Современное международное право имеет силу для государств европейской цивилизации. Естественное право. Возражения против исключения из международного союза Турции; их неосновательность. Основывается ли международное право исключительно на христианских началах? Мнение Блюнчли. Дж. Ст. Милль.

Современное международное право есть продукт культурной жизни и правосознания народов европейской цивилизации.

Как показывает история международных отношений, общие социальные задачи, преследуемые народами во взаимных сношениях, и одинаковые усвоенные ими нравственные и правовые воззрения – эти необходимые условия международного юридического порядка – выработались первоначально в Европе и до сих пор существуют далеко не во всех государствах земного шара.

Согласно с этим, пространство действия международного права ограничивается только теми народами, которые признают основные начала европейской культуры и достойны названия образованных народов[1].

Своеобразные условия, социальные и государственные, в которых живут народы мусульманского исповедания, а также языческие и дикие племена, не дают никакой возможности применять международное право в сношениях с этими необразованными или полуобразованными народами.

Международные отношения покоятся на идее общения, которое немыслимо без солидарности интересов и общих стремлений, соединяющих народы. Между тем мусульманские земли управляются исключительно на основании Корана, который относится враждебно и нетерпимо ко всем иноверческим народам.

Что касается варварских племен, то они не только не чувствуют потребности в международных сношениях, но обыкновенно не имеют даже твердой общественной организации и определенных территориальных границ. Нельзя, однако, сказать, чтобы фактически поддерживающиеся сношения между образованными и необразованными народами не подлежали вовсе определению права.

Мы полагаем, что они должны подчиняться предписаниям естественного права, т.е. совокупности известных начал, вытекающих из нравственной природы и разума человека.

Естественное право требует, чтобы данное слово честно исполнялось, чтобы жизнь, честь и собственность другого были уважаемы, чтобы дурные инстинкты уступали место благородным побуждениям: очевидно, что такое право, примененное к сношениям с необразованными народами, не предполагает ни солидарности интересов, ни сознания необходимости взаимных сношений и, следовательно, не тождественно с положительным международным правом.

Но не подлежит сомнению, что цивилизованные государства должны подавать пример народам низшей культуры в добросовестном исполнении принятых на себя обязательств[2].

Против исключения Турции и некоторых других азиатских государств из международного общения, существующего между европейски образованными народами, возражают, что последние не только ведут с этими государствами фактические сношения, но и заключают с ними трактаты мира, союза и торговли, что, наконец, Турция была торжественно признана на Парижском конгрессе 1856 г. полноправным членом семьи европейских народов (ст. VII Парижского трактата).

Эти возражения только доказывают, что те, которые желают распространить международное право и на нецивилизованные государства, не сознают положительные основания современного международного порядка, зиждущегося на взаимности, и смешивают естественное право с положительным международным правом.

Ссылка же на VII ст. Парижского договора не может считаться убедительной ввиду того, что великие державы, провозгласив равноправие Высокой Порты с другими европейскими правительствами, в то же время отклонили ее просьбу отменить консульскую юрисдикцию и капитуляции, действующие в Турции до настоящего времени и несогласные с внутренним верховенством, которое признается за каждым цивилизованным государством, членом международного общества.

Юрисдикция консулов существует также в пределах Персии и Китая, так как и эти государства, подобно Оттоманской империи, не представляют всех гарантий, необходимых для действительного обеспечения интересов и прав иностранцев, в них пребывающих.

Пока не произойдут существенные изменения в законах, политическом и общественном порядке, господствующих на Востоке, до тех пор означенные государства не будут в международных сношениях пользоваться правами, принадлежащими образованным народам[3].

Настаивая на том положении, что субъектами современного международного права могут быть признаны только государства, приблизительно одинаково развитые в культурном и социальном отношении, мы не хотим этим сказать, что международное право основывается исключительно на христианских началах и обязательно только в отношениях между народами христианского вероисповедания.

Нет, оно может быть признаваемо и соблюдаемо независимо от религиозных верований, господствующих в стране, но необходимо, чтобы причастный ему народ или руководящие им классы разделяли воззрения на разумные цели человеческого существования и назначения государства, выработанные вековою культурой цивилизованных европейских народов.

Мы не можем поэтому согласиться с мнением, которое выражает Блюнчли, что действие международного права не ограничивается одними европейскими цивилизованными народами, что область его – весь мир, что оно совпадает с правом всего человечества[4].

Такой благородный и возвышенный космополитизм лишает международное право всякой положительной почвы и практического значения; он обращает международное право в ряд идеальных, но неосуществимых при современных условиях юридических норм.

Как справедливо замечает Дж. Ст. Милль[5], применять европейское международное право к необразованным народам значит дурно понимать право, основанием которого служит взаимность, т.е. именно то практическое условие, которое заставляет цивилизованные государства относиться с уважением к их обоюдным правам и интересам и которое не находит места в сношениях с необразованными народами.


[1] Вот почему до настоящего времени говорят еще о европейском международном праве, хотя эта квалификация неверна в том отношении, что современное международное право распространяет свое действие также на цивилизованные государства Америки, которые, по примеру Северных Соединенных Штатов, объявили его обязательным для себя.

[2] Относительно этого кардинального вопроса о пространстве действия положительного международного права господствует в современной литературе полное смешение понятий: один автор списывает у другого или ссылается на “авторитет” другого, без всякой критики. Срав. Phillimore. Commentaries, I, § 28, p. 23. Woolsey. Introduction to the study of Inter. Law, § 5. Heffter, § 7. Martens. Précis, § 8 et suiv.

[3] Более подробно доказывается это положение в моем сочинении: „О консулах и консульской юрисдикции на Востоке” (Спб. 1873), стр. 513 и след. В немецком издании 1874 г., стр. 500 и след. См. кроме того мое соч.: „Россия и Англия в Средней Азии” (Спб. 1880), стр. 10-23, которое имеется также на французском, немецком и английском языках.

[4] Bluntschli. Das moderne Volkerrecht, §§ 7, 8. Довольно верно определяет сам Блюнчли в другом сочинении (Politik als Wissenschaft. 1876, S. 59 flg.) существенное различие между цивилизованными и нецивилизованными народами. Срав. также Holtzendorff. Handbuch des Völkerrechts, § 4.

[5] Mill. Dissertations and discussions, I, p. 161; III, p. 166.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.