Налог на доходы от денежных капиталов. Возражения, приводимые против этого налога. Обложение государственных фондов. Налог на доходы от денежных капиталов в России и Франции.

Денежные капиталы имеют в современном народном хозяйстве огромное значение.

Лица, обладающие такими капиталами, могут вести на них торговые и промышленные предприятия. И тогда эти капиталы становятся для их владельцев источником промысловых прибылей. Представляя, таким образом, известную податную силу, эти капиталы и облагаются промысловым налогом.

Но часто капиталисты не ведут самостоятельно предприятий, а извлекают доходы из своих капиталов посредством помещения их в чужие руки на проценты, т. е. обращая их в ссудные капиталы.

Класс рантьеров, т. е. лиц, живущих процентами от денежных капиталов, помещенных в ссуду в какое-либо общественное или частное хозяйство, постоянно умножается.

Ввиду этого, рациональная податная политика, в стремлении наиболее полно и равномерно настигнуть податные силы народа, не может оставить без обложение столь видного источника народного дохода, как денежные капиталы.

И почти все государства уже подвергают налогу эту категорию доходов, причем в одних государствах это достигается посредством общего подоходного налога, в других – посредством особого налога на доходы от денежных капиталов.

Этот налог до сих пор встречает много противников, которые приводят против него разные возражения.

Указывают, что в некоторых случаях доходность денежных капиталов не очевидна, и что потому невозможно провести совершенно равномерного и полного обложение этой категории доходов. Но подобное возражение можно привести против всякого налога, и доходность денежных капиталов отличается сравнительно большею очевидностью, чем какая имеет место при доходах из других источников.

Указывают, что большинство капиталов, отдаваемых их владельцами в ссуду, уже платит известный налог, напр. промысловую подать, и что взимание с них еще особого налога явится двойным обложенном этих капиталов.

Но необходимо различать доходы от капиталов в производстве, т. е. получаемые предпринимателями, и доходы от капиталов ссудных: предприниматель может нести иногда убытки, между тем как его кредитор получает следуемые ему проценты. И ссудные капиталы являются источником вполне самостоятельных доходов, которые и должны быть облагаемы наравне с прочими доходами.

Опасаются, что налог на денежные капиталы может вытеснить последние из страны и тем причинить ущерб народному хозяйству и производству. На это можно возразить, что налог на капиталы составляет обыкновенно ничтожный процент их доходности и что он, как показывает практика, не всегда влечет за собою отлив капиталов из государства.

Далее, так как все цивилизованные государства находятся в более или менее одинаковых хозяйственных условиях, то и налоги в них приблизительно одни и те же. Налог на денежные капиталы существует уже почти во всех государствах.

Если же, благодаря своей подвижности, капиталы и уйдут из страны, где их подвергли обложению, в государство, где такого налога не существует, то и в этом нет беды: вследствие сокращения на денежном рынке предложений капиталов, поднимается приносимый ими процент, и капиталы, привлекаемые высоким процентом, снова начнут приливать в страну.

Более серьезным представляется возражение против обложения доходов от денежных капиталов при отсутствии в государстве обще-подоходного налога. Здесь, действительно, получается неравномерность в распределении податного бремени между представителями податных сил в стране.

Некоторые, не имея ничего против налога на доходы от денежных капиталов вообще, находят несправедливым обложение государственных процентных бумаг.

Говорят, что государство, заключая займы и уплачивая по ним известный процент, принимает на себя по отношению к своим кредиторам точно определенные обязательства, которые оно, будто, и нарушает, если подвергает налогу проценты, получаемые по государственным ценным бумагам.

Но подобное рассуждение является простым софизмом. Отношение между государством и его кредиторами следует рассматривать с двух совершенно различных точек зрения, – с частно-правовой и с публично-правовой:

1) государство является должником всех владельцев его фондов и должно твердо исполнять принятые им на себя обязательства;

2) все капиталисты, поместившие свои деньги в государственные займы, получают под покровительством государства доходы от такого помещение капиталов, подобно всем прочим частным лицам, которые либо сами живут в государстве, либо владеют под его охраной каким-нибудь имуществом.

Раз признана общность податной обязанности всех этих лиц, то нет никаких оснований делать изъятие в пользу кредиторов государства.

Другое дело, когда государство, заключая займы, освобождает таковые законодательным путем от обложения.

Впрочем, финансовая история дает нам примеры, когда государства привлекли к обложению проценты по своим фондам, не стесняясь данным обещанием не делать этого. Так поступили Англия и Италия.

