Сознание государств о необходимости международного правового порядка есть основание международного права. Внешнее выражение этого сознания. I. Международные обычаи, их практическое и юридическое значение, процесс образования. II. Международные договоры. Разделение их. Примеры. Обязательность. III. Дипломатические переговоры и акты. IV. Национальные законы и правительственные распоряжения. V. Судебная практика. Призовые суды. Сборники их решений. Смешанные международные суды в Египте. VI. История и наука международного права.

Независимые государства, образующие международный союз, не подчиняются верховной власти, которая определяла бы своими законами взаимные их отношения; они не подлежат и ответственности перед международным трибуналом за нарушенное ими международное право.

Основанием юридических норм, определяющих международные отношения, служит единственно сознание цивилизованными государствами необходимости международного правового порядка и вытекающее отсюда добровольное согласие их на признание его обязательности[1].

Это сознание и согласие получают внешнее свое выражение (формулирование) в международных обычаях и трактатах, в дипломатических переговорах, в законодательстве, правительственных распоряжениях, наконец, в решениях судов.

Насколько названные акты и обычные начала являются верным отражением правосознания государств, настолько они могут считаться источниками современного положительного международного права.

I. Международными обычаями называются те правила и порядки, которые устанавливаются в международных отношениях на основании постоянного и однообразного применения их к одинаковым по существу своему случаям. Как нормы международных отношений, обычные начала имеют огромное практическое и юридическое значение[2].

Со стороны практической важное значение международных обычаев видно из того факта, что весьма многие основные институты и положения международного права не имеют иной охраны, кроме безмолвного согласия государств на их признание и соблюдение. Путем обычая возникло и утвердилось международное договорное и посланническое право.

Затем права, которыми пользуются монархи и вообще представители верховной власти во время пребывания на чужой территории, равно как и этикет взаимных между ними сношений, точно так же выработались сами собою и сохраняют силу без всякой формальной санкции.

Морское международное право, начиная с правил о товароотправлении, морском страховании, об отношениях между шкипером и матросами и кончая правами центральной торговли, – все возникло в средние века, первоначально в виде обычаев, которые вошли затем в особые сборники и, наконец, сделались частью законодательства различных государств.

Большинство юридических норм, составляющих право войны, до последнего времени не было формулировано ни международными соглашениями, ни государственным законодательством, оставаясь в виде обычаев. Наконец, в области международного частного права можно указать на чрезвычайно важное начало: locus regit actum, которое также основывается на силе обычая[3].

С точки зрения права международные обычаи также имеют большое значение.

Если обычаи, существующие в государстве, доказывают, что лица, которые им руководствуются, связаны друг с другом общностью нравственного и юридического миросозерцания и жизненных своих интересов, то то же самое надо сказать и о международных обычаях:

признание и уважение их со стороны государств служит доказательством той взаимности интересов образованных наций и соединяющего их одинакового правосознания, на которых зиждется современное международное право.

Процесс же образования международных обычных норм уясняет нам самое существо международного права и высший источник обязательной его силы. В отличие от обычаев, действующих в частном и общественном быту народов и вырабатываемых темным инстинктом масс и непреложною силою обстоятельств, международные обычные правила устанавливаются более по расчету, на основании умозрения, сознательно.

Часто те начала, которые мало-помалу утверждаются в международной практике в качестве обычного права, первоначально провозглашаются как разумный принцип международных отношений, каким-либо выдающимся юристом или замечательным политическим деятелем.

Таким образом, возникновение международных обычаев вполне подтверждает выставленное нами выше положение, что сознание необходимости юридического порядка в области международных отношений есть истинный источник международного права[4].

II. Под международными договорами, в значении источников международного права, мы разумеем всякого рода обязательства, взаимно принимаемые на себя государствами, – выражены ли они в трактатах и конвенциях, или в нотах и декларациях. Такие соглашения государств представляют по преимуществу тот источник, изучение которого необходимо для полного уразумения существующих международных правовых отношений[5].

