Наш Устав о пошлинах относит к числу таковых, между прочим, крепостные пошлины и пошлины с имуществ, переходящих безмездными способами.
Хотя взимание обеих названных категорий пошлин приурочено к таким явлениям общественной жизни, когда их плательщики обыкновенно нуждаются в известных услугах государственных учреждений и получают таковые в действительности, основания, на которых теперь происходит определение размера этих пошлин, и большое фискальное значение последних обращает значительную долю их в настоящие налоги.
Крепостные или явочные, как их также называют, пошлины являются сборами, взимаемыми при занесении имущественных сделок в официальные реестры или книги.
В России под крепостными пошлинами разумеются пошлины, взимаемые при продаже недвижимых имуществ.
Крепостные пошлины относятся к числу весьма древних источников государственных доходов. Государство, при помощи учреждений которого происходит покупка и продажа недвижимостей, бесспорно оказывает при этом важные услуги оно придает прочность этим сделкам, охраняя их общеизвестность, вводя во владение покупателя, – оно записывает сделки, сохраняя таким образом их сущность.
Вследствие этого, пошлины с этих сделок являются как нельзя более справедливыми, но только, если они не слишком высоки. При чрезмерной же высоте эти пошлины становятся крайне тяжелыми, обращаясь в сущности в своего рода конфискацию значительной доли имущества, служащего предметом сделки.
Например, во Франции разнообразные пошлины, какие приходится уплатить при заключении сделки над недвижимостью, составляют в совокупности до 10 и даже 12% с цены продаваемого имущества. Леруа-Болье и другие французские финансовые писатели возмущаются чудовищностью подобных пошлин.
Такая огромная высота крепостных пошлин служит серьезным препятствием к сделкам с недвижимостями и задерживает их циркуляцию. В последнее время, когда почти все страны, а в том числе и Франция, страдают от сельскохозяйственного кризиса, весьма настоятельным является облегчение циркуляции земельных имуществ и понижение, в видах этого, крепостных пошлин.
Крепостные пошлины, взимаемые в России при продаже недвижимостей, являются умеренными сравнительно с только что приведенными французскими пошлинами, именно берется 4% с цены имущества.
Крепостные пошлины взимаются с цены всего переходящего по акту имения, не отделяя движимого от недвижимого; но с движимых имуществ, когда оные переходят по актам отдельно от недвижимого имения, крепостные пошлины не взыскиваются.
Для определения суммы, с какой должны быть взысканы крепостные пошлины, участвующие в переходе имения стороны обязаны при совершении акта объявить его истинную цену, по совести, подвергаясь за утайку взысканию двойных пошлин с утаенной суммы.
Впрочем, существует особая нормальная, законом установленная, оценка земель для разных местностей Российской Империи, ниже которой цена земель не может быть показываема в купчих крепостях, хотя бы имение продавалось в действительности и за низшую против нормальной оценки сумму.
Места, свидетельствующие крепостные акты, обязаны наблюдать, чтобы в тех случаях, когда действительная цена имению объявленная в акте, превышает нормальную оценку, крепостные пошлины были исчислены с первой.
При переходе земель, заложенных в кредитных учреждениях, цена их обозначается не ниже законной оценки или той, которая произведена кредитным учреждением для принятия имущества в залог, сообразно тому, которая из упомянутых двух оценок выше.
Цена домов, лавок и других недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках определяется для исчисления крепостных пошлин не ниже оценки, произведенной для взимания городского сбора, или цены, показанной в акте последнего приобретения, или же не ниже суммы, в какой недвижимое имущество застраховано, смотря по тому, которая из этих оценок оказывается наиболее высокой.
Цена фабрик, заводов, мельниц, рыбных и соляных промыслов определяется путем сложения доходов последних десяти лет, за вычетом издержек, произведенных на содержание их и производство работ; если же эти заведения существовали менее десяти лет до перехода их в другие руки, то, для определения их цены, берется в 10 раз доход последнего пред переходом их года, основываясь, впрочем, в исчислении дохода в обоих случаях на показаниях лиц, участвующих в переходе.
С имений, продаваемых с публичного торга, крепостные пошлины взыскиваются по последне-состоявшейся цене.
В ст. 243-249 Устава о пошлинах (изд. 1903 г.) содержится длинный перечень разного рода изъятий от крепостных пошлин. Так, напр., освобождаются от крепостных пошлин акты на земли, приобретаемые при содействии Крестьянского Поземельного Банка, акты по переходу имений в западных губерниях от польских помещиков к лицам русского происхождения и некоторые другие крепостные акты.
