Съезд мировых судей округа проявляет свою деятельность в заседаниях судебных, распорядительных и в общих собраниях. Эти заседания также называются съездами, распадаясь на срочные и особые.
Срочные съезды суть те, время и место собрания которых определяется наперед в местностях выборного порядка уездными земскими собраниями или городскими думами[1], а в местностях невыборного порядка – министром юстиции по представлениям съездов или даже, как в Варшавском округе, председателем съезда по соглашению с губернатором и прокурором окружного суда (ст. 546 УСУ).
Эти органы устанавливают и место срочных съездов; распоряжения их публикуются для всеобщего сведения. Особые съезды назначаются председателем, от которого зависит и определение места их (ст. 54, 457 УСУ); созвание их обусловливается надобностью, т.е. или накоплением дел, или неудобством рассмотрения некоторых дел в обыкновенных пунктах срочных съездов, или иными подобными причинами, оценка которых принадлежит председателю.
Продолжительность заседания обусловливается не усмотрением съезда или председателя его, а окончанием разбора всех вопросов и дел, для съезда назначенных (общ. собр. 1880/61). В случае накопления дел съезд может разделиться на несколько отделений, из которых каждое действует на правах целого съезда и получает особого, выбираемого судьями председателя (ст. 55 УСУ).
Функции мирового съезда разнообразны. В области судебного разбора мировой съезд есть нормальная апелляционная, а по делам меньшей важности – кассационная инстанция мирового суда.
В области управления съезд составляет наказы для мировых судей и для себя в общих собраниях, где должно присутствовать не менее половины судей округа (ст. 74 УСУ), и представляет их министру юстиции; изготовляет ежегодно отчеты о движении дел по мировому округу за истекший год по форме, установленной министром юстиции, которому и представляет их через председателя в назначенные сроки (ст. 75 УСУ); сосредоточивает в своих руках непосредственный надзор за всеми мировыми судьями округа, в силу чего имеет право возбуждения дисциплинарного о них преследования; он же увольняет в отпуск мировых судей и иных состоящих при нем должностных лиц, заботясь при этом о назначении исправляющих их должность.
Между тем как съезд является, так сказать, непосредственным начальством мировых судей, высшим их судебным начальством признается Сенат. В кассационных департаментах он есть орган кассационного производства по делам мирового разбора, а иногда в то же время и апелляционная инстанция для рассмотрения уголовных дел о мировых судьях.
Соединенное присутствие Сената составляет для мировых судей высший орган надзора, решающий вопросы о предании их уголовному суду; общее собрание кассационных департаментов Сената рассматривает наказы мировых съездов по представлениям министра юстиции, а высшее дисциплинарное присутствие удаляет от должности мировых судей, впавших в несостоятельность или подвергшихся уголовному суду, и составляет апелляционную инстанцию для суждения дел дисциплинарных.
Помимо Сената с системой общих судебных мест мировые установления соприкасаются:
1) в лице судебной палаты – как места дисциплинарного и уголовного суда над мировыми судьями за преступления по должности, как установления, разрешающего предъявление к мировым судьям исков об убытках, их действиями по службе причиненных (ст. 1331 УГС), и, наконец, как инстанции, разрешающей пререкания о подсудности между мировыми съездами, мировым судьей или съездом – с одной стороны и окружным судом – с другой (ст. 40 УУС), мировыми и правительственными установлениями (ст. 241 УУС), судебно-административными и судебными установлениями (ст. 13 Правил о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам);
и 2) в лице окружных судов – как инстанции, разрешающей пререкания о подсудности между мировым судьей и следователем (ст. 39 УУС), как судебного места, состав которого пополняется в случае нужды почетными мировыми судьями.
Наконец, общий надзор за мировыми установлениями принадлежит министру юстиции на основаниях, рассмотренных выше.
[1] Ни судьи в составе съезда, ни председатель не имеют права определять срочных съездов (общ. собр. 1880/19).