Государственные доходы. Деление их в теории. Классификация доходов в русских государственных росписях.

В каждом хозяйстве расходам должны соответствовать доходы.

Характер государственных доходов несколько иной, нежели доходов в частном хозяйстве; именно, частное хозяйство по общему правилу само приобретает нужные ему доходы, публичное же хозяйство обыкновенно получает большую или меньшую долю своих доходов от частных хозяйств посредством взимания с последних налогов.

Вообще же государственные доходы получаются из нескольких источников:

1) Путем непосредственной хозяйственной деятельности государства. Это доходы, получаемые государством от его земель и промыслов. Здесь государство выступает в качестве частного хозяина. Вагнер называет такие доходы частно-хозяйственными, а Умпфенбах и проф. Лебедев называют их механическими государственными доходами.

2) Путем взимания известной доли из доходов частных хозяйств. Эти производные доходы государственного хозяйства или налоги Адольф Вагнер называет публично-хозяйственными доходами, а Умпфенбах и Лебедев – органическими доходами, основываясь на том, что право взимать налоги зиждется на органической связи между публичным и частными хозяйствами.

Третьим способом получения государственных доходов может служить кредит, в котором Лоренц Штейн видит вполне нормальный источник государственных доходов. С таким взглядом трудно согласиться. И нельзя признать нормальным государственное хозяйство, ведомое в долг. Кредит может быть допущен только в качестве чрезвычайного источника государственных доходов.

Итак, государство получает свои доходы и посредством своей частно-хозяйственной деятельности и путем налогов и при посредстве кредита.

В период смешения частноправовых начал с публичными преобладали доходы первого рода; налоги встречались только в виде исключения и носили чрезвычайный характер. Наоборот, в новейшее время преобладающее значение получили налоги, и некоторые ученые склоняются к мысли, что налоги должны быть единственным источником государственных доходов.

Но до сих пор еще не было государства с исключительно податным хозяйством, а всегда рядом с налогами встречаются и частно-хозяйственные доходы, конечно, в весьма разнообразном количественном соотношении друг к другу.

К частно-хозяйственным доходам государства относятся доходы от разного рода государственных имуществ и промыслов.

К промысловым доходам государства приближаются доходы от регалий; разница между ними заключается в том, что при последних исключается конкуренция частных хозяйств.

Доходы от регалий и пошлины, взимаемые за услуги, оказываемые разными общественными учреждениями частным лицам, составляют переходную ступень от частно-хозяйственных доходов государства к налогам.

А некоторые ученые, напр., А. Вагнер, считая за налоги все, что государство получает из частных хозяйств в силу своего финансового верховенства, относят к налогам и регалии и пошлины. Другие, напр. В. П. Безобразов, относя пошлины к налогам, не соглашаются сделать это относительно регалий.

Безобразов делит государственные доходы на 2 основные категории: на налоги, подразделяемые им на подати и пошлины, и на промышленные доходы государства, подразделяемые на регалии и на промышленные доходы в тесном смысле.

Но Безобразов не отрицает той “финансовой аксиомы, что в регальных доходах заключается значительный элемент налога, который заставляет помещать регалии вслед за пошлинами, в виде особой переходной формы от налогов к чисто промышленным доходам (государственным имуществам и казенным промышленным предприятиям)”.

Умпфенбах также относит пошлины к органическим доходам государства.

И действительно, регалии, а еще более пошлины имеют много общего с налогами.

Хотя при установлении регалий на первое место теперь обыкновенно выдвигается общественное значение тех учреждений, которые берутся в исключительное ведение государства, но при этом часто видную роль и финансовая сторона дела. Регалии в некоторых государствах приносят казне крупные доходы, напр., почта в Англии.

И доход здесь обусловливается, как прибыльностью регализированного промысла, так и исключительным господством в нем казны, с устранением частной конкуренции. И Горлов вполне прав, говоря, что доход, выручаемый от регалий, носит двойной характер: обыкновенного промыслового дохода и налога.

Первый получается за приложение труда, земли и капитала, коих содействие необходимо во всех экономических предприятиях, второй получается в высшей монопольной цене, происходящей от исключения соперничества частных лиц и представляющей излишек за удовлетворением необходимых издержек производства. Таким образом, регалии могут явиться своего рода налогами.

Что же касается до казенных монополий, при которых казна берет в свои руки производство какого-либо продукта, не имеющего особенного общественного значения, или торговлю подобным продуктом, то таковые, хотя и причисляются некоторыми к регалиям (Рошер говорит о табачной регалии), в сущности являются ничем иным, как одним из способов взимания налогов на предметы потребления.

