Я думаю, что правильное решение разбираемого, в сущности, простого вопроса дано было в цитированной выше статье О. Sсhanzе.
Рассматривая патентованные изобретения, говорит он, и противополагая их тем, которые были признаны непромышленными, можно заметить, что все первые обладают одним общим признаком, отсутствующим у всех вторых.
Этот признак заключается в том, что промышленные изобретения имеют своим содержанием технику в узком смысле, т. е. обработку или переработку продуктов[1]. Та же точка зрения принята и в мотивах нового австрийского закона; она дает надежный критерий и потому может быть вполне рекомендуема.
Указанная точка зрения легко позволяет определить, что патенты не выдаются ни на финансовые комбинации, ни на сельскохозяйственные системы, ни на новые игры, ни на способы рекламирования, ни, наконец, на (спорные) системы скрещивания животных для получения новых видов.
Все эти виды изобретений не имеют предметом ни обработку, ни переработку продуктов; они поэтому считаются изобретениями, сделанными не в области промышленности.
[1] “Gewerblich verwerthbare Erfindungen sind solche, deren Ausfuhrung sich als Be- oder Verarbeitung von Rohstoffen dastellt”. Hirth’s Annalen, стр. 684. – Новейшее решение Patentamt’a (30 июня 1899 г., Patentblatt, 1899, стр. 239): “mechanische oder chemische Verarbeitung von Rohstoffen”