В таинстве священства, посредством архиерейского рукоположения, низводятся на посвящаемого особые дары Божией благодати, необходимые для прохождения пастырского служения. Акт православного посвящения называется в применении к высшим степеням (причем к высшим относятся и диаконы) хиротонией, в применении к низшим – хиротезией.
Впрочем, эта терминология, твердо установившаяся в настоящее время у наших богословов, не соответствует древне-церковной: в древности означала скорее момент юридический (т. е. избрание или вообще определение на должность), чем религиозный, и напротив слово означало собственно посвящение чрез возложение рук.
Позднее оба термина стали употребляться смешенно, и наконец последний термин специализировался в смысле посвящения в низшие степени. В католической церкви акт посвящения – и в высшие, и в низшие степени – называется ординацией, посвящение в епископы консекрацией.
Посвящение епископа совершается в православной церкви, на основании 1 апост. правила, двумя или тремя епископами; католическое церковное право, опираясь на прецеденты из древней церковной истории, признает действительным посвящение, совершенное одним только епископом. В остальные степени духовной иерархии посвящает епископ.
Древнее церковное право сливало акт посвящения с юридическим актом определения на должность. Собор халкидонский (6 прав.) прямо и решительно воспретил, или, как в латинском переводе, absolute ordinare, т. е. посвящать отрешение от места или должности, другими словами без точного назначения или определения лица посвященного к городской церкви, к сельской церкви, к мученическому храму, или к монастырю: такое абсолютное посвящение собор определил считать недействительным.
Но уже и на востоке от этого правила отступали, как это видно из замечательной новеллы Алексея Компена 1107 г. из которой явствует, что при константинопольской софийской церкви состояла масса лиц, не получавших никакого содержания и живших лишь надеждой на получение должности.
Зонара под 6м пр. халкид. говорит, что в древности не только архиереи рукополагались во епископы того или другого города, но и священники и диаконы и прочие клирики прямо были наименовываемы священниками и проч. такой-то церкви, а “ныне (т. е. в XII в.) это совсем оставлено”.
На католическом западе абсолютные посвящения в средние века сделались даже правилом. Ординация рассматривается в католическом церковном праве, как акт чисто сакраментальный, влекущий за собой сакраментальные же, а не юридические последствия, сообщающий лишь духовную способность, без приурочения ее к определенному месту служения или к должности.
Должность в юридическом смысле предоставляется посвященному лицу чисто юридическим же актом, называемым законной миссией, или законным поручением (missio legitima).
Получаемая в посвящении способность, по католическому воззрению, неизгладима (character indelebilis); тоже воззрение проводится в некоторых восточных исповеданиях веры, но не делается отсюда тех выводов, которые делаются в католицизме.
Практические неудобства, которые могли бы возникать из посвящения, без определения в то же время посвящаемых к должности, служащей источником материального обеспечения для духовного лица, устранены были в католической церкви требованием т. н. titulus ordinationis, т. е. имущественного обеспечения. Таким титулом может быть
1) titulus beneficii, т. е. церковная должность, на которую посвящающий имеет в виду определить посвящаемого непосредственно после посвящения,
2) titulus patrimonii, собственное имущество, достаточное для безбедного существования,
3) titulus pensionis – обеспечение со стороны третьего, состоятельного лица,
4) titulus paupertalis у монахов нищенствующих орденов и titulus religiosae professionis у монахов вообще, т. е. обеспечение монастырским содержанием,
5) titulus missionis, т. е. посвящение с целями миссии, откуда само собой вытекает обеспечение содержания из средств конгрегации de propaganda fide,
6) titulus mensae (со времени секуляризации церковных имений) – обеспечение на счет государя, государственной казны или какого-нибудь учреждения на время, пока посвящаемый не получит обеспечивающий его существование церковной должности.
Епископ, посвящающий кого-либо без ординационного титула, обязывается содержать посвященного на счет доходов своего архиерейского дома (mensa episcopalis).
В евангелической церкви удержался термин: ordinatio, но ординация не признается за таинство, которое обещало бы ординируемому какую-либо духовную способность. Этот акт должен означать определение на должность: совершитель его – ординатор (супер-интендент) рассматривается не как высшая степень священства, а как правительственный орган, совершающий юридический акт. На самом деле эта точка зрения не выдерживается.