Привилегией от платежа крепостных пошлин пользуются также некоторые благотворительные, ученые и учебные учреждения и общества. Имущества, обращаемые из частного владения на государственную и общественную пользу (в том числе и под постройку железных дорог), освобождаются от платежа крепостных пошлин, когда предприятие осуществляется на средства казны.
Вообще же, за исключением особо поименованных в упомянутых статьях Устава о пошлинах случаев, все казенные и общественные места и заведения, по совершаемым ими актам, подлежат платежу крепостных пошлин наравне с частными лицами.
С крепостных актов взимается еще так называемая канцелярская актовая пошлина в размере трех рублей с каждого акта, безразлично от суммы, на какую акт написан.
Крепостные пошлины взимаются в местностях, где введено Положение о нотариальной части, старшим нотариусом, при утверждении акта, а в прочих местностях – в том присутственном месте, где акт совершен или написан, при самом совершении оного.
В 1901 г. крепостных пошлин поступило около 17 м. р.
Поступление крепостных пошлин в последнее время сильно возросло, не взирая на освобождение в 1895 г. от крепостных пошлин имений, заложенных в кредитных установлениях, в размере их банковых долгов.
В 1894 г. министру финансов было временно предоставлено разрешать рассрочку крепостных пошлин в случаях, признанных им уважительными сроком до 5 лет.
В 1897 г. а затем в 1900 г. это право министра финансов было продлено на дальнейшее время.
В некоторых государствах пошлины взимаются и с продажи движимых имуществ. Так напр., с 1885 г. в Германии существует биржевой сбор, взимаемый по цене сделок в размере 1/10 с 1000 сделок с бумагами и монетою и 2/10 с 1000 с других товаров, продаваемых на бирже. В 1892 г. биржевой налог введен и в Австро-Венгрии.
Помимо случаев продажи, имущества переходят от одних лиц к другим безмездными способами, именно путем наследования и дарения.
Пошлины с имуществ, переходящих безмездными способами, получили в последнее время большое распространение и по своей высоте являются настоящими налогами, так что во многих иностранных государствах они и называются налогом с наследств и дарений. В наших росписях они относятся к числу пошлин.
Возникновение пошлин с наследств относится к древним временам: Император Август в 6-м году по Р. Хр. установил vicesimam hereditatum, т.е. сбор с наследств в размере 5%. От последнего были освобождены наследства стоимостью ниже 100 тыс. сестерций (около 7000 рублей на наши деньги) и переходящие к близким родственникам наследодателя, до 6-й степени включительно.
Сборы с наследств существовали и в средние века, причем тогда они основывались на принципах феодального строя, по которым король сохранял верховное право на все земли своих вассалов. В случае смерти вассала его имущество по идее переходило к королю, и наследники умершего вассала должны были платить королю за признание их прав на открывшееся наследство.
В последнее время в немецкой ученой литературе возникло учение о так называемом государственном сонаследии, которое отчасти воскрешает феодальные воззрения на наследственное право.
По названной теории государство является наследником или, вернее, сонаследником всех открывающихся в его пределах имуществ и, вследствие этого, может, не нарушая нисколько справедливости, брать с открывающихся наследств какие угодно высокие сборы. Эта теория признает право частного наследования только для ближайших степеней родства, и отрицает свободу завещаний.
Наиболее последовательным и видным выразителем приведенной теории выступил Ганс фон-Шель (v. Scheel) в своем исследовании “Erbschaftssteuer und Erbschaftsreform”, 1877 г.
Д. Львов, в своем исследовании “Налог на наследства”, 1893 г., подробно рассматривает теорию государственного сонаследия и указывает в числе ее слабых сторон, между прочим, на то, что она допускает существование рядом и публичного и частного наследственного права.
Основания к взиманию пошлин с наследств заключаются в тех услугах, какие обыкновенно оказываются государственными учреждениями по охране наследств и по укреплению таковых за наследниками.
Внесение же в наследственные пошлины налогового элемента объясняется, как фискальными соображениями, так и стремлением привести обложение чрез распространение его на наследства в возможно большее соответствие платежной способности населения.
