Все рассмотренные имущественные налоги дают возможность более или менее полно и равномерно настигнуть податные силы народа, олицетворяемые разными видами имуществ. Но имущества являются не единственным фактором, создающим народный доход и образующим частные доходы.
Труд человека играет огромную роль в народном хозяйстве. Кроме того, результат всякой хозяйственной деятельности зависит от индивидуальных обстоятельств места и времени, при каких ведется хозяйство.
Таким образом, получается категория доходов, не имеющих имущественного основание или имеющих таковое лишь отчасти. Обложение этой категории доходов достигается налогами личными и обще-подоходными.
Личные налоги представляют очень древнюю форму обложение и, по словам Леруа-Болье, не было государства, которое в течение своей истории не прибегало бы к личным налогам. Таковые уже существовали в древних классических государствах; но там они взимались только с некоторых категорий лиц.
Впоследствии, личные налоги в весьма разнообразных видах встречаются в течение всей податной истории.
Самою грубою формою личного обложение были поголовные подати, взимавшиеся в равном размере со всех плательщиков. Обязанность уплаты таких поголовных податей обыкновенно начиналась по достижении лицом определенного возраста и на известном возрасте прекращалась: напр., в императорском Риме capitationes взимались с мужчин между 14 – 65 годами, с женщин между 12 – 65.
Более совершенною формою личных налогов явились классные подати, взимаемые в различных окладах с разных классов или разрядов плательщиков. Классификация происходила на основании принадлежности плательщиков к известному сословию, по их общественному положению и т. д. В новых классных податях классификация стала происходить по имущественному положению плательщиков.
Личные налоги имеют много противников. Из русских ученых решительным врагом личных налогов выступил проф. Патлаевский, допускающий одни только имущественные налоги.
Но нашлись и защитники личных налогов, доказывающие, что имеется достаточно оснований для существования личных налогов. Так, напр., Лоренц Штейн, крайне расширяя понятие капитала и признавая существование особой категории личных капиталов, говорит, что рядом с вещными капиталами, и личные могут служить источником доходов и обладают капитало-образовательною силою.
Только вещные капиталы заключают таковую в самих себе, независимо от их владельцев, а потому и являются сами податным объектом.
Личные же капиталы представляют из себя такую форму капитало-образовательной силы, которая сливается с личностью собственника и не может быть отделена от таковой, а между тем эти личные капиталы бывают источником услуг, имеющих для других людей известную цену и, благодаря тому, приносят своим собственникам известный доход.
И этот доход составляет самостоятельный податной источник, который, по словам Штейна, и следует облагать системою личных налогов.
Но основание для взимание личных налогов можно найти и без расширения, подобно Штейну, понятие капитала.
Действительно, если вникнуть в строй современного народного хозяйства, то оказывается, что большинство частных хозяйств не имеют никаких капиталов и не получают никаких ясно выступающих доходов, тем не менее, также ясно, что они обладают способностью к получению доходов и получают таковые в действительности, так как иначе они не могли бы поддерживать и продолжать своего хозяйственного существования.
Представители этих частных хозяйств сплошь и рядом других источников для добычи доходов, кроме своих личных сил, способностей и знаний, не имеют. При отсутствии же личных налогов и налогов на предметы общего потребления, – все эти пролетарии, в смысле лиц, не обладающих имуществами, перестали бы состоять непосредственными участниками в податном бремени.
Таким образом, личные налоги получают экономическое основание для своего существования. Но некоторые ученые дают личным налогам еще политическое обоснование.
Так, Леруа-Болье, который вообще не сторонник прямых налогов, требует, тем не менее, умеренных личных податей, которые уплачивались бы всеми полноправными в политическом отношении гражданами, и чтобы пользование известными политическими правами было поставлено в зависимость от уплаты личного налога.
По словам Леруа-Болье, подобный порядок особенно необходим и получает смысл в странах с демократическим правлением, как современная Франция. В таком виде личные налоги существуют в некоторых штатах Северной Америки, в которой право голоса зависит от уплаты определенного личного налога.
