Всякое законоположение возникает по мере того, как сама жизнь ставит праву вопросы, требующие разрешения. Ввиду необозримого множества общественных потребностей каждое законодательство представляет такую же необозримую массу законов, возникших в разное время и по различным поводам.
Это обилие законов чрезвычайно затрудняет знакомство с ними, что в свою очередь затрудняет возможность применять их в жизни. Для того чтобы облегчить как знакомство с законами, так и пользование ими, необходимо привести их в порядок, в известную систему.
Возникая в различное время, в силу различных потребностей и под влиянием различных воззрений, законы часто оказываются противоречащими одни другим. Законодательные учреждения также не всегда руководствуются одинаковыми воззрениями, вследствие чего и законы, ими издаваемые, сплошь да рядом не гармонируют между собою.
Отсюда возникает потребность в обработке, которая сводила бы существующие законы в одно целое и приводила бы их в порядок. Такая систематическая обработка действующего законодательства может совершаться, или в форме инкорпорации или в форме кодификации.
Инкорпорация представляет такую обработку законодательства, которая не вносит в нее никаких новых начал. Это – внешняя систематическая обработка действующих узаконений, которая облегчает пользование ими, располагает их в систематическом порядке, но оставляет без изменения их внутреннее содержание.
Примером инкорпорации может служить русский Свод законов, представляющий собрание узаконений Российской империи в систематическом порядке, но без всякого изменения их существа.
Сборники законов, составленные посредством инкорпорации, называются сводами.
Отличие их от уложения в том и состоит, что свод заключает в себе чисто внешнюю систематическую обработку законов, тогда как уложение представляет такой систематический сборник, в котором все приведено в полное согласие и законы не только собраны, но и переработаны соответственно определенным началам, благодаря чему сборник составляет нечто логически целое.
Кодификационная обработка может простираться на все законодательство или только на часть его. Под кодификацией разумеется такая обработка действующего права, которая не ограничивается приведением его в порядок, но вносит в него внутреннюю связь и единство.
Собирая отдельные законодательные акты в систематическом порядке, инкорпорация не приводит их в согласие, не устраняет противоречий, если они существуют. Кодификация, напротив, строит все законодательство на однородных началах, заботится о единстве и цельности его.
Кодификатор не ограничивается собранием действующих законов: из целой массы существующих законов он должен сделать выбор и отбросить все, что противоречит основаниям его системы. При кодификации приходится, с одной стороны, отбросить часть старых норм, с другой – создать целый ряд новых, и результатом кодификации является не свод, а уложение.
В то время как инкорпорация только облекает в новую форму старый материал, кодификация представляет собой в полном смысле слова новый законодательный акт. В нашем отечестве примером кодификации могут послужить знаменитые Судебные уставы Императора Александра II.
Определив отличительные черты обоих способов систематизации действующего законодательства, рассмотрим с этой точки зрения отечественное законодательство.
Кроме текущего “Собрания узаконений и распоряжений правительства”, издаваемого с 1863 г., у нас существуют еще два сборника законов: 1) Полное собрание законов, содержащее все узаконения, от Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 года до настоящего времени в хронологическом порядке, и 2) Свод законов, представляющий систематический сборник действующего законодательства.
Как полное собрание, так и свод не представляют законченной картины русского законодательства, связанной с известным историческим моментом его развития, а служат, по выражению проф. Коркунова, как бы зеркалом, отражающим в себе последовательные изменения нашего законодательства.
Еще в царствование Петра I и затем в течение XVIII и начале XIX столетия делались попытки составить взамен Уложения 1649 г. новый кодекс, но все они не привели ни к каким практическим результатам. Отказавшись от мысли составить новое уложение, император Николай I решил ограничиться составлением сборника действующих законов и поручил это дело М. М. Сперанскому.
Для облегчения этой трудной задачи необходимо было прежде всего собрать весь законодательный материал, накопившийся с 1649 г.; и расположить его просто в хронологическом порядке.
Этот труд, начатый под руководством Сперанского, не прерывается и в настоящее время; и все собрание разделяется: на 1-е собрание, обнимающее собою в 45 томах все узаконения с Уложения 1649 года до 12 декабря 1825 года (издано в 1830 г.); 2-е собрание, заключающее в 55 томах законодательные акты царствований Николая I и Александра II от 12 декабря 1825 года до 28 февраля 1881 года.
3-е собрание начинается со вступления на престол императора Александра III (1 марта 1881 года), и, хотя обнародование законов с 1863 года совершается в особом Собрании узаконений, составление Полного Собрания решено тем не менее сохранить и на будущее время.
Собрание узаконений отличается от Полного собрания тем, что в первом законы печатаются в порядке их обнародования, а во втором – в порядке их утверждения. Для юриста, однако, большее практическое значение имеет Собрание узаконений, ибо для него важно знать, когда закон вступил в силу, а не то, когда он утвержден.
Полное собрание, впрочем, имеет важное значение для истории, а в сомнительных случаях может служить наиболее достоверным источником для уразумения смысла, цели и объема каждого действующего закона.