При переходе имуществ по наследству обыкновенно обнаруживается их состав и величина, так что с этой стороны организация обложения наследств является весьма простой. Далее в странах, прогрессирующих в хозяйственном отношении, каковыми являются большинство современных государств народное богатство постоянно умножается, а вместе с тем растет сам собою и доход от обложения наследств.
Наконец, лицам, получающим наследства, обыкновенно достаются при этом известные имущественные выгоды, дающие возможность заключить об их податной способности. Правда, такие выгоды иногда отсутствуют при переходе наследств по прямой нисходящей или восходящей линии и к супругам, когда случается, что со смертью наследодателя в имущественном положении наследников происходит ухудшение.
Если же наследниками являются лица более отдаленных степеней родства или не родственники, то для таковых получение наследства почти всегда служит к умножению их имущественной состоятельности.
В современных системах государственных доходов обыкновенно видное место принадлежит пошлинам с наследств.
Обыкновенно рядом с пошлинами на наследства устанавливаются также пошлины с дарений. Последние предупреждают уклонение от наследственных пошлин чрез передачу наследства еще при жизни наследователя.
При определении высоты наследственных пошлин обыкновенно принимается во внимание степень родства наследников и различаются наследства, переходящие по закону и по завещанию. С близких родственников и наследников по закону пошлины взимаются обыкновенно в меньшем размере, чем с дальних родственников и наследников по завещанию.
В некоторых государствах, напр., в большинстве германских государств, освобождаются от пошлин наследства, переходящие по прямой нисходящей или восходящей линии и к супругам.
В некоторых государствах, напр. во Франции, пошлины с наследников дальних степеней родства доходят до 11%. Если случится, что в течение короткого промежутка времени имущество несколько раз перейдет по наследству, то, при таких высоких пошлинах, эти последние могут стать настоящей конфискацией имущества.
Чтобы избежать этого, в Англии, где пошлины с наследств также очень высоки, при внимании пошлин с недвижимых наследств обращается внимание на возраст наследников: чем последние старше, тем в меньшем размере взимаются с них пошлины, – делается это в предположении, что при старых наследниках много вероятия, что наследство может скоро снова открыться.
Во Франции с имуществ, принадлежащих разным юридическим лицам, взимается особый налог, называемый “de la main morte” (мертвой руки). Основан этот налог на том соображении, что имущества юридических лиц не переходят по наследству, а стало быть не платят и пошлин с наследств. Взамен последних установлен упомянутый налог.
Такие сборы, имеющие назначение возместить пошлины с перехода имуществ для той категории имуществ, которая по своей юридической природе ускользает от названных пошлин существуют и в некоторых германских государствах, где они называются “Gebuhrenequivalent”.
Заслуживает внимания история пошлин с наследств в Англии. В 1706 году Вильям Питт внес в парламент проекты о пошлинах с движимых и недвижимых наследств. Палата общин приняла оба проекта; но палата лордов, отстаивая интересы землевладельцев, приняла только первый проект, а второй отклонила.
Таким образом, пошлины взимались с одних движимых наследств. Только в 1853 г., по инициативе Гладстона, такая неравномерность была сглажена, и пошлины с наследств были распространены и на недвижимости.
Вообще, Англия имеет весьма сложную систему наследственных пошлин. Последние были объединены и упрощены и в 1894 г. введением вместо прежних нескольких сборов с наследств одного – estate duty, соразмеряющегося со всей наследственной массой и взимающегося в зависимости от величины таковой в прогрессивной градации от 1 – 8%.
Но рядом с этим сбором были удержаны и сборы с наследств, соразмеряющиеся со степенью родства наследника к наследователю.
В России пошлины с наследств существовали уже в старину; но к началу XIX в. они были отменены, а удержался лишь сбор в 4%, как бы в виде эквивалента крепостных пошлин, с недвижимостей, переходящих по завещаниям к лицам, не имеющих на них права законного наследования.
Законом 15 июня 1882 г. эти пошлины были восстановлены с введением вместе с ними пошлин с дарений под общим наименованием пошлин с имуществ, переходящих безмездными способами.
Таковые распространены на движимые и недвижимые имущества и взимаются с имуществ, переходящих от одного лица к другому, как по наследству, так равно и по Всемилостивейшему пожалованию, дарственным, рядным и другим безмездным актам.
