Промысловые государственные имущества. Горные промыслы. Отношение к горной промышленности иностранных законодательств. Горная регалия и горная свобода. Горные промыслы в России. Вопрос об отчуждении казенных горных промыслов. Горные подати.

Крупную категорию государственных имуществ составляют теперь промысловые имущества. Наиболее древними из них были горные промыслы, каковыми владели еще государства классического мира.

К горной промышленности в обширном смысле относится добывание металлов и минералов и других всевозможных продуктов минерального царства, а также обработка этих продуктов.

Широкого развития горная промышленность достигла в средние века в некоторых германских государствах, именно в Саксонии, в Богемии и в Тюрингенских государствах. Здесь выработалось также обширное горное право, послужившее впоследствии образцом для горного законодательства некоторых других государств.

В средние века горное дело было в Германских государствах регальным. Идея горной регалии состоит в том, что все находящееся в недрах земли принадлежит государству.

Если к занятию горною промышленностью допускались частные лица, хотя бы владельцы земли, в которой находились какие-либо горные богатства, то не иначе как под условием уплаты известных налогов; но в этих горных податях видели не столько настоящие налоги, сколько видоизменение горной регалии.

Горная регалия привела к так называемой “горной свободе”, состоявшей в праве каждого частного лица производить розыски регализированных ископаемых продуктов на всех землях.

В средние века объявление горной свободы происходило вследствие фискальных соображений, так как доходность горной регалии обусловливалась возможно большим развитием горной промышленности и привлечением к последней возможно большего числа частных лиц. Но горная свобода, вместе с тем, соответствовала и народнохозяйственным интересам.

Следы горной регалии держатся во многих законодательствах до настоящего времени и выражаются в ограничении владельцев поверхности земли в распоряжении ее недрами. Точно также во многих государствах существует горная свобода.

Горное законодательство разных стран прекрасно рассмотрено в трудах А. Штофа “Сравнительный очерк горного законодательства в России и Западной Европе”, 1882 г. и “Горное право”, 1896г.

Современные государства придерживаются разнообразной политики относительно горной промышленности. Последняя предоставлена вполне частной инициативе в Англии. Здесь землевладельцы являются неограниченными собственниками продуктов, заключающихся в недрах принадлежащих им земель.

В Англии только золото и серебро составляют регалии; но месторождения этих металлов в Англии ничтожны. Вообще можно сказать, что в Англии нет ни горной регалии, ни горной свободы.

Большинство же современных законодательств признает в известных пределах и горную регалию и горную свободу, причем та и другая обыкновенно распространяются лишь на некоторые продукты горного царства.

Так, французское право различает 3 категории горных промыслов:

1) mines, куда относятся разные пластовые и жильные руды и залежи некоторых, особо поименованных минералов, напр., соли и каменного угля, для разработки которых необходима концессия от правительства, причем концессия на разработку их может быть выдана, помимо владельцев поверхности, и посторонним лицам;

2) minieres, к которым относятся железные руды, образованные действием аллюмиальных сил, залежи колчедана, квасцов и торф; мinieres могут быть разрабатываемы владельцами поверхности земли без правительственной концессии; но, в случае не разработки их, концессия может быть выдана и посторонним лицам;

3) carrieres – каменоломни, относительно которых право частного владения и распоряжения не ограничивается.

Такая же смешанная система горного законодательства существует в Бельгии, Австрии, Венгрии и Пруссии. Особенно прочно держатся начала горной регалии в Австрии, в которой регалия распространяется на целый ряд ископаемых и, между прочим, на поваренную соль, составляющую в Австрии предмет казенной монополии.

Во всех названных государствах, за исключением Пруссии, с частных горных промыслов взимаются особые горные подати; в Пруссии же взимание таковых прекращено с 1895 г.

Что касается казенных горных промыслов, то таковых еще много в Австрии, Испании и Пруссии и в других германских государствах. Доходы от этих промыслов являются частно-хозяйственными государственными доходами, так как они получаются казною на началах конкуренции с частными горными промыслами.

В России горное дело начинает распространяться и развиваться с Петра Великого, хотя некоторые зачатки горной промышленности были на Руси и до Петра.

Петр Великий придавал большое значение горному делу и стремился всячески к его развитию. В 1719 г. он издал, так называемую “Берг-Привиллегию”, в которой регламентировались разные стороны горного дела. Эта Берг-Привиллегия послужила основанием для дальнейшего русского горного законодательства.

Петр смотрел на горное дело, как на регалию, что видно из следующих слов одного из его манифестов: “Нам одним, яко монарху, принадлежат рудокопные заводы и их делание”. Несмотря на это, Петр не только разрешал частным лицам заниматься горным делом, но даже поддерживал и поощрял частную горную промышленность.

