Кроме физических лиц, имеющих известные права и несущих известные обязанности, в государстве существуют и юридические лица. Граждане, соединяясь в частные союзы, образуют постоянные тела, облеченные правами, имеющие обязанности, а нередко и власть над своими членами. Такие тела называются корпорациями. Корпорация есть частный, постоянный союз граждан, образующий юридическое лицо.
Слово корпорация принимается, впрочем, и в более обширном смысле: им обозначается всякое юридическое лицо, даже помимо входящих в состав его физических лиц. Вообще, основанием юридического лица может быть или союз физических лиц, или учреждение, образующее единое юридическое целое, которому присваиваются известные права и обязанности, например благотворительное заведение.
Оба значения тесно связаны между собой. Во всяком союзе есть две стороны: совокупность физических лиц, связанных в одно целое, и юридическое устройство, их связывающее. И то и другое может быть субъектом прав и обязанностей. Для юридического лица, как постоянного учреждения, физические лица становятся делом второстепенным: они меняются, а юридическое лицо остается одно и то же.
Присвоенные ему права принадлежат не физическим лицам, а целому, помимо входящих в состав его лиц. Поэтому в английском праве корпорациями называются даже такие юридические лица, которые представляются одним только физическим лицом, например священник, как должность, с которой соединяются известные имущественные права, ибо и здесь лица меняются, а права, присвоенные должности, остаются те же.
Этого рода корпорации называются единичными (corporation sole), в отличие от собирательных (corporation aggregate), составленных из нескольких лиц. Последние могут быть или членами или органами корпорации. В первом случае это будет союз, или корпорация в тесном смысле, во втором это будет учреждение, которое управляется физическими лицами, но существует помимо их, для какой-либо общественной цели.
И то и другое лежит в существе гражданских отношений. Мы имеем здесь дело не с реальными, а с юридическими, то есть идеальными началами. На таких идеальных началах строится все человеческое общежитие. Само государство есть такой идеальный субъект, носитель прав и обязанностей.
Корпорации, как собирательные лица, отличаются от простых товариществ, которые не суть юридические лица. В товариществе физические лица соединяются для общей цели, но не образуют единого лица, которое является субъектом прав и обязанностей помимо членов.
Но так как связь лиц может быть более или менее тесной, то между товариществами и корпорациями существуют средние формы. Таковы компании на акциях. Они составляют юридические лица и могут быть субъектами прав и обязанностей.
Члены остаются здесь даже вовсе неизвестными, почему такого рода товарищества называются безыменными (societe anonyme); акционеры меняются беспрерывно, а общество остается одно и то же. Однако юридическое лице не существует здесь помимо членов; оно не имеет своего имущества, отдельного от имущества последних.
Капитал общества принадлежит не юридическому лицу, а самим членам, по мере их участия в предприятии. Здесь юридическое лицо не есть собственно единое лицо, а собирательное имя, целое, составленное из раздельных, хотя связанных постоянной связью и меняющихся частей.
Самые корпорации разделяются на несколько видов. Они различаются: 1) по своей цели. Корпорации могут быть промышленные, каковы цехи, учение и художественные, как, например, академии, университеты, ученые и художественные общества, увеселительные, например клубы, благотворительные, например больницы и богадельни, религиозные, например монастыри.
Наконец, могут быть корпорации, обнимающие собой множество различных целей. Таковы общины, которые суть союзы местных жителей во имя общих интересов; таковы же сословные общества, которые суть союзы известного разряда лиц.
2) В связи с различием целей состоит различное отношение корпорации к своим членам. Там, где цель специальная, члены входят в корпорацию только для удовлетворения этой цели, которая может составлять общественную потребность, будучи собственно для частных лиц посторонней или случайной; таковы ученые и благотворительные общества.
В другие корпорации лица вступают всеми своими отношениями или, по крайней мере, целой стороной своей жизни. Здесь цель не посторонняя, но главным образом благо самих членов. Могут быть и корпорации с смешанным характером, где специальная цель составляет вместе призвание целого разряда лиц, например цехи.
Союзы с специальною целью можно назвать обществами, союзы с полнотой отношений – корпорациями в тесном смысле. Таким образом, мы будем иметь три вида юридических лиц: общества, корпорации и учреждения, хотя надобно заметить, что терминология здесь далеко не установилась.
3) Корпорации, вообще, могут быть частные и государственные; первые суть субъекты частных прав, вторые получают общественную власть и входят в состав государственных учреждений. Первоначальное значение корпорации частное: это союз во имя известного интереса, около которого соединяются физические лица. Поэтому корпорации принадлежат к гражданскому обществу.
Но интерес, составляющий цель корпорации, может иметь более или менее общественный характер; а так как все общественные интересы составляют цель государства, то корпорации могут сделаться органами государственных целей. Тогда они облекаются властью и получают политическое значение. Само государство может учреждать корпорации для своих целей; таковы, например, университеты.