Международные договоры в этом смысле можно разделить на два главных рода: одни формулируют обязательные для государств юридические нормы, уважаемые на практике, как начала международного права; напротив, другие суть сделки между двумя или несколькими государствами о частных их интересах.

Признание начал международного права засвидетельствовано со стороны государств в ряде замечательных актов, имеющих силу законов для международного общества.

Сюда принадлежат: декларация Екатерины II о вооруженном нейтралитете и подтверждающая обязательность его принципов Парижская декларация 1856 г.; Женевская конвенция 1864 г. относительно облегчения участи раненых воинов во время войны; почтовый и телеграфный всемирные союзы и пр.

Все подобные акты вызваны не борьбой и соглашением противоположных интересов сторон, но сознанною государствами необходимостью точного определения тех юридических правил, которые, будучи обязательными, неясно выражаются в обычаях или частных международных соглашениях.

К трактатам второго рода, представляющим собою компромиссы между различными интересами договаривающихся сторон, принадлежат: договоры о мире, коммерческие трактаты, картельные, литературные, консульские конвенции и т.д.

Заключенные отдельными правительствами ради удовлетворения специально интересов контрагентов, такие трактаты, по-видимому, не могут служить источниками международного права, простирающего свое действие на все образованные государства.

Однако, сравнивая друг с другом картельные конвенции или трактаты о судоходстве и другие договоры, заключенные между различными государствами, мы заметим, что они обыкновенно сходны между собою не только в своих основаниях, но часто и в подробностях.

Таким образом, юридический порядок, установленный в сфере взаимных отношений между известными контрагентами, в действительности является общим порядком, соединяющим все государства, состоящие в обязательных между собой отношениях. Рассматриваемые с этой точки зрения, частные соглашения государств несомненно должны быть признаны существенным источником положительного международного права[6].

Здесь необходимо устранить одно недоразумение. Обязательная сила международных трактатов, не охраняемая принудительными средствами, основывается, собственно, на добровольном ограничении своей воли теми государствами, которые вступают между собою в соглашение. Очевидно, что такое самоограничение не может быть предполагаемо в отношении государств, данный трактат не подписавших[7].

III. Важным пособием для уяснения правовых порядков в области международных отношений служат также дипломатические переговоры и акты, которые подготовляют решение вопросов, возникающих между государствами, или определяют взаимное положение государств в данное время и при известных обстоятельствах.

IV. Национальные законы и правительственные мероприятия, поскольку они имеют своим предметом отношения, выходящие за пределы государственной территории, точно так же могут и должны быть признаваемы источником, ознакомляющим с началами международного права.

В современных законодательствах образованных народов многие постановления, вызванные международными отношениями, представляются существенно одинаковыми, как, например, законы об иностранцах, пребывающих в стране, о консулах, морские законы и т.д.

Весьма часто международные отношения давали первый толчок к известным законодательным работам в государстве или к изменению законодательства, несогласного с трактатами, содержание которых, в свою очередь, зависит от направления и взглядов, господствующих в управлении страны. Словом, взаимодействие между внутреннею жизнью государства и международными его отношениями есть бесспорный факт[8].

V. Значение судебной практики для международного права будет понятно, если иметь в виду, что гражданские и уголовные суды цивилизованных государств призваны решать не только вопросы, относящиеся к международному частному и уголовному праву, но нередко и дела, которые касаются публичного международного права, например, о пределах неподсудности дипломатических агентов, об имущественной ответственности монархов по искам к ним частных лиц, и пр.

Некоторые специальные суды, учреждаемые в государстве, имеют прямо международный характер. Таковы призовые суды, которые учреждаются воюющим государством для разбора дел о захватах собственности подданных неприятельских и нейтральных государств (о призах), и которые руководствуются не местными отечественными законами, но международным правом.

Сборники решений подобных судов дают богатый материал по всем вопросам международного права как войны, так и мира. Но не следует видеть в них, как делают это английские и американские юристы, непреложную истину, не допускающую даже сомнений.