В личных налогах нет также ничего оскорбительного для достоинства человека, раз обязанность платить эти налоги распространена на всех граждан.
Конечно, доходы, получаемые человеком путем физической или умственной деятельности, не так прочны, как доходы, доставляемые движимым или недвижимым имуществом, иначе говоря, фундированные доходы прочнее нефундированных, так как эти последние прекращаются или сокращаются по случаю болезни, старости и т. п., одним словом, при уменьшении или прекращении трудоспособности лица.
Вследствие этого, справедливость требует более снисходительного отношение при обложении личных заработков, нежели при установлении имущественных налогов.
Во всяком случае, личные налоги, распространенные на низшие разряды плательщиков, должны быть очень умеренны. Но и при умеренных окладах взимание личных налогов, как и вообще прямых налогов, с массы малоимущих лиц сопряжено с большими затруднениями, бывает очень обременительно для плательщиков, ведет к недоимкам и взысканиям.
Ввиду этого, многие государства отказались от личных налогов и заменяют их косвенными налогами, взимаемыми с предметов общего потребления.
Еще недавно в русской податной системе огромное значение имел личный налог, именно подушная подать. Хотя эта, подать уже отменена, но, ввиду того, что она существовала так долго и играла такую видную роль в русском государственном хозяйстве, следует несколько остановиться на ее истории и судьбе.
При Петре Великом в русском государственном хозяйстве произошел коренной переворот. На постройку городов и крепостей, на организацию войска, на сооружение флота, на ведение войн, – на все это требовалась масса средств. Существовавшие в то время на Руси сборы с сельских обывателей и с посадских оказывались недостаточными.
К государственным займам Петр относился не сочувственно, как можно судить по его словам на празднике в Шлиссельбурге по случаю окончание войны со Шведами: “Я окончил войну, продолжавшуюся 21 год, не встретив надобности прибегать к займам, и, если бы мне, по Божьей воле, пришлось воевать еще 20 лет, я все-таки воевал бы, не прибегая к займам”.
При таких обстоятельствах Петр установил подушную подать. В 1718 г. было повелено произвести народную перепись и разложить на число душ сумму, потребную на содержание войска. При этом первоначалъно было повелено писать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей и однодворцев, а в 1720 г. было приказано писать и дворовых людей и церковников.
По производстве и поверке переписи (ревизии) оказалось несколько больше 5 мил. душ, и подать была назначена в 74 к. с души.
В 1722 году эта подать была распространена на посадских людей, т. е. городских жителей, в размере по 1 руб. 20 коп. с души. Взимание подушной подати началось с 1724 года.
С самого своего возникновение подушная подать была сословным, а не общим налогом.
Так, уже при Петре Великом не вносились в ревизские сказки дворяне, попы и др. Впоследствии от подушной подати постепенно были освобождены и другие сословия.
В 1775 г. от нее было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины.
В 1863 г. была отменена подушная подать с мещан, а вместо таковой был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Последняя мера была распространена на Сибирь только в 1873 г.
С конца ХVIII ст. начались сильные повышение окладов подушной подати, которые в 1818 г. равнялись 3 руб. 30 коп. ассигнациями в Европейской России и 3 руб. в Сибири, так как на последнюю не были распространены повышение подушной подати на устройство и содержание сухопутных и водяных путей сообщения.
Затем довольно долго не происходило повышение подушной подати; в 1839 г. ее оклады по переложении на серебро составили 95 к. для Европейской России и 86 к. для Сибири.
Новые повышение подушной подати начались с 1861 г., причем стали повышать оклады в среднем размере, так что для местностей, где платежная способность население была слабее, и подать повышалась в меньшем размере, чем для местностей, в которых население отличалось лучшим материальным благосостоянием.
После 1867 г. уже не происходило повышений подушной подати, и оклады последней колебались от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп., смотря по местностям.