Лицам, устраивавшим горные заводы, оказывалась от казны всевозможная помощь даровою нарезкою земель и лесов, припиской крестьян, разрешением владеть крестьянами лицам, которые этого права не имели, и т. д. К горной промышленности были допущены и иностранцы наравне с русскими.

Петр Великий разрешал всякому желающему производить розыски и обработку металлов и минералов повсеместно, как на собственных, так и на чужих землях. Другими словами, он ввел начало горной свободы. Но частные лица, занимавшиеся горной промышленностью, обязаны были вносить в казну особые сборы, так называемую горную десятину.

А относительно золота, серебра, меди и селитры было установлено в пользу казны jus pracemptionis. Поименованные продукты должны были быть представляемы в казну за установленную цену и могли быть продаваемы частным лицам лишь в том случае, когда казна не нуждалась в них или не располагала средствами к их покупке.

Петр Великий учредил также несколько казенных горных заводов.

Екатерина II в 1782 г. отменила горную регалию и горную свободу. Производить розыски продуктов горного царства и основывать заводы для их разработки разрешалось лишь на собственных землях, а на чужих не иначе, как по добровольному соглашению с владельцем земли.

По мнению некоторых исследователей истории русского горного дела, эта мера, навеянная физиократическими идеями, сильно затормозила развитие русской горной промышленности.

Основные начала Екатерининского горного законодательства продолжают действовать по отношению к горной промышленности на частных землях и в настоящее время. Что же касается казенных земель, то на таковых с 1806 г. было предоставлено частным лицам свободное право производить розыски руд.

А в 1870 году была введена в губерниях Царства Польского горная свобода относительно некоторых ископаемых (железных, цинковых и свинцовых руд и ископаемых углей). Такое облегчение частной горной промышленности в Царстве Польском вызвало здесь большое оживление частной предприимчивости в горном деле, причем особенно развилась добыча каменного угля.

Следы горной регалии сохранились у нас до сих пор и выражаются в том, что в нашем Горном Уставе содержатся нераздельно постановления о казенных и частных горных промыслах.

Наша горная администрация неоднократно меняла свой характер. При учреждении министерств, горное дело было подчинено Министерству финансов по особому департаменту, с 1874 г. Горный Департамент переведен в Министерство государственных имуществ.

При Императоре Николае Павловиче горная администрация была организована совершенно на военный лад и составляла особый Корпус Горных Инженеров. В 1867 г. военные горные чины были переименованы в гражданские.

Главное управление горною участию в Российской Империи и казенными горными промыслами сосредоточено в Министерстве земледелия и государственных имуществ. Только горными промыслами и заводами Кабинета Его Императорского Величества управляет Министерство Императорского Двора, а горными промыслами на казачьих землях Войска Донского – Военное Министерство.

Министр земледелия и государственных имуществ является главноуправляющим горною частию, которою он заведует посредством Горного Департамента, Горного Совета, Горного Ученого Комитета и местных горных установлений.

Для местного управления горною частью Российская Империя разделена на 10 горных областей, подразделенных на 38 горных округов, в каждом из которых существует окружной горный инженер для надзора за частными горными промыслами и заводами.

Казенными горными заводами заведуют горнозаводские округа и округи (заводский округ обнимает обыкновенно несколько заводов, а заводскую округу образует каждый казенный завод, с отведенными к нему землями).

Горнозаводский округ не следует смешивать с Горным округом: последний является территорией, вверенной для надзора за частною горною промышленностью. Окружному инженеру, а первый является совокупностью казенных горных промыслов и заводов, которыми заведует стоящий во главе горнозаводского округа горный начальник.

Русский Горный Устав делит горные промыслы и заводы на казенные и частные и подразделяет последние на посессионные, т. е. такие, которые получают от казны пособие в каком бы то ни было виде, и на частные, не получающие от казны никакого пособия, называемые в Горном Уставе “владельческими”.

Посессионные промыслы, как пользующиеся казенною поддержкою, подчинены в известной степени казенной администрации, а при существовании у нас горных податей уплачивали таковые в более значительном размере.

С отменою крепостного права, большое число посессионных промыслов было переименовано во владельческие, именно те, которые принадлежали не дворянам, и привилегия которых состояла в праве владельцев промыслов приписывать к последним крестьян, тогда как крестьянами по общему закону могли владеть только дворяне.

В настоящее время посессионные промыслы получают пособия от казны главным образом в землях или в лесах.