В этом отношении корпорации разделяются 4) на корпорации, образующиеся по инициативе членов, и на корпорации, установленные государством.
Из всего этого ясно, что корпорации, вообще, имеют смешанный характер, отчасти гражданский, отчасти государственный. Поэтому и права их относятся, с одной стороны, к гражданскому праву, с другой – к государственному.
Однако из этого не образуется особое общественное право, как предполагал Моль. Начала гражданского права и государственного исчерпывают все содержание; новых начал к ним не прибавляется, а происходит только сочетание тех и других.
Собственно, государственным правом определяется как внутреннее устройство политических корпораций, так и отношение частных и политических корпораций к государству. Последний вопрос касается корпораций вообще; первый же решается различно, смотря по свойству и значению союзов.
Отношение частных корпораций к государству состоит в следующем:
1. Они получают свое бытие от государства. Иногда против этого начала возражают во имя свободы; однако принадлежащее государству право не подлежит сомнению. От воли частных лиц не может зависеть образование юридического лица, независимого от их воли. Частным соглашением могут образоваться товарищества, а не юридические лица.
Самопроизвольное образование корпораций есть начало средневековое. В то время вольные люди не признавали над собой высшей власти и могли образовать совершенно самостоятельные союзы. Но с развитием государственных начал державные права частной воли исчезают и подчиняются высшим требованиям.
Необходимость государственного утверждения относится в особенности к корпорациям, преследующим какую-либо общественную цель. Здесь одно государство может судить о том, требует ли эта цель установления независимого от частной воли юридического лица.
Что касается до союзов, имеющих ввиду частное благо членов, то относительно их государство может ограничиться изданием общего закона, на основании которого они могут получить корпоративные права, и признанием тех, которые подходят под установленные правила. Так учреждаются компании на акциях.
2. Уставы корпораций утверждаются государством, ибо ими определяются права и обязанности юридического лица и отношения его к членам. И тут может быть издан общий устав, сообразно с которым учреждаются союзы.
3. В пределах устава корпорациям предоставляется автономия. В случае нарушения прав членов, вопрос решается судебной властью. Правительство, с своей стороны, сохраняет право надзора за тем, чтобы не было постановлено ничего противного законам и уставу.
4. На основании устава корпорации могут пользоваться имущественными правами; они приобретают и отчуждают имущество, вступают в обязательства, ведут тяжбы. Но относительно приобретения имуществ, в особенности корпорациями, учреждаемыми с общественной целью, государство может постановить такие ограничения, какие оно считает нужными, ибо приобретенное корпорациями имущество изымается из обращения, а потому накопление его может быть вредно.
5. В пределах устава корпорация пользуется самоуправлением. Однако государству всегда принадлежит право контроля; оно состоит защитником юридических лиц, так же как и малолетних, ибо физические лица, представляющие юридическое лицо и управляющие его делами, могут употреблять корпоративное имущество на свою собственную пользу, а юридическое лицо лишено возможности само себя защищать.
Его права охраняются государством, которое блюдет вместе с тем интересы будущих поколений. Контроль государства естественно тем обширнее, чем более цель корпорации имеет общественный характер.
6. Корпорация, на основании устава, принимает новых членов и таким образом продолжается и восполняется сама собой. Пока она имеет частный характер, государство в это не вмешивается.
7. Наконец, государство всегда имеет право уничтожить корпорацию, которой цель потеряла значение или сделалась вредной для общества. Прекращение юридического лица не может зависеть от воли физическим лиц, входящих в его состав, ибо это не частное товарищество, а постоянное учреждение, над которым представляющие его в данную минуту физические лица не имеют власти.
Эта власть может принадлежать только государству: оно дает бытие юридическому лицу, оно же его уничтожает. Однако, если это корпорация, преследующая частные цели, то самим уставом могут быть поставлены условия, при которых ее существование может прекратиться общим решением членов.
Если корпорация владеет имуществом, то спрашивается: кому оно принадлежит по ее уничтожении? Это вопрос весьма спорный. Здесь может быть троякое решение: 1) оно может быть возвращено наследникам тех, кто его пожертвовал; 2) оно может быть разделено между членами корпорации; 3) оно может быть обращено на пользу государства.
Первое решение не может считаться юридически правильным. Независимо от трудности разыскания наследников, когда прошло долгое время, невозможно определить, какова была бы воля жертвователя, если бы он остался жив, а цель, которую он имел ввиду, и условия ее осуществления совершенно изменились.
Надобно признать общим правилом, что кто пожертвовал своим имуществом для общественной цели, тот отказался от всякого на него права. Поэтому, если цель прекращается, то имущество не возвращается в частную собственность, а продолжает быть достоянием общества.
Второе решение может быть допущено там, где корпорация существует для блага членов или где этого требует самая общественная польза. Так, например, общинные земли делятся иногда между членами на том основании, что они приносят более дохода в частных руках, тем самым возвышается благосостояние общины, а вместе и целой страны.
