Почему не существовало общества государств в древности и в средние века? Условия развития международного общения в современной жизни. Значение экономических интересов. Международное общение, как результат европейской культуры и цивилизации. Выводы. Пример: первоначальные сношения России с западными государствами.

Развитие идеи международного общения есть собственно история международных отношений вообще и каждого цивилизованного народа в особенности. Она показывает, что народы уже давным-давно находились между собою в сношениях, но общение международное выработалось только в новейшее время.

Ни в древности, ни в средние века не существовало общества государств, потому что у народов этого времени не было сознания необходимости взаимной помощи и организованного обмена продуктов умственного труда и промышленной деятельности, не было сознания об общем праве, регулирующем международные отношения.

Это сознание зародилось и развилось в условиях современной международной жизни. Оно нашло опору в особенности в широком развитии материальных интересов народов и вызванных ими международных торговых оборотах, достигших огромных размеров в новое время.

Но как ни важны сами по себе экономические интересы и отношения, соединяющие современные народы, они являются только одним из факторов, под действием которых установилось международное общение. Последнее есть результат всей культуры и цивилизации образованных государств.

Оно выработалось сознанием, все более и более укрепляющимся в народах, об общности самых разнообразных стремлений и потребностей человеческой жизни, как личной, так и общественной и государственной у разных народов, неудовлетворяемых вполне в границах и собственными средствами отдельных государств.

Поэтому в основании международного общения лежат не только хозяйственная деятельность и торговые сношения народов, но совокупность всех социальных интересов, которые соединяют цивилизованные государства друг с другом.

Доказательством этого служит уже известный нам факт, что международное общение обнимает собою только народы европейской цивилизации, которая отличается таким же разнообразием своих идеалов, стремлений и сторон, как и весь окружающий европейские народы внешний мир[1].

Все эти различные стремления, духовные и материальные, отличают европейские образованные государства от восточных и мусульманских народов; вместе взятые, они составляют тот цемент, который связывает эти государства, и только их, в один международный союз.

Отсюда следует, что необходимое условие прогресса международного общения заключается в усвоении и развитии государствами всех основных элементов европейской цивилизации и культуры. Размер участия каждого народа в международном общении всегда соответствует степени его просвещения и гражданственности.

Если социальная и государственная жизнь народа достигла высокой степени процветания, если она не встречает препятствий ни в гнете политического произвола, ни во всепоглощающем влиянии религиозных воззрений, ни в обскурантизме общества, то такой народ всегда проникнется сознанием необходимости не только обмена произведений природы и своего труда с другими народами, но и взаимной помощи народов во всех сферах человеческой жизни и деятельности.

Только при этом условии могли установиться те разнообразные международные сношения и отдельных лиц, и общественных классов, и целых народов, которые происходят в настоящее время среди союза государств христианской или европейской образованности. Для народов нецивилизованных идея международного общения непонятна.

Иллюстрацией этого положения могут служить первоначальные отношения России к европейским народам. Как мы видели, Русское государство находилось в сношениях с иностранцами уже с начала XIII столетия. Москва заключала трактаты, отправляла и принимала посольства, дозволяла Англичанам и Голландцам торговать в России и т.д.

Но было бы ошибочно на этом основании считать Московское государство членом международного общения и утверждать, что русский народ и его правительство понимали уже в то время необходимость международных оборотов и сношений с западными державами.

Внешние отношения России той эпохи были фактические; по своим культурным условиям, социальному и политическому строю Москва делала невозможными постоянные и правильные сношения с европейскими народами на началах равенства и взаимности. Такие сношения начались не ранее царствования Петра Великого и только при Екатерине II получили твердую почву. Что же мы видим?

Чем более в русском правительстве и народе укрепляется желание быть действительно членом международного общения, тем более они стараются пользоваться историческим опытом и плодами трудов европейских государств.

Русское правительство отказывается от притязания, заявляемого Москвой, быть признанным выше и лучше всех других государств. Русский народ уже не страшится, как в былое время, что Русские, отправляющиеся за границу, “узнав тамошних государств веру и обычаи, начали бы свою веру отменять”.

Напротив, он приходит к сознанию своих недостатков, своей отсталости, своего невежества, проникается самосознанием и стремится достигнуть уровня гражданской жизни и культуры, на котором стоят другие, более его просвещенные народы.


[1] Guizot, Histoire de la civilisation, p. 3.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.