Проф. Лебедев сравнивает обещание не облагать публичных фондов с установлением вечного мира, который обыкновенно сохраняет свою силу только до тех пор, пока высшие интересы какого-нибудь из государств не потребуют его нарушения.

Россия и Франция, вводя обложение доходов от денежных капиталов, не распространили его на те фонды, которым была обеспечена свобода от налогов.

В России налог на доходы от денежных капиталов был установлен 1885 году в размере 5% с этих доходов.

Этот налог был распространен на доходы от государственных, общественных и частных процентных бумаг (в том числе и с гарантированного государством дохода от акций железнодорожных обществ), а также на проценты по текущим счетам и вкладам в банках государственных, общественных, акционерных и обществах взаимного кредита, а также в банкирские заведение и меняльные лавки.

Выигрыши по государственным займам также подвергнуты этому налогу.

Обложению не подлежат те процентные бумаги, которым при их выпуске была обещана свобода от налогов, а также акции и паи торговых и промышленных обществ, так как их доходы облагаются промысловым налогом.

В видах поощрение сбереженный среди недостаточного населения Империи, от налога освобождены вклады, внесенные в сберегательные кассы, ссудо-сберегательные товарищества и сельские банки.

Особенность нашего пятипроцентного сбора с доходов от денежных капиталов заключается в том, что ему подвергнуты и такие капиталы, которые в некоторых других государствах освобождаются от всяких налогов.

Именно, Государь Император, утверждая налог на доходы от денежных капиталов, повелел, чтобы удельные суммы и иные капиталы, состоящие в ведомстве Министерства Императорского Двора и Уделов, из которых одни имеют специальное назначение, а другие составляют резервный фонд для покрытие сверхсметных расходов по придворному ведомству, были привлечены к уплате налога, и что предстоящее в этом случае убыль в средствах Министерства Императорского Двора не должна служить поводом к испрошению дополнительных ассигнований из Государственного Казначейства.

Далее, во избежание усложнений в счетоводстве, установление стеснительных формальностей и поводов к злоупотреблениям, налог распространенный на доходы от капиталов, независимо от принадлежности их к тому или иному лицу или учреждению.

Таким образом, нет льгот для капиталов благотворительных, церковных, ученых и учебных. Но, в возмещение получающейся от этого убыли в средствах на содержание этих общеполезных учреждений, министрам и главноуправляющим отдельными ведомствами предоставлено ходатайствовать о постоянных пособиях из Государственного Казначейства.

Сбор с доходов от денежных капиталов взимается у нас посредством удержание суммы налога при выплате процентов и выигрышей по государственным займам или в виде скидки при приеме купонов в казенные платежи.

Сбор с процентных бумаг, выпущенных общественными учреждениями или частными предприятиями, взимается с полной суммы процентов по находящимся в обращении бумагам и вносится упомянутыми учреждениями или предприятиями в казначейства, с правом удерживать с получателей процентов налог, уплаченный в казну. Сбор с текущих счетов и вкладов вносится в таком же порядке банками.

В 1901 году сбор с доходов от денежных капиталов дал 17.362 т. р.

Во Франции налог на доходы от денежных капиталов, был установлен в 1872 году под названием налога на движимые ценности – impot sur les valeurs mobilieres. Этот налог взимается с разного рода процентных бумаг, акций и паев. Облигации департаментов, общин и разных общественных учреждений подвергнуты налогу; но от него свободны все государственные фонды.

При установлении этот налог был назначен в 3% облагаемых доходов; но с 1890 года он возвышен до 4%. В последнее время этот налог давал около 85 мил. фр. в год. Сверх того, во Франции все процентные бумаги обложены еще гербовым сбором и пропорциональным актовым сбором (droit de transmission) Последний взимается в размере 0,5% с номинальной стоимости именных акций и облигаций при переходе их к новым владельцам.

За все-же предъявительские акции и облигации правление выпускавших их обществ должны платить ежегодно 1/5% с капитальной их суммы, так как проследить все сделки с безымянными бумагами невозможно. Все 3 сбора вместе составляют от 9 – 10% доходов от денежных капиталов.

В Австрии доходы от денежных капиталов облагаются рентным налогом. Последний взимается в размере 10% с доходов от публичных фондов, за исключением тех, которые по любым законам обложены выше или освобождены от налога.

Этот налог распространен и на доходы от сдачи в аренду разных промыслов, и вообще объектов, не надлежащих платежу ни поземельного, ни подомового налога. С этой категории доходов налог берется в размере 3%.

В некоторых государствах, напр. в Англии и Италии, обложение доходов от денежных капиталов входит в состав обще-подоходного налога.

You May Also Like

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.

More From Author

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.