Но это решение не может быть принято там, где юридическое лицо существует для общественной цели. Здесь имущество его не служит пользе членов, а удовлетворяет общественной потребности; поэтому оно перестает иметь частный характер, следовательно не может быть обращено в частную собственность.
В таком случае наследником упраздненной корпорации является государство, 1) потому что оно, вообще, наследует выморочные имущества; 2) потому что оно представитель всех общественных целей.
С прекращением той частной цели, для которой существовала корпорация, имущество ее обращается на другую общественную цель, оставаясь достоянием уже не частного союза или учреждения, а общества как единого целого, то есть государства.
Другой возникающий при этом вопрос состоит в том, какой власти принадлежит право установлять и уничтожать корпорации – законодательной, правительственной или судебной. На практике этот вопрос решается различно; но по теории это право должно принадлежать правительственной власти.
Это частное действие, а не общая норма, а потому оно не подлежит законодательной власти, которая может лишь устанавливать для этого общие правила. Только там, где корпорация представляет совершенно специальное явление, не подходящее под существующие правила, требуется особый закон. С другой стороны, это действие определяется не правом, а пользой, и потому не подлежит власти судебной.
Таковы общие начала, которые прилагаются к частным корпорациям, как существующим для блага членов, так и преследующим те или другие общественные цели частными средствами. Что касается до политических корпораций, то они в большей или меньшей степени становятся органами государства и сообразно с этим получают известные права.
Эти права могут состоять в следующем: 1) власть над своими членами, имеющую юридическую силу, а потому поддержанную государством. Частная корпорация может пользоваться над своими членами добровольно признанной властью, но юридической силы ее решения не имеют. Все, что корпорация может сделать, это исключить из своей среды члена, не подчиняющегося законным ее постановлениям.
2) Участие в государственном управлении.
3) Разного рода пособия и преимущества. Соответственно полученным правам, на политические корпорации могут быть возложены известные обязанности относительно государства, как-то: разного рода повинности, ответственность за своих членов, исполнение государственных требований.
Политические корпорации могут иметь происхождение общественное или государственное. Они могут образоваться из частных союзов, которые государство облекает политическими правами, или же они учреждаются государством для собственных целей.
В последнем случае государство даст им устройство, сообразное с этими целями, и распоряжается ими по усмотрению. В первом случае государство сохраняет над ними все права, которые принадлежат ему над частными корпорациями, и сверх того, вступается более или менее в их внутреннее устройство и управление, смотря по значению, которое они имеют для государства и по тем правам, которые они от него получают.
Таким образом, государство, вручая корпорации известную власть, может 1) предоставить себе право утверждать выборных должностных лиц, или даже назначать некоторых от себя. Но при назначении всех должностных лиц правительством корпорация теряет свой характер; она становится чисто государственным учреждением.
2) Даруя корпорации политические права, государство постановляет общие правила для вступления в нее посторонних лиц, или же оно само предоставляет себе право вводить посторонние лица в ее состав, например, через возведение в дворянское достоинство. Этими способами корпорации остаются открытыми.
Иначе политические права становятся частным достоянием немногих лиц, что противоречит государственному их значению. Замкнутыми или сами себя выполняющими корпорациями могут быть только державные аристократии; в подчиненной сфере такое обособление не может быть допущено.
3) Политические корпорации состоят под большим контролем государства, нежели частные. В последних имеется ввиду только ограждение юридического лица от злоупотреблений; в первых охраняется государственный интерес, во имя которого корпорация облекается политическими правами. Чем шире эти права, тем более корпорации становятся органами государства и тем сильнее вмешательство последнего в их внутренние распорядки.
4) Предоставляя корпорациям власть над членами, государство иногда возлагает на них и ответственность за последних. В средние века, при отсутствии настоящего государственного порядка, это начало простиралось до ответственности за преступления. Позднее оно ограничивается круговой порукой за уплату податей.
Но и это делается только там, где государство само не имеет еще достаточных средств для привлечения граждан к имущественной ответственности. В правильном государственном строе всякий член корпорации есть прежде всего подданный государства, которое относится к нему непосредственно, а не через частные союзы.
Вообще, развитие общего государственного организма ведет к ослаблению частных корпоративных связей, а с тем вместе к снятию с корпорации ответственности за своих членов. Остаются корпоративные обязанности взаимной помощи, которые могут иметь большее или меньшее юридическое значение. К этому мы возвратимся ниже.
Чисто государственные корпорации входят в состав государственного управления по разным его отраслям, а потому рассмотрение их относится туда. Смешанный характер имеют общины, сословия и церковь.
Но из них община также служит непосредственным органом государственного управления, а потому должна рассматриваться в связи с последним. Здесь мы изложим права и обязанности сословий, а затем перейдем к отношению государства к церкви.