От оплаты пошлиною освобождаются:
1) имущества, которых ценность не превышает тысячи рублей;
2) земли в уездах при переходе их от одного супруга к другому, к родственникам в прямой нисходящей и восходящей линии, к усыновленным детям и к супругам детей [эта льгота установлена законом 10 апреля 1895 г.];
3) земли, отведенные в надел лицам сельского состояния, вместе с находящимися на сих землях крестьянскими домами, хозяйственными строениями и принадлежностями домашнего хозяйства крестьян, когда имущества сии переходят к лицам того же состояния;
4) имущества, поступающие в пользу казны, благотворительных, ученых или учебных учреждений, церквей, монастырей и церковных причтов.
и 5) домашняя движимость (кроме капиталов), не приносящая дохода и не составляющая предмета торговли или промысла лица, оставившего наследство.
С остальных наследств пошлины взимаются в размере, соответствующем степени родства наследников к наследодателю. С наследств, переходящих по прямой нисходящей или восходящей линии, а также к усыновленным детям и супругам детей и от одного супруга к другому берется 1 % с цены наследства.
С имущества, переходящего к пасынкам и падчерицам и к братьям и сестрам, как родным так и сводным берется 4%, – с родственников в боковой линии третьей и четвертой степеней взимается 6 %; наконец, родственники дальнейших степеней родства и не родственники платят 8%.
Для оценки земель, переходящих безмездными способами, установлена особая табель для разных местностей Империи. В таком же размере пошлины взимаются и с дарений.
Долговые претензии, переходящие к наследникам, входят в оценку имущества, и пошлины с них не берутся или возвращаются только в случае, если доказано, что по этим претензиям взыскание произведено быть не может. Долги, лежащие на наследстве, при оценке последнего, вычитаются из него.
Этого не делается во Франции, против чего сильно восстает Леруа-Болье, полагающий, что можно принять меры, предупреждающие фиктивное обременение имуществ долгами с целью уменьшить величину пошлин, какие придется платить наследникам.
Пошлины с безмездного перехода имуществ дали в 1901 г. 6 1/3 м. р. Эта цифра является ничтожною, если ее сравнить с тем, что получается от названных пошлин в некоторых других государствах. Напр., в Англии сборы с наследств дали в 1901 г. около 13 м. ф. ст.
В России нет никакого налога, который заменял бы пошлины с наследств для имуществ, принадлежащих юридическим лицам, так что даже торговое дело, ведомое одним семейством, чрез обращение его в торговый дом, этим самим освобождается от пошлин с наследств.
Кроме рассмотренных в наших росписях в категорию пошлин отнесены еще судебные пошлины, а также некоторые сборы, в сущности являющиеся налогами.
Совсем особую категорию пошлин составляют так называемые судебные пошлины, каковые вносятся при обращении в судебные учреждения и при сношениях с этими последними. Судебные пошлины, являясь оплатой услуг судебных учреждений, имеют еще значение средства обеспечивать правильность судебных жалоб и исков.
Конечно, правая сторона должна быть освобождена от уплаты пошлин за восстановление ее прав, а потому судебные издержки, а в составе последних и уплаченные пошлины, обыкновенно присуждаются и взыскиваются с проигравшей стороны.
Постановления о сборах, взимаемых при судопроизводстве в общих судебных установлениях, содержатся в Уставе Гражданского Судопроизводства, а сборы при судопроизводстве в коммерческих судах в Уставе Судопроизводства Торгового.
Вообще, производство по делам уголовным свободно от гербового сбора и судебных пошлин. От гербового сбора освобождается также производства у Мировых Судей и в Мировых Съездах и у Земских Начальников и Городских Судей.
Но с дел гражданских, производящихся в Мировых судебных установлениях взимаются в пособие городу или земству на содержание означенных установлений судебные пошлины и сбор с бумаги.
Первая взыскивается с каждого искового прошения, встречного иска, прошения третьих лиц о вступлении в дело, отзыва на заочное решение и апелляционной жалобы, в размере 1 коп. с каждого рубля исковой или оспариваемой суммы. По делам, не подлежащим оценке, судебная пошлина определяется Мировым Судьею, при постановлении решения, в размере не свыше 5 руб.
Сбор с бумаги взимается в размере 10 к. с каждого листа поданной по гражданскому делу просьбы и приложений к ней, равно с каждого листа бумаг, как поступающих от тяжущихся, так и с исполнительных листов, копий решений, справок и т. п. С прошения, заявленного словесно, сбор взыскивается за 1 лист. Иски, цена коих не превышает 10 руб., освобождаются от пошлины и сбора.
Такие же сборы взимаются с дел гражданских, производимых у Земских Начальников и Городских Судей.
