Составлению присутствия присяжных предшествуют действия – частью суда, частью сторон, – которые направлены на дальнейшее очищение состава их от лиц, не отвечающих всем требованиям способного и беспристрастного судьи или не могущих по личным причинам участвовать в судебном разборе.
Суд устраняет неправоспособных и увольняет имеющих законные причины к отлучке. Стороны отводят присяжных, которым они не доверяют, считая их подозрительными для себя судьями.
Судебное устранение признается повсюду. Основания его суть:
1) в промежуток времени между составлением списков и слушанием дела могли наступить обстоятельства, в силу которых лица, в списки вошедшие, утратили право быть присяжными;
2) сами списки могут оказаться неправильно составленными и содержать в себе имена таких лиц, которые уже в момент их составления не имели права быть туда вносимыми;
3) высокий интерес, который государство имеет в правильном составе судебного присутствия, всего лучше может быть огражден самим судом.
Англо-американское право не знает устранения присяжных по инициативе суда, но практика ввела его, допустив устранение судом таких явившихся в заседание присяжных, которые физически неспособны к суждению дел или утратили к тому право. Французский устав в art. 390 постановляет:
„Если в числе сорока присяжных, подлежащих по жребию внесению в служебный список, окажутся одно или несколько лиц, которые со времени составления годового списка умерли, или утратили законную правоспособность к исполнению обязанностей присяжного, или приняли несовместимые с ними занятия, то суд в том же заседании, выслушав заключение генерал-прокурора, заменяет их другими” в порядке, установленном для составления служебного списка, „т.е. по жребию в публичном заседании, происходящем по крайней мере за десять дней до открытия ассизов”.
По толкованиям комментаторов и судебной практике, суд основывается при таком устранении на данных, которые у него имеются, не собирая никаких справок; неправильное исключение судом какого-либо присяжного по неточности сведений не признается поводом кассации; не может быть таким поводом и оставление в списке лица, утратившего правоспособность[1].
Германский устав 1877 г. приближается к французской системе, возлагая на суд обязанность исключить из числа присяжных таких лиц, которые утратили право быть присяжными или в силу самого закона не могут принимать участия в обсуждении данного дела[2]. Подобно французскому уставу, германский не знает ни отвода всей скамьи, ни отвода отдельных присяжных по определенным в законе причинам.
Но отличие его состоит, во-первых, в том, что, по германскому уставу, такое судебное очищение присяжных делается не при составлении служебного списка, а в самом судебном заседании по данному делу перед составлением скамьи присяжных, следовательно, в присутствии обеих сторон и самих присяжных, которые обязаны дать ответ о причинах их неспособности.
Впрочем, и ранее этого присяжным, в служебный список вошедшим, предоставлено право заявлять суду о причинах, препятствующих им принимать участие в судебной деятельности, ввиду которых они увольняются от нее по постановлению коронного элемента ассизного суда, а до его образования – по единоличному распоряжению председателя.
Во-вторых, германский устав возлагает на суд устранение присяжных, не стесняя его тем, в какой именно период времени наступили или открылись причины, делающие их неспособными.
В-третьих, он категорически постановляет, что действия суда по этому предмету не подлежат обжалованию.
К составлению присутствия присяжных может быть приступлено тогда лишь, если по проверке списка окажется налицо явившихся и не устраненных судом не менее 24 присяжных; в противном случае число их до 30 дополняется из списка запасных заседателей, которые после жребия вызываются к суду, и если число их вместе с наличными дойдет до 24-х, то заседание может быть продолжаемо.
По толкованию комментаторов, судебное устранение применяется и к запасным заседателям, имена которых вынуты по жребию[3].
Изолированное положение по этому предмету занимает австрийский устав 1873 г. Он примыкает к английскому праву, не говоря о судебном очищении списка присяжных по абсолютной неспособности их, но вместе с тем и не заимствовав из позднейшей англо-американской практики правила о некоторых случаях такого устранения.
Взамен того он знает отвод и самоотвод присяжных по указанным в законе причинам, возлагая на председателя обязанность перед составлением присутствия присяжных – под опасением отмены всего дальнейшего производства – спросить всех участвующих в деле лиц (обвинителя, частноучаствующих и подсудимых), а также и присяжных, не имеют ли они таких причин.
Последние, впрочем, обнимают лишь случаи относительной, а не абсолютной неспособности.
[1] Та же система существует в Италии.
[2] Таковы, например, случаи, когда присяжный вместе с тем вызывается по делу как свидетель, или эксперт, или состоит стороной.
[3] Вместе с избранными по жребию из списка запасных, когда очередных явилось менее.