В неразрывной логической связи с учением о субъекте права находится учение об объекте права. Мы видели, что теория Иеринга и его школы, сводящая содержание права к интересу, влечет за собой неправильное понимание субъекта права. Нетрудно убедиться, что эта теория влечет за собой также неверное учение и об объекте права.
По определению проф. Коркунова, объектом права может быть все то, что служит средством для осуществления разграничиваемых правом интересов. После всего того, что было выше сказано нами против теории интересов в отделе о правомочии, определение г. Коркунова не нуждается в подробном опровержении.
Укажем только на то обстоятельство, что существует множество объектов права, не связанных с интересами их обладателей или даже находящихся в противоречии с этими интересами.
Никому не нужная деловая переписка, старая рукопись, в которой наследодатель упражнялся в литературе, зараженная оспенным ядом одежда – все эти предметы, очевидно, такие же объекты права, как какое-нибудь доходное имение.
Содержание права, как мы знаем, составляет не интерес, а свободу лица, и соответственно этому объектом права является все то, что может входить в сферу внешней свободы, что может сделаться предметом человеческого господства.
Такими предметами, а следовательно, и объектами права могут быть, во-первых, предметы вещественного мира – вещи; во-вторых – действия лица и, наконец, в-третьих – само лицо. Прежде всего выясним юридическое понятие вещи.