Казенные горные промыслы приносят двоякого рода доходы: 1) они могут непосредственно удовлетворять потребности разных ведомств в минералах, металлах и изделиях из последних, 2) они могут давать прибыль чрез продажу металлов и минералов частным лицам и посредством исполнения частных заказов.

В последнее время часто раздаются голоса за отчуждение казенных горных промыслов, причем ссылаются обыкновенно на то, что казна и в горном деле является плохим хозяином, – одним словом, те же соображения, какие выставляются сторонниками отчуждения всех вообще государственных имуществ.

Но горная промышленность опять-таки имеет в народном хозяйстве столь важное значение, что она, подобно лесам, никак не может быть вполне предоставлена произволу частных лиц. Многие крайне необходимые для человечества продукты минерального царства, напр. нефть и каменный уголь, имеются в природе в ограниченном количестве и искусственному размножению не поддаются.

Забота о сохранении и правильной эксплуатации этих горных богатств несомненно лежит на государстве. Это достижимо лучше всего, если в руках государства сохраняется некоторое количество горных промыслов.

Весьма правильно смотрит на дело Леруа-Болье, который различает характер горных промыслов, количество и расположение в природе разных металлов и минералов и значение их в народном хозяйстве. При этом Леруа-Болье отделяет вопрос о принадлежности государству горных промыслов от вопроса о казенной или частной их эксплуатации.

Он высказывается за сохранение в собственности государства залежей и месторождений некоторых минералов и металлов; но восстает против существования казенных горных заводов и вообще против казенной эксплуатации горных промыслов.

“Не следует усложнять”, говорит Леруа-Болье, “уже без того сложных функций государства. На последнем и так лежит уже столько обязанностей по части защиты страны от внешних и внутренних врагов, по сооружению и содержанию в порядке путей сообщения, по заботам о народном просвещении и здравии, что всегда следует крайне осторожно возлагать на него новые функции.

Ведь, силы государства также не безграничны, не говоря уже о трудности подыскать массу необходимых для ведения казенных горных промыслов подготовленных и добросовестных людей и организовать контроль над последними”.

Если держаться таких воззрений, то самым рациональным способом пользования казенными горными промыслами явится отдача последних в аренду, на условиях, предупреждающих их от хищнической эксплуатации.

Непосредственная эксплуатация казною принадлежащих ей горных промыслов по большей части оказывается невыгодною и в финансовом отношении. Лучшим примером этого служит Пруссия, где, несмотря на прекрасную организацию казенного горнозаводского хозяйства, последнее тем не менее приносит ничтожный чистый доход.

В России имеется еще много казенных горных заводов, с огромным количеством приписанных к ним земель и лесов. Эти заводы расположены преимущественно на Урале. Их фискальное значение сводится почти к нулю. Случается даже, что они работают в убыток. Так, напр., в 1896 г. они дали ½ м.р. убытка.

В 1901 г. их валовой доход составил 11 3/4 м. р., а операционные расходы – 10 3/4 м. р., так что их чистый доход в названном году равнялся одному миллиону рублей.

Неоднократно возбуждался правительством вопрос о продаже казенных горных заводов. Командированный на Урал для изучения положения этих заводов В. П. Безобразов также высказался за их продажу. Некоторые из казенных горных заводов и были проданы в 70-х годах. Но с продажею остальных приостановились.

Наш Горный устав, говоря о казенных горных заводах отодвигает фискальную сторону дела на задний план. Именно, 38 ст. Горного устава говорит, что главное начало, на котором должны быть устраиваемы и ведомы каз. горн. заводы, состоит в том, чтобы они содействовали частной промышленности, а не были ей преградою.

Главное же назначение наших каз. горн. заводов служить потребностям военного и морского ведомств. Но каз. заводы исполняют и частные заказы, а остатки металлов и минералов продаются, преимущественно на Нижегородской ярмарке.

Наш Горный устав содержит и постановления о горной подати, взимавшейся до последнего времени с частных горных промыслов. Горная подать взималась с золота, платины, серебра, меди, чугуна и ртути.

Но при преобразовании нашего промыслового обложения в 1898 г. и введении нового Монетного устава в 1899 г. горные подати, за исключением подати с золота и платины, были отменены. Частные горные промыслы были подвергнуты государственному промысловому налогу.

А Закон 12 марта 1901 г. распространил государственный промысловый налог и на предприятия, добывающие золото или платину, за исключением казенных золотых и платиновых промыслов и земель, сданных в аренду на особых условиях, и предприятий по добыче золота и платины, уплачивающих горную подать в доход Кабинета Его Императорского Величества.

You May Also Like

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.

More From Author

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.