Денежные капиталы имеют в современном народном хозяйстве огромное значение.
Лица, обладающие такими капиталами, могут вести на них торговые и промышленные предприятия. И тогда эти капиталы становятся для их владельцев источником промысловых прибылей. Представляя, таким образом, известную податную силу, эти капиталы и облагаются промысловым налогом.
Но часто капиталисты не ведут самостоятельно предприятий, а извлекают доходы из своих капиталов посредством помещения их в чужие руки на проценты, т. е. обращая их в ссудные капиталы.
Класс рантьеров, т. е. лиц, живущих процентами от денежных капиталов, помещенных в ссуду в какое-либо общественное или частное хозяйство, постоянно умножается.
Ввиду этого, рациональная податная политика, в стремлении наиболее полно и равномерно настигнуть податные силы народа, не может оставить без обложение столь видного источника народного дохода, как денежные капиталы.
И почти все государства уже подвергают налогу эту категорию доходов, причем в одних государствах это достигается посредством общего подоходного налога, в других – посредством особого налога на доходы от денежных капиталов.
Этот налог до сих пор встречает много противников, которые приводят против него разные возражения.
Указывают, что в некоторых случаях доходность денежных капиталов не очевидна, и что потому невозможно провести совершенно равномерного и полного обложение этой категории доходов. Но подобное возражение можно привести против всякого налога, и доходность денежных капиталов отличается сравнительно большею очевидностью, чем какая имеет место при доходах из других источников.
Указывают, что большинство капиталов, отдаваемых их владельцами в ссуду, уже платит известный налог, напр. промысловую подать, и что взимание с них еще особого налога явится двойным обложенном этих капиталов.
Но необходимо различать доходы от капиталов в производстве, т. е. получаемые предпринимателями, и доходы от капиталов ссудных: предприниматель может нести иногда убытки, между тем как его кредитор получает следуемые ему проценты. И ссудные капиталы являются источником вполне самостоятельных доходов, которые и должны быть облагаемы наравне с прочими доходами.
Опасаются, что налог на денежные капиталы может вытеснить последние из страны и тем причинить ущерб народному хозяйству и производству. На это можно возразить, что налог на капиталы составляет обыкновенно ничтожный процент их доходности и что он, как показывает практика, не всегда влечет за собою отлив капиталов из государства.
Далее, так как все цивилизованные государства находятся в более или менее одинаковых хозяйственных условиях, то и налоги в них приблизительно одни и те же. Налог на денежные капиталы существует уже почти во всех государствах.
Если же, благодаря своей подвижности, капиталы и уйдут из страны, где их подвергли обложению, в государство, где такого налога не существует, то и в этом нет беды: вследствие сокращения на денежном рынке предложений капиталов, поднимается приносимый ими процент, и капиталы, привлекаемые высоким процентом, снова начнут приливать в страну.
Более серьезным представляется возражение против обложения доходов от денежных капиталов при отсутствии в государстве обще-подоходного налога. Здесь, действительно, получается неравномерность в распределении податного бремени между представителями податных сил в стране.
Некоторые, не имея ничего против налога на доходы от денежных капиталов вообще, находят несправедливым обложение государственных процентных бумаг.
Говорят, что государство, заключая займы и уплачивая по ним известный процент, принимает на себя по отношению к своим кредиторам точно определенные обязательства, которые оно, будто, и нарушает, если подвергает налогу проценты, получаемые по государственным ценным бумагам.
Но подобное рассуждение является простым софизмом. Отношение между государством и его кредиторами следует рассматривать с двух совершенно различных точек зрения, – с частно-правовой и с публично-правовой:
1) государство является должником всех владельцев его фондов и должно твердо исполнять принятые им на себя обязательства;
2) все капиталисты, поместившие свои деньги в государственные займы, получают под покровительством государства доходы от такого помещение капиталов, подобно всем прочим частным лицам, которые либо сами живут в государстве, либо владеют под его охраной каким-нибудь имуществом.
Раз признана общность податной обязанности всех этих лиц, то нет никаких оснований делать изъятие в пользу кредиторов государства.
Другое дело, когда государство, заключая займы, освобождает таковые законодательным путем от обложения.
Впрочем, финансовая история дает нам примеры, когда государства привлекли к обложению проценты по своим фондам, не стесняясь данным обещанием не делать этого. Так поступили Англия и Италия.
Проф. Лебедев сравнивает обещание не облагать публичных фондов с установлением вечного мира, который обыкновенно сохраняет свою силу только до тех пор, пока высшие интересы какого-нибудь из государств не потребуют его нарушения.
