Главное управление гражданской строительной частью в империи сосредоточивается в Министерстве внутренних дел в техническо-строительном комитете. Наблюдение за постройкой казенных зданий посторонних ведомств Министерству внутренних дел не принадлежит.
На местах надзор за строительным делом возлагается на губернатора, губернское правление и полицию. Всякого рода постройки производятся не иначе, как под наблюдением архитекторов или лиц, получивших установленные свидетельства от техническо-строительного комитета.
Для построения православных церквей их планы и фасады помимо органов строительной полиции должны быть представлены на предварительное рассмотрение духовных властей. Фасады церквей и молитвенных домов в С.-Петербурге представляются на благоусмотрение императора.
Построение церквей иностранных христианских исповеданий, а также синагог и мечетей требует разрешения департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних. дел.
Частные постройки в городах должны сообразоваться с особо утвержденными планами города, причем каждое частное здание может быть построено только с разрешения городской управы, предварительно удостоверяющейся, удовлетворяют ли планы требованиям Строительного устава.
Фасады некоторых зданий в зависимости от улиц в С.-Петербурге вносятся на высочайшее утверждение. Строительный устав дает ряд правил возведения городских построек. Так, например, каменные здания длиннее 12 сажен должны иметь брандмауеры. Деревянные дома должны быть возводимы с промежутками и длиной не могут простираться более 12 сажень и т. п.
В своих предписаниях Строительный устав руководится соображениями гигиеническими, противопожарными и вообще преследует цели ограждения жизни и здоровья обитателей домов.
Что касается сельских зданий, то помимо определения ширины улиц закон предписывает строить дома группами с переулками и проездами между ними шириной не менее 6 сажен; той же ширины должны быть промежутки и между самыми домами.
Всякого рода строения, в которых нужен продолжительный огонь, располагаются подальше от жилых помещений и поближе к воде. Планы самих селений составляются уездными земскими управами по соглашению с местными земскими начальниками. Организация борьбы с пожарами предоставлена земскому и городскому самоуправлениям.
Большинство водных путей, железные дороги и некоторые из дорог шоссейных находятся в непосредственном заведовании Министерства путей сообщения по управлению внутренних водных путей и шоссейных дорог и управлению железных дорог. Для сооружения новых железнодорожных линий существует управление по сооружению железных дорог.
Большинство шоссейных и им подобных дорог, сооруженных на средства земств и учреждений, их заменяющих, состоят в заведовании Министерства внутренних дел по главному управлению местного хозяйства наравне с водными путями сообщения, входящими в городскую черту.
Правила, касающиеся путей сообщения, заключаются в Уставе путей сообщения, Железнодорожном уставе и Положении о подъездных путях. (Свод законов, т. XIII, ч. I).
Водные пути, как судоходные реки, так и каналы, предоставлены общему пользованию. Общее их протяжение вне Кавказа и Финляндии достигает 98047 верст. Русское право кроме судоходных знает еще “сплавные” реки, неудобные для судоходства, но годные для сплава срубленных деревьев.
Они также являются общим достоянием. По всем сплавным и судоходным рекам и озерам установлен особый сервитут общественного значения: для общего пользования из частного владения выделяется прибрежная полоса шириной в 10 саженей, известная под именем “бечевника”.
Министерство путей сообщения издает правила для речного судоходства и сплава. Надзор за морскими устьями рек принадлежит Министерству торговли и промышленности.
Сухопутные дороги, не подходящие под тип железнодорожных сообщений. Среди сухопутных дорог различаются шоссированные и нешоссированные. Все эти дороги делятся на 5 классов в зависимости от ширины отведенной для них полосы земли: для дорог 1-го класса 60 саженей, II, III и IV классов в 30 саженей и V класса (дорог проселочных) в 3 сажени.
Дороги Министерства путей сообщения содержатся на счет казны, остальные – на средства земского самоуправления или вообще на местные для этой цели сборы. Движение по шоссированным и другим дорогам регулируется законом.
Железные дороги и подъездные к ним пути
Общие сведения о положении железнодорожного дела в России см. выше, в § “Финансовое управление”, отдел б. Предположения о постройке новых казенных железных дорог рассматриваются в Государственной думе; разрешение сооружения частных дорог без пособий от казны и некоторых подъездных путей зависит от Государственного совета.
При проведении железнодорожных линий допускается принудительное отчуждение имуществ в определенном законом порядке.
Местная организация правительственного железнодорожного управления заключается в том, что во главе дороги стоит ее начальник с помощниками; для хозяйственных вопросов существуют особые советы из представителей Министерства путей сообщения и финансов; в совет входит в качестве председателя также начальник дороги. В 1891 году Россия примкнула к Бернской железнодорожной конвенции.
Почта, телеграфы и телефоны. Управление почтой, телеграфами и правительственными телефонами принадлежит Министерству внутренних дел по главному управлению почт и телеграфов. В 1874 г. Россия подписала Бернскую почтовую международную конвенцию. Условия пользования почтой и телеграфом содержатся в соответственных уставах[1].
О почте и телеграфе, как регалиях, сказано выше. Телефонное законодательство приложено к телеграфному уставу и предусматривает как правительственные телефонные сообщения, так и частные. Для устройства всяких телефонных линий требуется разрешение министра внутренних дел; частные телефонные сети подлежат надзору главного управления почт и телеграфов.
[1] Свод учреждений и уставов почтовых и Устав телеграфный (Свод законов, т. XII, ч I).