По русскому законодательству государственными имуществами признаются все имущества, никому в особенности не принадлежащие, в том числе и имущества выморочные, а также вновь открываемые земли и острова, подати, пошлины и разные казенные сборы. Одним словом, наше право понимает государственные имущества очень широко, в смысле всей вообще государственной собственности.
В истории русского государственного хозяйства государственные имущества вообще и земли в особенности играли весьма важную роль. Таковые существовали уже в Древней Руси. Все, что не принадлежало частным лицам, считалось собственностью князя, т. е. по понятиям тогдашнего частноправового государственного строя, было государственною собственностью.
Только Иоанн Грозный впервые разграничил личные имения Государя от государственных имуществ, т. е. имуществ государства, назвав первые опричниной, вторые – земщиной.
В государственных землях велось непосредственное казенное хозяйство. Чаще же всего крестьяне, сидевшие на государственных землях, обязаны были вносить в казну оброк натурою: зерном, сеном, рыбою, медом и т. д., или отбывать известные повинности; например, ямскую и др.
Заведование государственными имуществами было сосредоточено главным образом в Приказе Большого Дворца.
Петр Великий поручил заведование государственными имуществами Камер-коллегии, а в 1724 году он установил оброчную подать, которую должны были платить государственные крестьяне, т. е. крестьяне, приписанные к государственным землям.
Будучи по названию налогом, оброчная подать в сущности являлась арендным платежом государственных крестьян за находившиеся у них в наделе казенные земли. Эти последние назывались населенными государственными землями. Отличалась же от настоящей аренды оброчная подать тем, что она взималась не по количеству земли, а по душам.
Установленная Петром Великим оброчная подать впоследствии неоднократно повышалась.
В то время как в губерниях великороссийских государственные крестьяне платили оброчную подать, в губерниях западных и прибалтийских казенные населенные имения сдавались в аренду. При этом арендаторы пользовались имениями на правах полных хозяев, а крестьяне должны были отбывать в пользу этих арендаторов разные повинности.
Такой способ извлечения доходов из казенных населенных имений назывался хозяйственным в отличие от великороссийского – оброчного. Хозяйственная система оказалась несостоятельной и вела к разорению, как казенных имений, так и приписанных к ним крестьян.
Чтобы помочь делу, правительство предприняло своего рода кадастр казенных имений, направленный к выяснению состава таковых, чтобы таким образом получить данные для равномерного распределения между приписанными к имениям крестьянами земель и повинностей.
Подобный кадастр был произведен, как в западных, так и прибалтийских губерниях, причем в первых он назывался люстрациею, а во вторых – регулированием. Вместе с тем правительство постепенно переводило государственных крестьян в западных и прибалтийских губерниях с хозяйственного положения на оброчное.
Были принимаемы также меры к внесению большей равномерности во взимании оброчной подати в великороссийских губерниях. Здесь названная подать раскладывалась крайне нерационально: именно, и по идее и по существу оброчная подать платится за землю, а между тем она взималась по душам, т. е. масштабом при назначении ее окладов считалось число ревизских душ в семье.
Для упорядочения дела была предпринята оценка наделов государственных крестьян и их доходов, с которыми и стали сообразовывать оклады оброчной подати.
В 1867 году государственные крестьяне западных губерний были переведены на выкуп. А в 1886 году это было сделано и относительно государственных крестьян великороссийских и прибалтийских губерний.
Именно, с 1 января 1887 года, единовременно с окончательной отменой подушной подати в Европейской России, оброчная подать государственных крестьян была увеличена на сумму слагаемой с них подушной подати, но с тем условием, чтобы увеличенная оброчная подать не превышала выкупных платежей бывших помещичьих крестьян в данной местности.
Увеличенная таким образом оброчная подать была обращена в выкупные платежи, рассроченные на 44 года. Крестьянам разрешено выкупать их наделы и ранее этого срока. Но суммы, вырученные от взноса досрочных выкупных платежей, должны идти на погашение государственных долгов.
Вместе с тем потеряло свое значение существовавшее в нашем праве деление государственных земель на населенные и ненаселенные.
Несмотря на то, что огромное количество наших государственных земель уже роздано, распродано и наделено крестьянам, русская казна все еще обладает множеством пустопорожних земель, разных имений и оброчных статей.
В северных губерниях, в Сибири и вообще на окраинах казна владеет огромным количеством свободных пустопорожних земель, часто даже не обмежеванных и не приносящих никакого дохода.
