Древнее римское право не допускало приобретения владения чрез представителей. Таковое стало возможным в Императорском периоде. Сущность его заключается в том, что одно лицо, detentor, приобретает владение вещью в экономическом смысле, а другое, от имени которого detentor держит вещь, вследствие этого приобретает владение в юридическом смысле.
В частности, для приобретения юридического владения чрез представителя требуется наличность следующих условий:
a) представитель должен быть уполномочен тем лицом, в пользу которого имеет быть приобретено юридическое владение, приобретать для него вещи; впрочем, допускается и последующая ratihabitio;
b) представитель должен завладеть вещью на общем основании, т. е. приобрести экономическое владение ею;
с) представитель должен иметь желание приобрести вещь не для себя, а именно для первого лица;
таковая его воля может быть открыто выражена им или может явствовать из обстоятельств дела;
впрочем, если прежний владелец передал вещь данному лицу именно как представителю третьего лица и посредник ее принял в качестве такового (напр., я передаю книгу лакею лица А с поручением передать ее ему), то это третье лицо с момента передачи вещи представителю приобретает право на посессорную защиту, т. е. становится юридическим владельцем независимо от того, желал ли посредник приобрести вещь в его пользу или нет.
В двух категориях случаев допускалось приобретение владения через представителя помимо воли приобретателя:
а) властелин непосредственно приобретал юридическое владение всеми вещами, которые были приобретены подвластными детьми или рабами для их пекулиума, ex peculiari causa; этот случай для современного права, конечно, утратил практическое значение;
b) опекуны малолетних, попечители умалишенных и законные представители юридических лиц приобретают владение для опекаемых и юридических лиц помимо воли таковых.
Особый случай приобретения владения через представителя составляет так назыв. constitutum possessorium. Сущность его заключается в том, что юридический владелец данной вещи уступает юридическое владение вещи другому лицу и удерживает ее за собою в качестве детентора (напр., А продает свой дом Б и остается жить в нем в качестве квартиранта).
В таком случае, очевидно, не требуется специального завладения вещью со стороны представителя, а переход юридического владения от одного лица к другому совершается на основании простого соглашения между сторонами.