С точки зрения русского православного церковного права, необходимо должны быть различаемы два момента: сообщение рукополагаемому духовной способности и юридическое определение его на должность. Наши предки хорошо различали эти два момента.
Напр. в Новгороде между избранием владыки, после которого он возводился на “сени” или “во двор владычний”, с тем, чтобы управлять новгородскими церковными делами, и между посвящением его, проходило иногда 5-6 лет.
А по отношению к приходскому духовенству до Петра Великого разъединение или распадение двух моментов доходило до того, что, по замечанию духовного регламента, самое посвящение превращалось в абсолютное, хотя номинально практика церковная держалась буквы халкидонского канона.
Правда, посвящаемый назначался на определенное место, но раз посвященный и определенный в какой-либо приход, он мог быть через месяц уволен прихожанами, или, оказавшись лишним, сам уйти, и, сохранив свою духовную способность, “шататься семо и овамо”, как выразился духовный регламент, т. е. странствовать по русской земле, для отыскания должности и вместе средств к существованию.
Духовный регламент решил положить конец этому беспорядку установлением приходских штатов и требованием, чтобы в самом прошении кандидата об определении в духовную должность была обозначена “руга или земля, священнику прихода оного определенная”, другими словами установлением титула для посвящения, который на западе, даже при абсолютных ординациях, предохранил духовенство от “шатания семо и овамо” в поисках за средствами к существованию.
Определение на должность и посвящение в духовный сан в настоящее время различаются таким образом, что хиротонии во епископа предшествует “наречение”, т. е. объявление высочайшей воли об определении данного лица на данную епископскую кафедру, а посвящению в остальные степени священства предшествует выдаваемый из консистории указ об определении на должность, так что посвящение совершается уже над лицом, которому указано определенное место служения.
Различие между обоими моментами обнаруживается далее всякий раз, как духовное лицо лишается должности, отрешается от должности, исключается за штата, без лишения в то же время духовной особности, полученной им при посвящении.
Кроме того, нужда по-видимому заставляет наше церковное правительство вообще отказаться от буквального соблюдения халкид. канона: признано необходимым посвящать бесприходных священников и диаконов для законоучительства, для заведывания церковно-учительским школам, а также на должность, уездного наблюдателя церковно-приходских школ.
При совершении акта посвящения, кроме того, что посвящаемый должен удовлетворять разным каноническим условиям (см. сл. §), необходимо соблюдение следующих формальных требований:
1) не допускается посвящение в высшие степени с обходом низших (ordinatio per saltum), т. е. движение по иерархической лестнице вверх должно быть последовательное; в особенности воспрещено посвящение мирянина во епископа, хотя в церковной истории и бывали случаи этого рода, и хотя в CXXIII нов. Юстиниана был установлен известный срок (3 месяца), в течение которого мирянин, избранный в епископы, изучает свящ. правила и церковное богослужение, ибо после посвящения неудобно учиться тому, кто сам должен учить других;
2) воспрещается номинальное только соблюдение последовательности, т. е. посвящение без промежутков (interstitia) между отдельными степенями: впрочем, в восточном каноническом праве не определено, насколько длинны должны быть эти промежутки, напр. в церкви королевства греческого действует правило, что между посвящением во диакона и посвящением во пресвитера должен пройти по крайней мере месяц, а в конст. патриархате после посвящения в пресвитеры возможно на другой день посвящение в архиереи;
3) не допускается посвящение разом нескольких лиц в одну и ту же степень (высшую) за одной и той же литургией, как это делается в католической церкви и как, по примеру ее, делалось в юго-западной Руси;
4) не допускается посвящение некомпетентным епископом не подлежащих его власти лиц;
5) посвящение у нас не приурочивается к какому-либо определенному времени, как в католической церкви, где оно приурочивается к четырем постам, соответствующим четырем временам года, и даже к определенным дням, что стоит в связи с абсолютными посвящениями и с одновременным посвящением нескольких лиц разом.