Взимание подушной подати происходило следующим образом: При Петре Великом ее собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала его опять военным.
При Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост, а в 1775 г. с учреждением Казенных Палат, последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати.
Раскладка подушной подати происходила следующим образом: подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным, так как умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в таковые.
Впрочем, случайные причисление и исключение происходили и между ревизиями, напр. вносились пропущенные при ревизии, возвратившиеся из бегов и т. п. Все эти дела ведались Казенными Палатами.
Определение количества подушной подати, приходящиеся на крестьян известного сельского общества, производились также Казенными Палатами через подложение числа ревизских душ сельского общества на оклад подушной подати, смотря по местности.
Распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами, причем принимались во внимание разные обстоятельства: размер наделов, число наличных душ в семье и др.
Ревизская же душа, по словам Трирогова, автора исследование “Община и подать”, являлась понятием мало распространенным среди крестьян, которые при раскладке следующих с них сборов считают на свои мирския, окладные души.
Подушная подать в глазах ее плательщиков – крестъян вполне сливалась с прочими, взимавшимися с них, сборами: поземельным, земскими и мирскими. Крестьяне обыкновенно считают и выкупные платежи за такой же налог, как и прежнюю подушную подать. Подушная подать обыкновенно и не распределялась отдельно, а между крестьянами известного общества раскладывалась общая сумма следующая с них разнообразных сборов.
Источниками крестьянских платежей служили земледелие и крестьянские заработки, так что подушную подать, как часть этих платежей, следовало бы считать имущественно-личным налогом, хотя по названию она была личною податью.
За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. Исключение составляли малолюдные крестьянские общества, имевшие менее 40 ревизских душ; здесь круговой ответственности не было.
После того, как от уплаты подушной подати были последовательно освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать стала исключительно крестьянским налогом.
Существование налога, уплачиваемого лишь частью населения, противоречило поначалу общности обложение и нарушало равенство население перед податным законом.
С самого начала 60-х годов, вопрос об отмене подушной подати возбуждался неоднократно. А в 1879 году состоялось Высочайшее повеление об образовании комиссии для обсуждение предположенной отмены подушной подати и для взыскание других источников государственных доходов ее замены.
Комиссия предполагала отменить сразу подушную подать и ввести вместо нее личный усадебный и подоходный налоги. Но министр финансов не находил возможным совершить одновременную отмену всей подушной подати и установить сразу новые налоги на сумму в 70 м. р., так как нельзя поручиться, что такая быстрая податная реформа не отразится неблагоприятно на народном хозяйстве и финансовом положении России.
В 1882 г. последовал Высочайший указ, которым было повелено совершить отмену подушной подати постепенно по мере взыскание источников для ее замены, но чтобы такая отмена была совершена в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.
При этом было оговорено, что, вероятно, представится возможным сократить этот срок. При постепенной отмене подушной подати принималась во внимание неравномерность распределения ее между отдельными категориями плательщиков, причем сперва были сложены и понижены оклады подушной подати с наименее налогоспособных разрядов крестьян.
По росписи на 1883 г подушная подать ожидалась в размере 58 м. 800 т. р. В течение 1883 и 1884 годов было сложено окладов подушной подати на 15 м. р., с 1 янв. 1886 г. были от нее освобождены все крестьяне, кроме государственных, а с 1 янв. 1887 г. и эти последние.
Вместо подушной подати были введены пошлины с безвозмездного перехода имуществ, повышены некоторые статьи таможенного тарифа, повышены на 1 коп. с градуса акциз на спирт, увеличена оброчная подать государственных крестьян, (с обращением ее в выкупные платежи) и приняты некоторые другие финансовые меры.
В последнее время подушные сборы существовали еще в Сибири; но и там, за исключением Приамурского края и Якутской области и неземледельческих местностей Иркутской, Тобольской и Томской губерний, они заменены по Закону 9 янв. 1898 г. государственною оброчною и поземельною податью.
