Секундантами называются те лица, которые, по приглашению вызвавшего и вызванного на поединок, имеют своей обязанностью руководить поединком и наблюдать, чтобы он происходил правильно, соответственно предварительному соглашению сторон, а также общепринятым обычным правилам поединка в отношениях, не предусмотренных этим соглашением.
Добросовестное исполнение обязанности секунданта вовсе не обнаруживаем ни малейшего состояния преступности, а между тем имеет весьма важное значение. В виду этого, добросовестное исполнение этой обязанности не должно считаться преступным деянием и облагаться наказанием.
Наше уложение о наказаниях далеко отступает от этого взгляда, так как признает преступлением для секунданта умышленное или неосторожное неупотребление всех возможных средств для убеждения противников: как перед поединком, так и при самом поединке, к отказу от вступления в бой или от продолжения боя (1507).
Уложение о наказаниях не признает секундантства соучастием в преступлении поединка, но предусматривает некоторые из деяний секундантов, в качестве преступлений того же особого рода, как и поединок, но особых видов (1504/6; 1507-1508; 1510 ч. 2). Эти секундантские преступления имеют, по уложению о наказаниях, 4 вида.
Секундантское преступление 1-го вида представляет собой противозаконное, виновное, умышленное или неосторожное неупотребление всех возможных средств секундантом: как перед поединком, так и при самом поединке, для убеждения противников к отказу от вступления в бой или от продолжения боя (1507).
Этот, вид преступления подразделяется на два подвида. Один из них имеет место в случае окончания дуэли смертью или смертельной раной и влечет заключение в крепости от 4 до 8 месяцев, а другой выступает, при всяком ином исходе дуэли, и ведет к заключению в тюрьме от 2 до 4 месяцев.
Секундантское преступление 2-го вида есть противозаконное, виновное, умышленное допущение условия секундантом между противниками биться на смерть (1504/6 ч. 2). Наказание – крепость от 2 до 4 мес.
Секундантское преступление 3-го вида представляет собой, по уложению о наказаниях (1510), виновное, умышленное способствование секунданта нанесению смерти или тяжкой раны противником противнику на поединке изменническим способом. Этот вид преступления подразделяется, по уложению о наказаниях, на два подвида.
Один из них имеет место в случае способствования секундантом нанесению смерти изменническим способом и влечет за собой каторгу на 20 лет (1510 в связи с 1454), а другой выступает в случае способствования секундантом нанесению тяжкой раны изменническим способом и ведет к каторге на срок от 4 до 6 лет (1510 в связи с 1477/6).
Этот взгляд уложения о наказаниях совершенно не правилен. С точки зрения уголовной политики, руководимой интересами народного благосостояния, нет никакого основания к признанию, что преступное умышленное способствование секунданта нанесению смерти или тяжкой раны противником противнику на поединке изменническим способом составляет преступление того же особого рода, как и поединок, но только принадлежит к особому виду.
Напротив, при правильной классификации преступлений, с этой точки зрения, следует признать, что преступное умышленное способствование секунданта нанесению смерти противником противнику на поединке изменническим способом принадлежит к числу преступлений против жизни.
Если секундант способствовал нанесению смерти и притом способствовал своим действием, то он виновен в соучастии в квалифицированном убийстве. Если же он способствовал нанесению смерти, но способствовал тем, что допустил ее нанесение своим бездействием; то он виновен в преступлении квалифицированного допущения смерти.
Точно также и преступное умышленное способствование секунданта нанесению тяжкой раны противником противнику на поединке изменническим способом должно быть отнесено, при правильной классификации преступлений, к числу преступлений против телесной невредимости.
Если секундант способствовал нанесению этой раны и притом способствовал своим действием, то он виновен в соучастии в квалифицированном поранении. Если же он способствовал нанесению тяжкой раны, но способствовал тем, что своим бездействием допустил ее нанесение, то он виновен в преступлении квалифицированного допущения поранения.
Сделав эти замечания, вернемся к рассмотрению секундантских преступлений, предусмотренных уложением о наказаниях, в качестве преступлений, однородных с поединком, но принадлежащих к особым видам, и скажем несколько слов о секундантском преступлении 4-го и притом последнего вида.
Секундантское преступление 4-го вида представляет собой запрещенное уголовным законом, виновное, умышленное побуждение противников секундантом к начатию, продолжению или возобновлению поединка (1508). Наказанием служит заключение в крепости от 2 лет и 8 мес. до 4 лет.
Признавая подстрекательство поединщика не соучастием в преступлении поединка, a преступлением особого вида, наше уложение о наказаниях (1500; 1512) последовательно проводит эту точку зрения и относительно некоторых других предусмотренных им действий, подстрекающих к поединку.
Уложение о наказаниях предусматривает 3 подвида этих преступных подстрекающих действий.
1-й подвид составляет запрещенное уголовным законом, виновное, умышленное побуждение человека к поединку не секундантом, но другим человеком, находящимся в состоянии вменяемости, завершившееся поединком (1500 ч. 1). Наказаниями служат: высшим – заключение в крепости от 1 года и 4 мес. до 4 лет, а низшим – заключение в тюрьме от 4 мес. до 1 г. и 4 мес. Те же наказания полагаются и за два других подвида.
2-й подвид представляет собой запрещенное уголовным законом, виновное, умышленное побуждение человека к поединку не секундантом, но другим человеком, в состоянии вменяемости, посредством упрека или даже оскорбления „словами или делом” за невыход на поединок по полученному вызову или за обход поединка примирением с противником, завершившееся поединком между противниками (1512 в связи с 1500 ч. 1).
Если это оскорбление не вызвало поединка, то оскорбитель подлежит наказаниям, положенным за более или менее тяжкие обиды (Ул. 1512. – См. Уст. о нак. 130; 133-134).
3-й подвид составляет запрещенное уголовным законом, виновное, умышленное побуждение человека не секундантом, но другим человеком, находящимся в состоянии вменяемости, к нанесению тяжкого оскорбления третьему лицу, с целью подачи повода к поединку между оскорбителем и оскорбленным, завершившееся этим поединком (Ул. 1500 ч. 2).
Таким образом не удавшееся подстрекание к поединку не преступно, но если средством подстрекания было оскорбление, то подстрекавший подлежит наказанию за нанесенное им оскорбление (Ул. 1512).
Что касается до врачей, приглашенных на поединок для подачи помощи раненным, то на этих врачей, в интересах человеколюбия и обеспечения врачебной помощи раненным и умирающим, не возлагается законом никакой обязанности препятствовать осуществлению поединка (Ул. 1507 прим.).
За то наше уложение о наказаниях, вопреки требованиям разумной уголовной политики, налагает на посторонних лиц христианской веры, присутствующих на поединке, уголовно-правовую обязанность убеждать вышедших на поединок к примирению.
Так, если христианин, находясь в состоянии вменяемости, присутствует на поединке, но не принадлежит к числу противников, секундантов и врачей, приглашенных для оказания врачебной помощи раненным, то он обязан убеждать вышедших на дуэль к примирению. За неисполнение же этой обязанности, в случае окончания дуэли нанесением тяжкой раны или смерти, он подлежит церковному покаянию (Ул. 1511 в связи с 1521).