Такое же значение имеют смешанные международные суды, которые были учреждены в 1874 г. в Египте из туземных подданных и лиц, рекомендованных европейскими правительствами, для разбора коммерческих дел, а также гражданских и уголовных процессов, в которых сторонами являются иностранцы или лица разных национальностей.

VI. Наконец, история и наука международного права служат средством выяснения истинного смысла существующих трактатов и международных обычаев; они дают возможность представить в чистом виде правосознание народов, выражающееся в трактатах и обычных нормах, и потому бесспорно принадлежат к числу источников международного права[9].


[1] Modestinus. „Omne jus ant consensus fecit aut necessitas constituit aut firmavit consuetudo”. Cpan. Heffter. Völkerrecht, § 3, 8. Phillimore. Commentaries, I, p. 14. etc. Creasy. First platform, p. 65 etc, Bluntschli. Völkerrecht, § 13 flg. Holtzendorff. Völkerrecht в Encyclopädie, I, S. 934 flg. Его же Handbuch, S. 77-156.

[2] Bynkershoek. Quaestiones juris publ. III, 10: „Jus gentium oritur e pactis tacitis et praesumtis, quae ratio et usus inducunt”. De reb. belli praef.: „Ut mores gentium mutantur, sic mutatur jus gentium”. Phillimore. Commentaries I, p. 38 etc.

[3] Главнейшие сборники международных обычных начал следующие: Rooles d’Oleron (XII ст.); Consolato del Mare (ХІV ст.); Guidon de la mer (XVI в.). Срав. Pardessus. Collection des lois maritimes, t. I. – Pereis. Das internationale öffentliche Seerecht der Gegenwart. Berlin 1882, § 3.

[4] В этом смысле совершенно справедливо положение Woolsey: „Self-protection and intercourse are the two sources of International Law”. (Introduction, § 6 note).

[5] Bergbohm. Staatsverträge und Gesetze als Quellen des Völkerrechts, S. 77 flg. Iellinek. Die rechtliche Natur der Staatenverträge. Wien 1880. Renault. Introduction, p, 32 et suiv.

[6] С этой точки зрения собрания трактатов получают особенное значение. Укажем на главнейшие: G. F. de Martens. Recueil des traités с 1761 но настоящее время. Продолжения изданы: Saalfeld, Murhard. Sainwer, Hopf. Das Staatsarchiv von Aegidi und Кlauhold – Archives diplomatiques также, с 1861 г.

Отдельные государства имеют свои специальные сборники трактатов, как-то: Австро-Венгрия – Neumann. Recueil des traités 1763-1856. Nouvelle suite с 1856 г. – Франция – De Clercq. Recueil des traités depuis 1763. – Англия – Herstlet. Complete collection. – Соед. Американские Штаты – Haswell. Treaties and Conventions concluded between the United States of America and other Powers, since July 4, 1776. Washington 1889.

Россия – мое Собрание трактатов, 12 томов. Также Сборник действующих трактатов и конвенций, имеющих отношение к военному мореплаванию. Изд. Морского Министерства. Спб. 1885. Сборник действующих трак. и конв. (изд. М. И. Д.) 1889, 4 т.

Япония – Treaties and Conventions concluded between the Empire of Japan and Foreign Nations 1854-1874. Tokio 1874. Вообще срав. Martitz. Les Recueils des traités internationaux (Revue de droit international, 1886, p. 168 et suiv.).

[7] Поэтому мнение Блюнчли, § 110, 111, что постановление „европейского конгресса” обязательно для всех государств, даже для тех, которые формальным образом к нему не приступили, совершенно неправильно.

[8] Срав. Bergbohm. Staatsvertrage, S. 102. Phillimore, loc. cit., I, p. 34 etc. Бялэцкий. О значении международного права, стр. 219.

[9] Phillimore. Commentaries, I, p. 43: „History is a record of the injustice, evil passions and folly, as veil as of the justice, virtues, and wisdom of Nations”.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.