Россия и Франция, вводя обложение доходов от денежных капиталов, не распространили его на те фонды, которым была обеспечена свобода от налогов.
В России налог на доходы от денежных капиталов был установлен 1885 году в размере 5% с этих доходов.
Этот налог был распространен на доходы от государственных, общественных и частных процентных бумаг (в том числе и с гарантированного государством дохода от акций железнодорожных обществ), а также на проценты по текущим счетам и вкладам в банках государственных, общественных, акционерных и обществах взаимного кредита, а также в банкирские заведение и меняльные лавки.
Выигрыши по государственным займам также подвергнуты этому налогу.
Обложению не подлежат те процентные бумаги, которым при их выпуске была обещана свобода от налогов, а также акции и паи торговых и промышленных обществ, так как их доходы облагаются промысловым налогом.
В видах поощрение сбереженный среди недостаточного населения Империи, от налога освобождены вклады, внесенные в сберегательные кассы, ссудо-сберегательные товарищества и сельские банки.
Особенность нашего пятипроцентного сбора с доходов от денежных капиталов заключается в том, что ему подвергнуты и такие капиталы, которые в некоторых других государствах освобождаются от всяких налогов.
Именно, Государь Император, утверждая налог на доходы от денежных капиталов, повелел, чтобы удельные суммы и иные капиталы, состоящие в ведомстве Министерства Императорского Двора и Уделов, из которых одни имеют специальное назначение, а другие составляют резервный фонд для покрытие сверхсметных расходов по придворному ведомству, были привлечены к уплате налога, и что предстоящее в этом случае убыль в средствах Министерства Императорского Двора не должна служить поводом к испрошению дополнительных ассигнований из Государственного Казначейства.
Далее, во избежание усложнений в счетоводстве, установление стеснительных формальностей и поводов к злоупотреблениям, налог распространенный на доходы от капиталов, независимо от принадлежности их к тому или иному лицу или учреждению.
Таким образом, нет льгот для капиталов благотворительных, церковных, ученых и учебных. Но, в возмещение получающейся от этого убыли в средствах на содержание этих общеполезных учреждений, министрам и главноуправляющим отдельными ведомствами предоставлено ходатайствовать о постоянных пособиях из Государственного Казначейства.
Сбор с доходов от денежных капиталов взимается у нас посредством удержание суммы налога при выплате процентов и выигрышей по государственным займам или в виде скидки при приеме купонов в казенные платежи.
Сбор с процентных бумаг, выпущенных общественными учреждениями или частными предприятиями, взимается с полной суммы процентов по находящимся в обращении бумагам и вносится упомянутыми учреждениями или предприятиями в казначейства, с правом удерживать с получателей процентов налог, уплаченный в казну. Сбор с текущих счетов и вкладов вносится в таком же порядке банками.
В 1901 году сбор с доходов от денежных капиталов дал 17.362 т. р.
Во Франции налог на доходы от денежных капиталов, был установлен в 1872 году под названием налога на движимые ценности – impot sur les valeurs mobilieres. Этот налог взимается с разного рода процентных бумаг, акций и паев. Облигации департаментов, общин и разных общественных учреждений подвергнуты налогу; но от него свободны все государственные фонды.
При установлении этот налог был назначен в 3% облагаемых доходов; но с 1890 года он возвышен до 4%. В последнее время этот налог давал около 85 мил. фр. в год. Сверх того, во Франции все процентные бумаги обложены еще гербовым сбором и пропорциональным актовым сбором (droit de transmission) Последний взимается в размере 0,5% с номинальной стоимости именных акций и облигаций при переходе их к новым владельцам.
За все-же предъявительские акции и облигации правление выпускавших их обществ должны платить ежегодно 1/5% с капитальной их суммы, так как проследить все сделки с безымянными бумагами невозможно. Все 3 сбора вместе составляют от 9 – 10% доходов от денежных капиталов.
В Австрии доходы от денежных капиталов облагаются рентным налогом. Последний взимается в размере 10% с доходов от публичных фондов, за исключением тех, которые по любым законам обложены выше или освобождены от налога.
Этот налог распространен и на доходы от сдачи в аренду разных промыслов, и вообще объектов, не надлежащих платежу ни поземельного, ни подомового налога. С этой категории доходов налог берется в размере 3%.
В некоторых государствах, напр. в Англии и Италии, обложение доходов от денежных капиталов входит в состав обще-подоходного налога.