Получив списки от сторон, суд приступает к образованию из неотведенных ими присутствия присяжных заседателей.
Это процессуальное действие слагается из ряда последовательных актов, а именно: вынутия по жребию из особого ящика билетов с именами 12 очередных и 2 запасных заседателей, поверки произведенного жребия, приведения не присягавших ранее к присяге и объяснения прав и обязанностей тем, которым они не были за неявкой их объяснены при открытии периода заседаний.
Присутствие присяжных по каждому делу должно состоять из 12 очередных и 2 запасных; назначение последних – заменять собой очередных на случай выбытия их из состава присутствия по болезни и другим причинам.
Но подобные случаи сравнительно редки, так что избрание заседателей для каждого дела представляется излишней роскошью, увеличивающей бремя судебной повинности для населения и уменьшающей объем права отвода.
Зато, напротив, по делам сложным, обещающим затянуться на несколько недель или даже месяцев (что зачастую бывает в Англии и Америке, где этого не боятся), двух запасных может оказаться недостаточно.
По этим именно причинам в иностранных законодательствах избрание запасных заседателей устанавливается не как мера, по каждому делу обязательная, а факультативная, с правом суда по тем делам, в которых она требуется, кроме 12 очередных избрать одного, двух и даже трех запасных заседателей.
Запасные заседатели, не подавая голоса при решении дела, ограждаются от посторонних влияний наравне с очередными (1875/320, Рублева; 1876/140, Албута), удаляются с ними в совещательную комнату и в случае выбытия очередных поступают на их места в порядке вынутия жребия; к присяге[1] они приводятся вместе с очередными (ст. 661, 662 УУС).
Жребий производится записыванием имени каждого неотведенного присяжного на особом билете, опущением всех таких билетов в закрытый со всех сторон ящик и вынутием из него по одному 14 билетов, немедленно прочитываемых вслух председателем.
Кассационная практика требует самого точного соблюдения этого порядка как гарантии надлежащего замещения скамьи присяжных. Так, поводами к отмене производства ею признаны замена именных билетов шариками с номерами (1873/648, Фельдштейна), помещение билетов вместо закрытого ящика в открытую урну (1868/264, Михайлова) или в шляпу (1874/375, Степанова).
Жребий вынимается председательствующим в заседании после того, как стороны осуществили свое право отвода. Производство жребия до предъявления списков сторонам для отвода есть весьма важное нарушение закона; заметив его, председательствующий из опасения кассации должен устранить это нарушение, приступив к вынутию жребия вновь после предъявления списков сторонам (1867/353, Иванова).
Возлагая на председательствующего образование присутствия присяжных по жребию, закон требует от него всевозможной осмотрительности в этом отношении.
Если при опущении билетов в ящик или при вынутии их произошла какая-либо ошибка, то она должна быть исправлена тотчас по обнаружении ее; при этом председательствующий может даже объявить состоявшееся избрание недействительным и приступить к вынутию жребия вновь, но к такой мере он должен прибегать лишь в исключительных случаях, когда исправление замеченной ошибки невозможно без вынутия нового жребия (ст. 663 УУС).
После вынутия по жребию 14 билетов председательствующий обязан поверить производство его, хотя бы у него не возникало никаких сомнений в его правильности.
Такая поверка делается подсчитыванием оставшихся в ящике билетов; если окажется, что туда положены были не все билеты или произошла иная ошибка, то председательствующий, объявив произведенное избрание недействительным, приступает к новому.
Провозглашение имен, записанных на оставшихся в ящике билетах, не допускается для того, чтобы этим путем не сделались известны имена присяжных, отведенных сторонами. Но нарушение этого правила поводом кассации не признается.
По составлении присутствия присяжных они избирают из своей среды старшину и, если этого не сделано ранее, приводятся к присяге и получают от председателя объяснение их прав и обязанностей; этим актом заканчивается образование присутствия присяжных.
Старшина присяжных (ст. 670 УУС) избирается ими из своей среды, из числа грамотных лиц, притом в западных и южных губерниях непременно из лиц христианских исповеданий (ст. 670 УУС).
Требование грамотности вытекает из обязанностей, на старшине лежащих: он управляет ходом их совещаний, прочитывает им вопросы суда, записывает их ответы, прочитывает вопросы суда и ответы присяжных в судебном заседании.
В пределах этих обязанностей от него и требуется грамотность. Старшина занимает первое место на скамье присяжных, но права его при решении дел одинаковы с правами его товарищей, и голос его имеет равную с их голосами силу.
Служебный список составляется на всю сессию, присутствие же присяжных образуется по каждому делу особо. Большинство комиссии 1863 г. предполагало постановить, что присутствие присяжных, избранное для одного дела, с согласия сторон может оставаться и для решения других дел, назначенных в том же заседании, без вынутия нового жребия[2].
Это начало было известно прусскому законодательству, а впоследствии принято было германским уставом и оказалось весьма практичным.
Но меньшинство комиссии видело в „предоставлении одному и тому же присутствию присяжных решения нескольких дел сряду без вынутия по каждому делу особого жребия коренное изменение не в образе действий, но в самой идее суда присяжных, отличающегося от постоянного суда именно тем, что присутствие присяжных составляется из представителей общества по жребию, для каждого дела в особенности, при широком праве отвода, предоставленном сторонам.
Поэтому обращение суда присяжных в постоянное присутствие для нескольких дел не может не ослабить тех преимуществ, которые имеет суд присяжных перед судом постоянным”[3].
Соединенные департаменты согласились с мнением меньшинства, ибо „очередные заседатели, вызванные к судебным заседаниям на известный срок, должны находиться безотлучно в том месте, где заседание происходит.
Поэтому для составления присутствия присяжных при некоторой расторопности председателя суда нужно самое незначительное время, для выиграния которого нет никакой надобности отступать от установленного Основными положениями (ст. 8) порядка составления особого присутствия присяжных перед рассмотрением каждого дела”[4].
Из правила об образовании присутствия присяжных по каждому делу особо вытекает, что и все действия, его сопровождающие, должны быть повторяемы так же по каждому делу, именно: поверка явившихся (ст. 646 УУС), опросы присяжных об отношениях к участвующим лицам, устранение из состава их как относительно, так и абсолютно неспособных (ст. 647), предъявление списков для отвода, вынутие и поверка жребия, приведение избранных к присяге (ст. 664), избрание старшины (ст. 670) и объяснение присяжным их прав и обязанностей (ст. 671-677).
Частое повторение всех этих процессуальных действий, кроме потери времени, имело последствием неизбежное умаление достоинства их в умах присяжных. Неудобства эти смягчены законом 3 июня 1894 г., которым приведение к присяге и объяснение прав и обязанностей присяжных отнесены к открытию периода заседаний, исключая лишь случаи неявки к тому некоторых лиц.
[1] 1877/95, Струсберга и др. Прежде Сенат находил, что запасные заседатели приводятся к присяге лишь при включении их в состав присутствия (1873/598, Хисамутдинова).
[2] Объяснит. зап. к проекту УУС 1863 г., с. 325
[3] Там же, с. 322 (перепечатано в судебных уставах, изданных Государственной канцелярией, под ст. 658 УУС).
[4] Журн. соед. деп. Госуд. совета. 1864. № 47. С. 61, 62.