В Сибири очень мало частных земельных владений и большая часть ее огромной территории принадлежит казне и Кабинету Его Императорского Величества. Но устроенных и доходных оброчных статей в Сибири пока немного.
Доходные казенные оброчные статьи расположены преимущественно в средних, восточных и южных губерниях Европейской России. В состав этих оброчных статей входят имения, сенокосы, мельницы, рыбные ловли и т. д. Некоторые оброчные статьи содержат до 2000 и более десятин земли; но в большинстве случаев это меньшие участки.
Главным способом извлечения дохода из казенных оброчных статей является отдача их в аренду на разные сроки, но не дольше, как на 24 года в Европейской России и на 40 лет в Сибири.
Отдача в аренду обыкновенно производится с торгов.
Но, по Закону 9 ноября 1884 года, казенные земли могут быть сдаваемы в аренду крестьянским обществам и без торгов.
Отдача в аренду казенных земель крестьянским обществам без торгов происходит с разрешения министра земледелия и Государственных Имуществ, по соглашению с министром внутренних дел, на основании представлений губернаторов, с заключениями управлений государственными имуществами. А в 1895 году этот закон был распространен и на товарищества из местных крестьян.
По общему правилу, арендаторы казенных земель и оброчных статей обязаны представлять залоги, в обеспечение исправности платежей. Но, по Закону 22 мая 1881 г., крестьянам предоставлено право представлять, вместо залогов, мирские приговоры, являющиеся ручательством в исправности арендных платежей.
Торги на казенные земли и оброчные статьи происходят в разных присутствиях, смотря по месту, где они назначены. В губернских городах для них образуется особое присутствие под председательством губернатора, из управляющего государственными имуществами, чиновника от казенной палаты и чиновника от контрольной палаты.
В уезде торги происходят в полицейских и волостных правлениях, при участии чиновника от управления государственных имуществ. Чтобы сделать торги как можно более доступными для крестьян, торги в волостных правлениях назначаются обыкновенно на осенние или зимние месяцы, как наиболее свободные от полевых работ.
По Закону 5 июня 1900 г. об изменении и дополнении Устава о казенных оброчных статьях, состоявшиеся на торгах договоры об отдаче в аренду казенных оброчных статей утверждаются:
1) управляющим государственным имуществами – на срок не долее 12 лет, если сумма годового оброка не превышает одной тысячи рублей и если предложенный оброк не ниже прежнего более, чем на 15%;
2) особым присутствием – при сумме годового оброка от 1-3 т. р. при условии, если она не более, как на 15% ниже прежнего оброка,
3) министром земледелия и Государственных Имуществ – при годовом оброке от 3-6 т. р. и на меньшие суммы, если оброчная статья сдается более, чем на 12 лет, или, когда предложенная цена ниже прежней более, чем на 15%, и
4) Сенатом – при годовом оброке, превышающем 6 т. р.
На утверждение министра поступают все контракты об оброчных статьях, при которых возникли споры или были поданы особые мнения. Впрочем, министр может потребовать представления ему Управлением Государственными имуществами любого договора.
Для заведования государственными землями, а также и всеми другими государственными имуществами было учреждено в 1838 г. по проекту графа Киселева Министерство государственных имуществ, заменившее Департамент государственных имуществ, находившийся в ведомстве Министерства финансов.
Единовременно с этим местное управление государственными имуществами отошло от Казенных Палат в Палаты Государственных Имуществ, преобразованные впоследствии в Управления Государственных Имуществ.
В 1893 г. Министерство государственных имуществ было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ.
Таковое состоит из канцелярии, из Департаментов государственных земельных имуществ, земледелия с отделами сельской экономии и сельскохозяйственной статистики и земельных улучшений (этот Департамент ведает также дела о развитии и поощрении кустарной промышленности), Лесного и Горного.
Министерство земледелия и государственных имуществ имеет двоякое назначение:
1) оно управляет государственными имуществами, извлекает из них доходы и отправляет таким образом финансовые функции;
2) оно заботится о развитии и поддержке сельского хозяйства, лесоводства, рыбоводства и рыболовства, кустарной промышленности и горного дела в государстве, т. е. исполняет функции, скорее относящиеся к области общего внутреннего управления.
В 1901 г. все поступления по Министерству земледелия и государственных имуществ составили 97 1/4 м. р., а расходы – 44 м. р.
Вообще, за последнее десятилетие доходы по Министерству земл. и госуд. имуществ сильно возросли и более, чем удвоились.