Подлог, по действующим постановлениям уголовного уложения

Уголовное уложение посвящает 21-ю главу тем преступлениям и проступкам, которые оно называет в ее заглавии подлогом. Из содержания этой 21-й главы видно, что под именем преступлений и проступков подлога уголовное уложение разумеет: как подлог документов, так и подделку удостоверительных знаков, напр., печатей, штемпелей.

Каков постоянный предмет преступлений и проступков подлога документов, это не указано уголовным уложением определенно: ни прямо, ни косвенно. Но судя по значению документов для правового порядка, мы имеем полное основание признать, что человеческим благом, постоянно страдающим от этих преступлений и проступков, служит правдивость документов, как необходимых опор определенности и прочности правового порядка.

С другой стороны, это благо неминуемо получает уголовно-правовую охрану на деле, в действительности каждый раз, как только уголовный закон возводит подлог документов в число самостоятельных уголовных правонарушений. В виду этого, следует признать, что это благо и служит постоянным предметом посягательства, при преступлениях и проступках подлога документов.

На основании подобных соображений следует признать, что правдивость удостоверительных знаков, как необходимых опор определенности и прочности правового порядка, составляет постоянный предмет посягательства при преступлениях подделки удостоверительных знаков.

Из всех статей 21-й главы уголовного уложения „о подлоге” находятся в действии в настоящее время, согласно закону 7 июня 1904 г. только две статьи: 437-я и 449-я.

Из этих двух статей действительно относится к подлогу документов только одна 437-я статья. Она говорит о тяжких преступлениях подделки и переделки Высочайших повелений.

Тяжкое преступление подделки Высочайшего повеления есть запрещенное уголовным законом составление повеления от имени русского Императора человеком, находящимся в состоянии вменяемости, учиненное виновно, умышленно, с целью употребления за настоящее или, по крайней мере, со знанием о предназначении составляемого повеления для этой цели (Уг. ул. 437 ч. 1, а также ст. 3 ч. 1; 39-41; 48). Наказание – срочная каторга.

Подделка собственноручной утверждающей подписи Императора на подделываемом Высочайшем повелении является обстоятельством, квалифицирующим преступление (437 ч. 2). За тяжкое преступление квалифицированной подделки Высочайшего повеления полагается каторга без срока.

Тяжкое преступление переделки Высочайшего повеления представляет собой запрещенное уголовным законом изменение действительного повеления русского Императора человеком, находящимся в состоянии вменяемости, учиненное виновно, умышленно, с целью употребления за настоящее или, по крайней мере, со знанием о предназначении изменяемого повеления для этой цели (Уг. ул. 437 ч. 1, а также ст. 3 ч. 1; 39-41 ; 48). Наказание – срочная каторга.

Если переделано Высочайшее повеление „за Собственноручным утверждением Императорского Величества или Высочайшим подписанием”, в таком случае наличность собственноручного Высочайшего утверждения или подписания является обстоятельством, квалифицирующим преступление переделки Высочайшего повеления (437 ч. 2). За это квалифицированное тяжкое преступление полагается каторга без срока.

Что касается 449-й статьи уголовного уложения, то она говорит о двух тяжких преступлениях, не составляющих подлога документов. 1-м из этих преступлений является подделка большой государственной печати или иной печати царствующего русского Императора, а 2-м – употребление этой поддельной печати.

Тяжкое преступление подделки „большой государственной или иной печати Царствующего Императора” есть запрещенное уголовным законом воспроизведение большой гос. печати или иной печати царствующего рус. Императора человеком, не имеющим на то права, находящимся в состоянии вменяемости, учиненное виновно, умышленно, с целью употребления выделываемой печати вместо настоящей или, по крайней мере, со знанием о предназначении выделываемой печати для этой цели (Уг. ул. 449 ч. 1, а также ст. 3 ч. 1; 39-41; 48). Наказание – каторга не выше 8 лет.

Тяжкое же преступление употребления поддельной большой гос. или иной печати царствующего Императора представляет собой запрещенное уголовным законом, виновное, умышленное употребление „с какой бы то ни было целью, заведомо поддельных большой государственной или иной печати Царствующего Императора” человеком, находящимся в состоянии вменяемости (Уг. ул. 449 ч. 2, а также ст. 3 ч. 1 39-41; 48). Наказание – каторга не выше 8 лет. Это наказание слишком сурово в том случае, когда поддельная печать была употреблена для шутки.

Петр Пусторослев https://ru.wikipedia.org/wiki/Пусторослев,_Пётр_Павлович

Пётр Павлович Пусторослев (1854—1928) — российский учёный-правовед, профессор, декан юридического факультета и ректор Императорского Юрьевского университета, специалист в области уголовного права.

You May Also Like

More From Author