Полное собрание послужило материалом для составления сборника действующих законов, каковым и является Свод законов.
Последний отличается от Полного Собрания, во-первых, тем, что содержит в себе не все законы, а только те, которые сохраняют обязательную силу; во-вторых, действующие законы включены в Свод не целиком, а в извлечениях, в форме статей, под которыми сделаны ссылки на узаконения, послужившие для них основанием; в-третьих, порядок расположения отдельных законодательных актов в Своде не хронологический, а систематический.
По плану Сперанского, которому принадлежало главное руководительство в составлении Свода, в основание этой системы положено понятие о союзе государственном и гражданском, и сообразно с этим все законы разделяются на государственные и гражданские.
Государственные законы, с одной стороны, определяя существо государственного союза, с другой – охраняя права, из него вытекающие, разделяются на определительные и охранительные.
Законы гражданские, кроме того, были разделены на две группы, из которых одна обнимала законы союзов семейственных и общие законы об имуществах, а другая заключала в себе особенные законы, устанавливавшие порядок действия имущественных прав в их отношении к кредиту (государственному и частному), к промышленности, к торговле и т. д.
Но при соблюдении общей системы в целом Своде, в пределах каждой части отдельные статьи расположены не в систематическом порядке. Весь Свод распадался на восемь главных частей, или отделов, размещенных в 15 томах:
1) законы основные, определяющие существо верховной власти;
2) законы органические, определяющие устройство органов этой власти;
3) Законы правительственных сил, определяющие способы действия этой власти;
4) законы о состояниях, определяющие права и обязанности подданных по степени участия их в составе установлений и сил государственных;
5) законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения;
6) уставы государственного благоустройства, обнимающие особенные имущественные отношения;
7) уставы благочиния (законы полиции);
8) законы уголовные.
После первого издания 1832 года было еще два полных издания Свода законов – 1842 и 1857 годов; отдельные же тома и даже отдельные уставы издавались и пополнялись неоднократно до самого последнего времени. В 1892 году был составлен XVI т., обнимающий судоустройство и судопроизводство, которым раньше не было отведено особого места в системе Свода.
В настоящее время Свод состоит из 16 томов в разновременных изданиях.
Содержание Свода по отдельным томам представляется в следующем порядке:
Том I. ч. 1) Основные государственные законы. ч. 2) Высшие государственные учреждения.
Том II. Учреждения губернские и уездные: местные управления; положение об инородцах.
Том III. Уставы о службе гражданской.
Том IV. Уставы о повинностях.
Том V. Уставы о налогах, пошлинах, акцизных сборах.
Том VI. Устав таможенный.
Том VII. Устав монетный; устав горный.
Том VIII. ч. 1) Устав лесной и казенных оброчных статей. ч. 2) Уставы счетные.
Том IX. а) Законы о состояниях. б) Особое приложение, содержащее в себе Положение о крестьянах.
Том X. ч. 1) Законы гражданские и положение о казенных подрядах и поставках. ч. 2) Законы межевые.
Том XI. ч. 1) Уставы духовных дел иностранных исповеданий, ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения. ч. 2) Уставы кредитный, вексельный, торговый, консульcкий, о промышленности.
Том XII. ч. 1) Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, взаимного страхования от огня. ч. 2) Устав сельского хозяйства и найма рабочих; положение о трактирном промысле: устав о казенных селениях и колониях иностранцев.
Том XIII. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении; врачебный.
Том ХIV. Уставы о паспортах и беглых: о цензуре и печати; о предупреждении и пресечении преступлений; о содержащихся под стражей и ссыльных.
Том ХV. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных; устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Том ХVI. ч. 1) Судебные уставы. ч. 2) Учреждение местных судебных установлений прежнего устройства; законы о судопроизводстве.
Некоторые отрасли нашего законодательства не вошли в состав Свода законов, и независимо от него у нас существуют своды и сборники законов местных и для специальных ведомств.
Таковы: 1) Свод военных постановлений, изданный впервые в 1838 году, затем в 1859 году и, наконец, по измененной системе в 1869 г. 2) Свод морских постановлений 1886 г. 3) В Остзейском крае действует особый Свод местных узаконений, обнимающий: а) организацию местных учреждений, б) права состояния и в) законы гражданские.
Первые две части вышли на русском и немецком языках в 1845 году, а третья, также на обоих языках, издана только в 1864 году.
4) В губерниях Польского края функционирует введенный там еще в 1808 году Французский гражданский кодекс с некоторыми частными изменениями и дополнениями. В 1870 году сделан официальным русский перевод под заглавием: Собрание гражданских законов губерний Царства Польского.
5) Наконец, в Великом княжестве Финляндском действует Шведское уложение 1734 года, изданное на русском языке и Высочайше утвержденное в 1824 году. Новые законодательные акты печатаются в “Сборнике постановлений Великого княжества Финляндского”, издаваемом с 1808 года на шведском, а с 1869 года на русском языке.