Точно также и пошлины, хотя и взимаются на основании принципа “услуга за услугу”, что противоречит идее налога, имеющего свое основание в податной обязанности плательщиков, в действительности очень часто являются настоящими налогами. Во многих государствах и не делается различия между налогами и пошлинами, и последние причисляются к первым.

В финансовой же науке преобладает воззрение, что пошлины, хотя и имеют некоторые общие качества, как с промысловыми доходами государства, так и с налогами, – вполне не могут быть отнесены ни к тем, ни к другим, а составляют своеобразный вид государственных доходов.

Вообще, налоги можно понимать весьма широко. В сущности все государственные доходы, почерпаемые из частных хозяйств, как в силу финансового верховенства государства, так и благодаря особенному положению его органов и промыслов, являются налогами. Формально же легко различать регалии, пошлины и налоги, как особые категории государственных доходов.

При этом регалии являются промыслами, взятыми государством в свое исключительное ведение вследствие их общественного значения; пошлины представляют из себя плату за услуги, оказываемые непосредственно частным лицам общественными (судебными и административными) учреждениями, а налоги суть принудительные взносы частных хозяйств на расходы финансовых хозяйств, на сколько для этого недостает доходов из других источников.

Такая группировка названных категорий доходов нисколько не умаляет первостепенного значения налогов в современном финансовом хозяйстве, а только указывает на их роль в истории развития финансовых средств и на их формальное значение при составлении росписей публичных доходов.

Весьма распространена, как в теории, так и в практике деление государственных доходов на обыкновенные и чрезвычайные.

Обыкновенные доходы государства должны покрывать его постоянные расходы, не посягая на народный капитал. Вообще, источниками обыкновенных государственных доходов являются государственные имущества, регалии, пошлины и налоги.

Иногда бывает возможно покрывать из обыкновенных доходов и чрезвычайные государственные расходы. При невозможности же этого, приходится прибегать к чрезвычайным средствам, каковыми теперь являются продажа государственных имуществ и, главным образом, государственные займы.

В делении русских государственных доходов на обыкновенные и чрезвычайные в последнее время неоднократно происходили незначительные изменения.

По русской государственной росписи теперь различаются:

1) Обыкновенные доходы, слагающиеся из доходов от прямых и косвенных налогов, пошлин, правительственных регалий, казенных имуществ и капиталов, отчуждения государственных имуществ, выкупных платежей, возмещения расходов государственного казначейства, куда отнесены обязательные платежи железнодорожных обществ, возврат ссуд и других расходов, пособия государственному казначейству из посторонних источников и военное вознаграждение, и из доходов разного рода (разные мелкие и случайные доходы)

2) Чрезвычайные ресурсы, в отдел которых теперь заносятся: вклады в Государственный банк на вечное время, значительные единовременные поступления от специальных капиталов, обращаемых в общие средства государственного казначейства, или от продажи крупной государственной собственности, суммы, возвращаемые частными железнодорожными обществами из их облигационных средств в погашение выданных им казною ссуд и поступления от займов и тому подобных кредитных операций.

По этой классификации в России в 1901 г. обыкновенных госуд. доходов поступило всего 1.799 1/2 м. р., а чрезвычайных 173 м. р.

По росписи на 1903 г. обыкновенные доходы были исчислены в 1.897 м. р., а чрезвычайные в 2 1/2 м. р., сверх которых на покрытие госуд. расходов было назначено 172 м. р. из свободной наличности государственного казначейства, образовавшейся от превышения в течение ряда последних лет наших обыкновенных госуд. расходов таковыми же доходами.

До 1891 г. включительно в росписи показывались отдельно и оборотные доходы, состоящие из платежей одних ведомств другим. Они не увеличивали собою общей суммы государственных доходов, а влияли только на бюджеты отдельных ведомств. Теперь оборотные поступления показываются в общей сумме обыкновенных государственных доходов.

You May Also Like

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.

More From Author

Способы покрытия чрезвычайных государственных расходов. Запасные фонды. Государственный кредит. Разные воззрения на государственный кредит. Современный характер государственного кредита. Принудительные займы. Патриотические займы. Кредит финансового управления. Текущие государственные долги. Бумажные деньги. Государственные долги в тесном смысле. Разные формы государственных займов и способы заключения последних. Конверсии государственных займов. Погашение государственных долгов. Государственное банкротство.

Натуральные повинности. Современный характер повинностей. Повинности личные и предметные. Воинская повинность. Денежный сбор с лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности и не поступающих в постоянные войска. Дорожная повинность. Дорожная повинность во Франции.