Лица, признанные Судьею или Земским Начальником несостоятельными к уплате пошлины и сборов, освобождаются от таковых.
В общих судебных местах при производстве гражданских дел взыскиваются так называемые судебные издержки, которые суть четырех родов: гербовые пошлины, судебные пошлины, канцелярские пошлины и сборы по производству дел.
Гербовые пошлины взимаются по правилам, изложенным в Гербовом Уставе.
Судебные пошлины взимаются с исковых прошений, с прошений третьих лиц о вступлении в дело, отзывов на заочные решения и с апелляционных жалоб в размере 50 к. с каждой полной сотни рублей; за неполные сотни взыскивается за суммы, меньшие 50 руб., 25 коп. а за суммы свыше 50 руб. – 50 коп.
В делах, не подлежащих оценке, судебная пошлина определяется судом, при постановлении решения, в размере от 1 руб. до 50 руб. Если размер судебной пошлины не превышает 25 руб., то таковая оплачивается особыми марками (в 25 коп., 50 коп. 1 руб., 3 руб. и 5 руб.;) в прочих случаях она уплачивается деньгами.
Канцелярские пошлины взимаются при выдаче тяжущимся исполнительных листов, копий решений и документов, свидетельств, справок и т. п. в размере 40 коп. с листа, считая каждые 25 строк на страницу листа. К каждой бумаге, выдаваемой тяжущимся, из суда прилагается печать, за что взимается особая пошлина в 20 коп.
Сборы по производству дела взимаются на производство публикации о вызове ответчика, если истец не может указать место жительства, на прогоны Членов Суда, на вознаграждение экспертов и свидетелей.
Судебные и канцелярские пошлины обращаются в государственный доход, а сборы по производству дела – на предметы, на которые они взысканы.
Судебные пошлины приносят казне весьма мало. Так, в 1901 г. судебные пошлины и сбор с бумаги по делам, производящимся в судебных установлениях, дали всего 1765 тыс. руб.
Из прочих причисляемых у нас к пошлинам сборов заслуживаютвнимания по доходам, даваемым ими казне, следующие: сбор с пассажиров и грузов большой скорости, перевозимых по железным дорогам, и сбор с застрахованных от огня имуществ. Первый, взыскиваемый в размере 15% с платы, взимаемой железными дорогами, дал в 1901 г. 14.806 т.р.
С 1900 г. взимается еще 5 к. с пассажиров за одну поездку в пользу Российского Общества Красного Креста, а с отвозимых и привозимых по железным дорогам грузов взимается целый ряд сборов в пользу городских доходов на устройство подъездных путей к железнодорожным станциям.
Сбор с застрахованных от огня имуществ дал в названном году 4.087 т.р. В 1895 г. он был понижен, а сбор со страхования жизни отменен. Теперь с каждой тысячи суммы, в какую застраховано имущество, берется по 50 коп. в год или по 4 1/6 коп. за каждый полный и неполный месяц страхового срока, а с каждой полной или неполной сотни – по 5 коп. за год и по 5/12 коп. за месяц.
Если бы пошлина составила более 20% уплачиваемой страховой премии, пошлина взимается в размере 20% с премии. Пошлине не подлежит обязательное взаимное страхование и всякое перестрахование имуществ.
Существовавший у нас паспортный сбор отменен Законом 7 апреля 1897 г. Удержался лишь сбор с заграничных паспортов, увеличенный в 1900 г. с 10 р. до 15 р., причем дополнительные 5 р. взимаются в пользу Российского Общества Красного Креста.
У нас существуют разного рода другие пошлины, не имеющие существенного фискального значения. Некоторые из них находятся в ведении Министерства финансов; но и почти все прочие министерства заведывают какими-либо пошлинами.
Так напр., Министерство народного просвещения заведывает пошлинами с дипломов и свидетельств учебных заведении, Министерство иностранных дел – консульскими сборами, Министерство путей сообщения – судоходными сборами, мостовыми, сплавными и шоссейными и т. д.
Почти все эти сборы основаны на услугах, оказываемых правительственными учреждениями, и являются, таким образом, по своему существу настоящими пошлинами.
В этих пошлинах в последнее время было произведено много преобразований.
Так в 1896 г. с изданием Нового пробирного устава были преобразованы пробирные пошлины, причем предоставлены некоторые льготы кустарям.
