Возникновение и прекращение субъективных прав, способы приобретения прав

Права приобретаются субъектом, изменяются y него и теряются. Как приобретение или возникновение, так и потеря прав находятся в зависимости от обстоятельств, фактов или событий.

Для того, чтобы возникло право, кроме наличности субъекта и объекта, нужно еще какое-либо обстоятельство или событие или даже нужна целая совокупность обстоятельств, дающая основание к тому, что субъект получает такое-то право, a объект делается предметом этого права.

Эти обстоятельства, связывающие субъекта с объектом, создающие юридическое отношение между ними, принято называть юридическими фактами, a совокупность этих обстоятельств, необходимую для возникновения данного юридического отношения, фактическим составом этого отношения.

Такими обстоятельствами являются или действия лица, выражения его воли или посторонние обстоятельства, события, независящие от воли лица. Нередко для возникновения права требуется совпадение воли лица с известными посторонними обстоятельствами, событиями или с волей другого лица.

О юридических фактах, действиях и событиях y нас будет речь ниже, a теперь обратим внимание на отмечаемые юристами различия в способах приобретения и прекращения прав.

Субъект или приобретает себе такое право, которое до того ранее не существовало и возникает впервые в его лице, например кто-либо овладевает бесхозяйной вещью, или кто-либо получает плод от своей вещи, вследствие отделения последнего от плодоприносящей вещи.

Плод получает самостоятельное существование, как особая вещь лишь вследствие своего отделения, и право на него возникает y собственника именно с этим отделением. Еще пример. Всякого рода обязательственные отношения возникают также впервые при самом установлении обязательства.

Равным образом, право наследования также приобретается впервые в лице наследника: y наследодателя нет этого права, y него только право собственности на свое имущество, a своим наследником он сам быть не может.

Во всех этих случаях говорят о первоначальном или первообразном приобретении права – adquisitio originalis. Если же приобретается право уже ранее существовавшее путем перехода его от одного лица к другому, то говорят о производном приобретении прав – adquisitio derivativa.

Тут сменяется только субъект права, причем отношение нового субъекта к прежнему есть отношение преемственности в праве – successio. Лицо, от которого право переходит, называется в римском нраве auctor, a получающий право от другого называется successor – преемник.

Практическое значение различия между первоначальными и производными способами приобретения заключается в том, что при первых объем приобретаемого права определяется волею приобретателя; приобретая, например, бесхозяйную вещь, приобретатель может присвоить ее в собственность или ограничиться лишь правом пользования.

В случаях же производного приобретения объем приобретаемого права определяется объемом права того лица, от которого право приобретается, не в том, впрочем, смысле, что право не может перейти к приобретателю в меньшем объеме, a в том, что оно не может перейти в большем объеме. «Nemo plus juris ad alium transferre potest, quam ipse habet»; fr. 54 и 177 D. 1. 50. tit. 17.

Возможны однако случаи, когда лицо передает другому такое право, которое y auctor’a не существует, как отдельное право. Например, собственник земельного участка уступает соседу право прохода через этот участок. У собственника этого права не существует, оно поглощается его правом собственности и самостоятельное существование оно получает впервые лишь y соседа, которому уступлено.

На этом основании комментаторы установили различие между переходом от одного лица к другому права уже ранее существовавшего отдельно – translatio translativa, и переходом права ранее отдельно не существовавшего, так что только впервые при переходе выделяется из всего права прежнего субъекта на объект какое-либо особое управомочие по отношению в последнему – translatio constitutiva.

В производных приобретениях нужно различать случаи, когда от одного лица к другому переходит только одно какое-либо право или несколько определенных прав, от тех случаев, когда вся совокупность юридических отношений субъекта переходит от него к другому.

В первом случае говорят о сингулярном преемстве в праве – adquisitio per singulam rem или successio in singulas res (например, покупка какой-либо вещи), a во втором об универсальном – всеобщем приобретении или преемстве прав – adquisitio universalis, successio in rem universam.

От successio universalis, при котором преемник вступает во все юридические отношения предшественника, как это имеет место при наследовании, отличать надо приобретение разом целой совокупности прав, обнимаемых одним общим понятием и обсуждаемых, как одно целое, одна вещь, кав universitas juris, но не составляющее всей совокупности юридических отношений auctor’a.

Например, приобретение отцом семьи имущества аррогированного им, т. е, усыновленного, принятого в дети постороннего. В этом случае нет универсального преемства. Имущество усыновленного делается имуществом его усыновителя, но долги усыновленного не переходят сами собой на усыновителя, и в древности он вовсе не отвечал за них перед кредиторами усыновленного.

Позднее стал ответственным, но лишь в размере пассива. В подобных случаях юристы говорят об adquisitio per universitatem, но в сущности здесь имеет место successio singularis.

Важное практическое различие между универсальным и сингулярным преемством заключается именно в том, что в универсальном приобретении приобретатель вступает во все юридические отношения прежнего субъекта auctor’a, значит, он принимает не только все права, но и все обязанности этого субъекта.

Римляне, желая выразить эту мысль, говорили, что правопреемник successor продолжает личность предшественника в праве – personam sustinet. Так, наследник принимает на себя все права и обязательства наследодателя, становится вполне на его место в юридических отношениях. Все обязательства auctor’a делаются в этом случае ipso jure обязательствами правопреемника.

При сингулярном приобретении приобретатель не принимает на себя личных обязательств прежнего субъекта и, если к нему иногда переходит от прежнего субъекта право с известным ограничением, то это ограничение связывается с самым приобретаемым правом, a не с лицом прежнего субъекта.

Обладатель известного имения, например, обязан давать через него соседям дорогу. Кто бы ни приобрел это имение оно перейдет к нему с этим обязательством, которое в этом случае связано не с лицом прежнего субъекта, a с самым правом собственности на данное имение.

Отметить надо, что римское право в виду различия между jus civile и jus gentium и jus naturale различало adquisitiones civiles, способы приобретения, установленные квиритским правом, и adquisitiones naturales, установленные правом общенародным. Mancipatio, in jure cessio суть цивильные способы приобретения права.

Простая передача вещи без соблюдения указанных формальностей – traditio будет adquisitio naturalis. Разница между этими способами приобретения имела важное значение в римском юридическом быту, и нам придется говорить о ней не раз в особенной части, когда будем говорить о способах возникновения и прекращения отдельных прав, особенно права собственности.

You May Also Like

More From Author