С точки зрения международных отношений и права простые государства (Россия, Англия, Франция, Бельгия и др.) могут быть считаемы типами самостоятельных и полноправных членов международного общения.
Ни во внутренних, ни во внешних своих отношениях они не зависят ни от какой чужеземной власти и действуют во всех случаях, как единые и нераздельные политические организмы.
Такие государства могут состоять из различных частей, не утрачивая через это своего органического единства в международных отношениях. Так, например, колонии часто имеют свои парламенты и войска, но, не пользуясь самостоятельным международным представительством, считаются интегральной частью своих метрополий.
Поэтому все колониальные государства (как Англия, Португалия и др.) суть простые единичные международные лица[1]. Государство может включать в себя также различные присоединенные (инкорпорированные) области, не теряя характера простого государства. Примером этого служит Великобритания, соединенная с Шотландией и Ирландией в одно королевство на основании актов 1707 и 1800 гг.[2]
Россия и Польша. В западно-европейской литературе было высказываемо мнение, что Польша не может составлять нераздельную часть России, на общем с другими ее областями и губерниями положении.
Полное присоединение Польши к Империи, будто бы, не оправдывается на «актами Венского конгресса, ни каким-либо другим законным основанием»; что, напротив, присоединение это нарушает Венские трактаты, создавшие в пользу Поляков привилегированное положение в составе Империи.
«Господство России поддерживается», как говорит Кальво, «силой оружия», и Польша сохраняет свое законное право освободиться[3].
Это мнение опровергается фактами и, прежде всего, действительным значением Венского акта. В силу I статьи этого акта, Варшавское герцогство объявлено в «неразрывной связи» с Россией «на вечные времена».
«Е. И. Величество, гласит далее статья, предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству (т.е. герцогству), имеющему состоять под особенным управлением». В 3-м пункте той же статьи сказано, что поляки будут иметь народных представителей и национальные государственные учреждения.
Из сопоставления этих постановлений и еще более из хода занятий Венского конгресса, ясно видно, что привилегированное и национальное управление Польши обусловливалось присоединением ее к России, на котором настаивал Император Александр I по праву завоевания и против чего, в принципе, союзники нисколько не спорили.
Напротив, они сильно возражали против желания Александра дать Польше конституционное устройство[4]. Во всяком случае, последнее было даровано под указанным выше условием, которое в 1831 г. было нарушено Поляками, восставшими против русской власти.
Поэтому в манифесте, изданном в 1882 г., после подавления восстания, Император Николай I имел основание объявить Поляков виновными в неисполнении поставленных им ранее условий и себя, как победителя, свободным в принятии по отношению к Польше мер, требуемых интересами России.
Польское восстание 1862 г. повлекло за собой, опять на «законном основании», то устройство, которое имеет Польша в настоящее время. Словом, России владеет бывшим герцогством Варшавским и другими Польскими областями и считает их неотъемлемой своей частью не менее по праву, нежели Пруссия Познанской провинцией, или Германская империя – Эльзасом и Лотарингией[5].
[1] Heffter. Volkerrecht (изд. Geffcken, § 20) ошибочно считает Англию соединенным государством.
[2] Bluntschli. Volkerrecht, § 79, ошибается, причисляя «колониальные государства» (Colonialstaaten) к разряду полунезависимых государств. Австралия и Канада суть неразрывные части Великобританского королевства.
[3] Calvo. Droit international, I, § 48. Wheaton. Elements § 43 – Lawrence-Wheaton. Commentaire, I, § 303 et ss. Phillimore, loc. cit., I, p. 14 etc. Срав. также Jellinek. Die Lehre von den Staatenverbindungen, S. 71.
[4] Подробности см. в моем Собрании трактатов, т. III, стр. 213; т. IV, ч. I, 427 и след.
[5] Как известно, в 1863 г., по поводу последнего польского бунта, западно-европейские кабинеты (в числе их был и Венский) также старались доказать, что Россия нарушает Венские трактаты 1815 г, распоряжаясь по своему усмотрению в Царстве Польском. Замечательно убедительно опровергает их доводы князь Меттерних, в письме от февраля 1840 г. (см. мое Собр. трактатов, IV, ч. I, 527, 528).
«Император Александр», говорит князь Меттерних, «восстановил в 1815 г. Польское королевство и, устроив его, даровал ему учреждения. Устройство этого королевства и его учреждения были поставлены, этим же самым монархом, под нравственную гарантию акта Венского конгресса.
В 1831 г. Царство Польское восстало и, провозгласив отречение своего Царя, уничтожило в то же самое время конституцию, данную Александром. Успех не был на стороне этого предприятия. Борьба началась на поле сражения, и Император Николай остался победителем.
В качестве победителя Е. И. Величество сделался решителем судьбы этой страны. Которых из двух, Царь или Польша, разорвал акт Венского конгресса? Очевидно, это была Польша! Каковым же представляется, в виду этих событий, законное положение подписавших этот акт?..
Защищать теперь устройство, дарованное в 1815 г. Императором Александром…, было бы все равно, что положительно утверждать, что нарушение одним из контрагентов договора нисколько не развязывает рук другому». Сравн. меморандум, приложенный к депеше князя Горчакова к барону Бруннову в Лондоне от 26 августа 1863 г. в Annuaire diplomatique de l’Empire de Russie, 1864, p. 219 et ss.