Развитие идеи международного общения есть собственно история международных отношений вообще и каждого цивилизованного народа в особенности. Она показывает, что народы уже давным-давно находились между собою в сношениях, но общение международное выработалось только в новейшее время.
Ни в древности, ни в средние века не существовало общества государств, потому что у народов этого времени не было сознания необходимости взаимной помощи и организованного обмена продуктов умственного труда и промышленной деятельности, не было сознания об общем праве, регулирующем международные отношения.
Это сознание зародилось и развилось в условиях современной международной жизни. Оно нашло опору в особенности в широком развитии материальных интересов народов и вызванных ими международных торговых оборотах, достигших огромных размеров в новое время.
Но как ни важны сами по себе экономические интересы и отношения, соединяющие современные народы, они являются только одним из факторов, под действием которых установилось международное общение. Последнее есть результат всей культуры и цивилизации образованных государств.
Оно выработалось сознанием, все более и более укрепляющимся в народах, об общности самых разнообразных стремлений и потребностей человеческой жизни, как личной, так и общественной и государственной у разных народов, неудовлетворяемых вполне в границах и собственными средствами отдельных государств.
Поэтому в основании международного общения лежат не только хозяйственная деятельность и торговые сношения народов, но совокупность всех социальных интересов, которые соединяют цивилизованные государства друг с другом.
Доказательством этого служит уже известный нам факт, что международное общение обнимает собою только народы европейской цивилизации, которая отличается таким же разнообразием своих идеалов, стремлений и сторон, как и весь окружающий европейские народы внешний мир[1].
Все эти различные стремления, духовные и материальные, отличают европейские образованные государства от восточных и мусульманских народов; вместе взятые, они составляют тот цемент, который связывает эти государства, и только их, в один международный союз.
Отсюда следует, что необходимое условие прогресса международного общения заключается в усвоении и развитии государствами всех основных элементов европейской цивилизации и культуры. Размер участия каждого народа в международном общении всегда соответствует степени его просвещения и гражданственности.
Если социальная и государственная жизнь народа достигла высокой степени процветания, если она не встречает препятствий ни в гнете политического произвола, ни во всепоглощающем влиянии религиозных воззрений, ни в обскурантизме общества, то такой народ всегда проникнется сознанием необходимости не только обмена произведений природы и своего труда с другими народами, но и взаимной помощи народов во всех сферах человеческой жизни и деятельности.
Только при этом условии могли установиться те разнообразные международные сношения и отдельных лиц, и общественных классов, и целых народов, которые происходят в настоящее время среди союза государств христианской или европейской образованности. Для народов нецивилизованных идея международного общения непонятна.
Иллюстрацией этого положения могут служить первоначальные отношения России к европейским народам. Как мы видели, Русское государство находилось в сношениях с иностранцами уже с начала XIII столетия. Москва заключала трактаты, отправляла и принимала посольства, дозволяла Англичанам и Голландцам торговать в России и т.д.
Но было бы ошибочно на этом основании считать Московское государство членом международного общения и утверждать, что русский народ и его правительство понимали уже в то время необходимость международных оборотов и сношений с западными державами.
Внешние отношения России той эпохи были фактические; по своим культурным условиям, социальному и политическому строю Москва делала невозможными постоянные и правильные сношения с европейскими народами на началах равенства и взаимности. Такие сношения начались не ранее царствования Петра Великого и только при Екатерине II получили твердую почву. Что же мы видим?
Чем более в русском правительстве и народе укрепляется желание быть действительно членом международного общения, тем более они стараются пользоваться историческим опытом и плодами трудов европейских государств.
Русское правительство отказывается от притязания, заявляемого Москвой, быть признанным выше и лучше всех других государств. Русский народ уже не страшится, как в былое время, что Русские, отправляющиеся за границу, “узнав тамошних государств веру и обычаи, начали бы свою веру отменять”.
Напротив, он приходит к сознанию своих недостатков, своей отсталости, своего невежества, проникается самосознанием и стремится достигнуть уровня гражданской жизни и культуры, на котором стоят другие, более его просвещенные народы.
[1] Guizot, Histoire de la civilisation, p. 3.