В том же 1896 г. были изменены пошлины за выдачу привилегий на изобретения и усовершенствования. Прежде при испрошении привилегий на кратчайший из установленных сроков требовалось внесение сразу не менее 90 р.
По новому порядку при подаче прошения о выдаче привилегии взыскивается 20 р. на расходы на публикации и экспертизу, а затем за пользование привилегией взыскивается за первый год 15 р., за второй 20 р., за третий 25 р., за четвертый – 30р, за пятый – 40р., за шестой 50 р., за седьмой -75 р., за восьмой 100 р., за девятый – 125 р., за десятый – 150 р., за одиннадцатый 200 р., за двенадцатый – 250 р., за тринадцатый – 300 р., за четырнадцатый – 350 р. и за пятнадцатый – 400 р.
В 1896 г. были установлены пошлины за свидетельства на товарные знаки.
В 1898 г. был преобразован сбор с паровых котлов, подчиненных надзору правительственных техников. Прежде этот сбор взимался по количеству лошадиных сил машин, а ныне он исчисляется по площади нагрева котлов.
В 1899 г. был установлен сбор за выверку мер и весов в Поверочных Палатках.
Крайне важными для нашего народного хозяйства являются реформы, произведенные в последнее время в сборах по внутренним водяным путям сообщения.
Законом 22 июля 1896 г. был отменен 1/4 % судоходный сбор с ценности грузов, отправляемых по внутренним водяным путям сообщения Империи, а Законом 21 февраля 1900 г. и сбор с накладных и др. т. п. документов, предъявлявшихся начальникам судоходных дистанций для исчисления вышеназванного сбора.
Казна получала от этих сборов мало; а между тем они очень стесняли и затрудняли передвижение грузов по нашим водяным путям сообщения. На таковых сохранились лишь некоторые специальные сборы на улучшение данного пути.
Особенно же много изменений в настоящее царствование было произведено в портовых сборах.
К концу истекшего столетия в сборах, взимавшихся в наших портах, с судов и грузов царила значительная пестрота. Рядом с общим для всех портов Империи ластовым сбором, во многих портах с судов и грузов взимались и иные разных наименований сборы, поступавшие частью в пользу казны, частью в пользу городских общественных управлений и иных местных учреждений.
Эти сборы в разных портах были крайне неравномерны: в одних портах взимался лишь казенный ластовый сбор, а в других еще особые якорные, маячные, баластные и другие сборы и т.д.
Законом 8 июня 1901 г. эти сборы преобразованы и объединены, и с 1902 г. взамен всех, взимаемых с судов и товаров в портах Империи сборов (кроме составляющих плату за услуги, напр. за пользование лоцманами и особыми портовыми приспособлениями) установлены 2 сбора: корабельный с приходящих в порты Империи и отходящих из них морских судов, и попудный с привозимых и отвозимых грузов.
Корабельный сбор соответствует прежнему ластовому и взимается во всех морских портах в размере 10 к. с тонны грузовой вместимости судов, но с судов, принадлежащих государствам, с которыми у России не заключено трактатов о торговле и мореплавании, берется 2 р. с тонны.
С судов, отходящих за границу и приходящих оттуда, корабельный сбор, взимается при каждом приходе в порт и отходе из порта; с судов под русским флагом, совершающих рейсы между русскими портами на разных морях и поддерживающих постоянные срочные сообщения между русскими и иностранными портами, кораб. сбор взимается один раз в навигацию, а с судов под русским флагом, совершающих плавание между портами, состоящими на том же море, кораб. сбор вовсе не взимается.
Попудный сбор установлен в 1/4, 1/2 и 1 коп. с пуда привозимых и отвозимых морем товаров, смотря по их роду, в тех портах, где до того существовали различные сборы с товаров.
При этом низшие ставки назначены для хлебных и других сельскохозяйственных грузов, для строительных материалов и топлива. С товаров, перевозимых из одного русского порта в другой, попудный сбор взимается в размере 1/3 нормальных ставок.
Корабельный и попудный сборы взимаются таможнями, передающими их в Казначейства, которые зачисляют 2/5 их в доход казны, а 3/5 в специальные средства Комитета по портовым делам, перешедшего по Закону 11 ноября 1902 г. из Министерства финансов в учрежденное названным законом Главное управление торговым мореплаванием и портами.
Этот комитет ежегодно передает из них городским общественным управлениям и иным местным учреждениям суммы, необходимые, как на надобности портового благоустройства, так и на общие нужды портовых городов.