развитии международных отношений. К сожалению, огромное культурно-международное значение союза государств еще не выяснено в литературе[2].

В виде союза государств были организованы: Нидерландские Генеральные штаты (1580, 1609-1795), Швейцарский союз до 1798 г. и снова с 1803-1848 г., Северо-Американские Соединенные Штаты 1776-1787 г.; наконец, Германский союз (1815-1866 г.).

Наиболее приближался к чистому типу союза государств Германский союз, учрежденный в 1815 г.

Основания его устройства были намечены уже Парижским мирным трактатом 1814 г., постановившим (6 ст.), что «Германские государства будут независимы и соединены федеративной связью». Согласно с этим, Венский конгресс выработал Акт союзного устройства Германии, дополненный в 1820 и следующих годах[3].

Германия организовалась в форме конфедерации или союза 38 (впоследствии 33) независимых государств «для внешней и внутренней безопасности». Государства взаимно гарантировали свои владения, вошедшие в состав союза. К числу таких владений принадлежали только земли с немецким населением.

Поэтому из австрийских областей сюда не входили Италия, Венгрия и славянские земли, из прусских – Познань, восточная и западная Пруссия. С другой стороны, членами союза были датский король (как герцог гольштинский и лаунбургский) и король голландский (по владению Люксембургом и Лимбургом).

Органом союза служил сейм, составленный из уполномоченных отдельных немецких государств и заседавший во Франкфурте на Майне. Его справедливо можно назвать «постоянным конгрессом германских государств». Сейм имел две формы заседаний: постоянный совет (Engerer Rath) и полное собрание (Plenum); председательство в обоих принадлежало Австрии.

На специальные обязанности сейма лежало: 1) попечение о международных интересах всего союза; 2) сейм имел активное и пассивное право посольства; 3) право объявлять войну и заключать трактаты именем союза; 4) посредничество в случае претензий иностранной державы к члену союза.

Но самостоятельность отдельных государств, вошедших в союз, не уничтожалось: они сохраняли свои верховные международные права и внутреннее самодержавие.

Таково было устройство Германского союза, которое навсегда останется замечательным примером международной организации при полном уважении к самостоятельности отдельных государств.

Австро-прусская война 1866 г., удалившая Австрию из состава Германии, привела к уничтожению союза. В 1867 г. был учрежден Северо-Германский союз из 22 государств, лежащих на севере от реки Майна.

Пруссия получила в нем преобладающее влияние и все крепче затягивала узел союзных связей. С этого времени все усилия прусской политики направлены к тому, чтобы обратить Германский союз в союзное государство под главенством и руководством Пруссии.

На этом пути развивается современное устройство Германии. Конституция Северо-Германского союза во многих отношениях послужила образцом для организации Германской Империи, образовавшейся в 1871 г. из 22 монархических, 3 республиканских немецких государств и имперской области Эльзас-Лотарингии.

Устройство новой империи до настоящего времени составляет предмет спора между юристами. Большинство писателей считает ее союзным государством; но другие полагают, что она есть союз государств, в значительной степени сохранивших свою внутреннюю и международную автономию. Последнее на наш взгляд более правильное мнение[4].

На основании конституции 1871 г. имперские дела находятся в заведовании: 1) императора Германского (короля прусского), 2) Союзного совета, и 3) Рейхстага. Представительство империи, как международной личности, принадлежит императору: он имеет право активного и пассивного посольства, право объявления войны и заключения договоров с иностранными державами.

Но эти права не отменяют вполне международного представительства членов империи. За всеми ими признано право иметь своих уполномоченных при иностранных дворах, причем понятно, они не могут вступать ни в какие международные обязательства или переговоры, противные интересам империи или ее членов.

Затем, союзный совет, который служит выражением суверенитета отдельных германских правительств и состоит из их представителей, имеет в своем составе особый «комитет по иностранным делам», в который входят уполномоченные от Баварии, Виртемберга и Саксонии и два члена от других государств, по выбору союзного совета.

По закону, этот комитет собирается во всех случаях, когда требуется принять какие-либо важные международные меры, и он должен собственно контролировать внешнюю политику имперского канцлера.

Насколько он действительно исполняет свое назначение, это вопрос факта. Но его существование, с правом дипломатических сношений, принадлежащим немецким государствам, доказывают, что Германская империя есть союз государств, а не союзное государство.


[1] Bluntschli. Volkerrecht, § 70, – противоположного мнения.

[2] Срав. немногие остроумные замечания у Stein. Verwaltungslehre, II,. 97, и Treitschke. Historische und politische Aufsatze. (Lpz. 1876) 3 Aufl., S. 446 ff. Срав. также Calhoun. A disquisition on government and a discourse on the constition and government of the United States ed. by Cralle (Columbia 1851), p. 111 etc. Phillimore, loc. cit., I, 133 etc.

Brie, Der Bundesstaat (Lpz. 1874). Neumann. Volkerrecht, 19. Laband Das Staatsrecht des Deutschen Reiches (Tubingen 1876). Bd. I. S. 70 ff. Heffter. Volkerrecht, §19, 20. Brie. Theorie der Staatenverbindungen. Stutgart 1886. Preuss. Gemainde, Staat, Reich als Gebietskorperschaften. Berlin 1889.

[3] Градовский. Германская конституция. Спб. 1875-1876, часть I, стр. 13 и след. Wheaton. Histoire, t. II, 132 et ss. Насколько противоречивы могли быть мнения даже относительно характера Германского союза 1815 года, который без сомнения, был союзом государств, см. любопытные данные в депешах барона Бисмарка из Франкфурта на Майне, обнародованных v. Poschinger. Preussen im Bundestag 1857-1859, Lpz. 1881-1883, 4 Bde, Bd. III, S. 192, 196 u. flg.

[4] Срав. Tinsch. Das Recht der deutschen Einzelstaaten bezuglich des Abschlusses volkerrechtlicher Vertrage mit besonderer Berucksichtigung ihrer Stellung im Reiche. Erlangen 1882. Laband. Staatsrecht, I, 72. Mohl. Das deutsche Reichsstaatsrecht. Tubungen. 1873, S. 29 flg.

Schulze. Lehrbuch des deutschen Staatsrechts. Lpz. 1886. Meyer. Staatsrechtliche Erorterungen uber die deutsche Reichverfassung (Lpz. 1872). S. 12 flg Ronne. Das Ver fassungsrecht der Deutschen Reichs (Lpz. 1872), S. 29 flg. Градовский. Германская конституция, ч. II, стр. 16 и след.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.