В большинстве западноевропейских государств теперь пять личных налогов.
До 1891 г. в Пруссии существовал личный налог, имевший форму классной подати. Первоначально классная подать взималась со всех русских граждан по достижении ими определенного возраста, кроме жителей больших городов, в которых вместо классной подати взимались налоги с помола зерна и убоя скота.
В 1873 г. последние налоги были отменены, и классная подать была распространена и на жителей больших городов. Затем, от классной подати были освобождены лица, имеющие менее 420 марок дохода; впоследствии такое освобождение было распространено и на лиц с более значительными доходами. Лица, имеющие более 3 тыс. марок дохода, также не платили классной подати, вместо которой они подлежали подоходному налогу.
Таким образом, в Пруссии личный налог дополнялся подоходным. Последний являлся продолжением вверх классной подати.
Законом 24 июня 1891 года классная подать была отменена, а подоходная преобразована.
Личный налог еще фигурирует во французской податной системе.
Существующая теперь во Франции личная подать установлена в 1701 г. Она вошла в состав целой системы налогов, введенной под общим названием contribution mobiliere, т. е. налога на движимость.
В contribuiion mobiliere входили: 1) подать в размере трехдневной заработной платы, определяемой местной администрацией, 2) налог на мужскую и женскую прислугу, 3) налог на лошадей, 4) налог на квартиры, 5) налог в 1/20 с доходов, о которых заключали по стоимости квартиры плательщиков налога.
В 1798 году было установлено законом, что дневная заработная плата, принимаемая за мерку налога в разных местностях Франции, не должна быть выше 1 фр. 50 сант., и ниже 50 сант.
В 1806 году contribution rnobiliere получила новую организацию: в ней остались только личный и квартирный налоги (contribution personnelle et mobiliere). С тех пор эта подать существенным преобразованиям не подвергалась
Таким образом, личный налог соединен во Франции с квартирными. Общая сумма этих двух налогов распределяется между отдельными французскими общинами (communes). Но в общинах, в которых взимаются городские привратные акцизы, лично-поквартирный налог, по ходатайству муниципального совета и с разрешение префекта, может быть заменен частью или вполне взносом из доходов от привратных акцизов.
Сумма лично-поквартирного налога, назначенная на известную общину, распределяется в последней следующим образом сначала составляется список плательщиков личного налога, назначаемого в размере равном трехдневной заработной плате по тарифу, принятому в общине; недобор до полной суммы назначенного на общину контингента налога распределяется между плательщиками пропорционально стоимости их квартир.
При этом небольшие квартиры обыкновенно освобождаются от налога.
Французский личный налог изъят от всех государственных и местных добавочных сантимов.
Финансовое значение французского личного налога ничтожно. Это происходит оттого, что в его основу принимается оценка рабочего дня, установленная в 1898 г. и оставшаяся с той поры неподвижною, именно ½ – 1 ½ фр. тогда как в действительности поденная плата во Франции теперь уже в несколько раз больше приведенной.
Во Франции теперь несколько более 8 мил. плательщиков личной подати, уплачивающих около 17 м. фр., тогда как лично-квартирная подать вместе дает около 100 мил. фр.
Существующие в Бельгии и Голландии под именем личных налоги имеют много общего с французскою личною и квартирною податью.
Бельгийская и Голландская личные подати взимаются на основании целого ряда признаков, именно: сообразно с наемною стоимостью квартир плательщиков, по числу окон и дверей, сообразно со стоимостью мебели, по числу слуг и лошадей.
В некоторых государствах промысловый налог, распространяясь на ремесленников и поденщиков, заключает в себе, таким образом, и личный налог. Такова, напр., существующая в Венгрии личная промысловая подать.
Существующая в некоторых государствах подать с лиц, освобождаемых от военной службы, является специальным сбором, имеющим назначение заменять личную воинскую повинность для тех лиц, которые от таковых освобождаются.
Таким образом, эта подать служит как бы дополнением к воинской повинности.