Унии, т. е. соединения двух государств, основанные на единстве их монарха, бывают двух родов: личные, или персональные, и реальные. Личной унией называется соединение, основанное на временном единстве монарха, в силу случайного совпадения в его лице прав на престол двух различных государств.
Таково было, например, соединение Англии и Ганновера. Соединение английской и ганноверской корон при четырех Георгах и при Вильгельме IV было случайным, так как порядок престолонаследия в Англии и в Ганновере не был одинаков. По ганноверскому законодательству престол не могла занять женщина.
Поэтому, с восшествием на английский престол королевы Виктории ганноверская корона перешла к ее дяде, и Ганновер отделился от Англии. Такой же личный характер имела уния, соединившая Голландию и Люксембург.
Люксембург, переданный Нассаускому дому актом Венского конгресса, как вознаграждение за уступку Пруссии княжеств Нассау, Дилленбург, Зиген, Гадамар и Дитц, отделился теперь от Голландии в силу недопустимости по люксембургскому праву перехода короны к женщине.
В Голландии с 25 ноября 1890 г. теперь царствует представительница младшей, или оттоновой, нассауской, линии, королева Вильгельмина, а в Люксембурге – представитель старшей или вальрамской линии, герцог Адольф.
Уния реальная предполагает постоянное единство монарха и, следовательно, одинаковый порядок престолонаследия. В настоящее время в Европе существуют две реальные унии: Швеция-Норвегия (см. дополнение) и Австро-Венгрия.
Наиболее чистый образец реальной унии представляет из них соединение Швеции с Норвегией. В Австро-Венгрии, кроме общего монарха, имеется еще целый ряд общих учреждений. В литературе существует даже воззрение, по которому Австро-Венгрия представляет не унию, а союзное государство (Данчер).
Уния Швеции и Норвегии[1] установилась в 1815 году. Еще в январе 1814 года Дания уступила было Норвегию Швеции по Кильскому договору. Но норвежцы не признали этой уступки.
В мае того же года они провозгласили независимость Норвегии, составили себе конституций и избрали своим королем Христиана-Фридриха Шлезвиг-Голштинского, бывшего до того датским наместником в Норвегии. Между Швецией и Норвегией некоторое время велась война.
После заключенного перемирия и отречения от норвежской короны принца Христиана, норвежским королем был избран 14 ноября шведский король, а 6 августа 1815 года парламентами обоих королевств был принять королем и утвержден акт, установивший соединение Норвегии и Швеции, как двух самостоятельных государств, на вечные времена под властью одного общего монарха.
Если бы монарх оказался неспособным лично управлять государствами, назначается также общее регентство. Если вся династия иссякнет, парламенты обоих королевств созываются в один и тот же день для выбора нового короля. Первоначально каждый парламент производит выбор отдельно. Если выбор их совпадает на одном и том же лице, выбранное таким образом лицо и признается королем.
Если каждым парламентом будет избрано особое лицо, то созывается соединенный комитет обоих королевств. Он составляется из 72 членов, по 36 от каждого парламента. Комитет, созываемый в Карлштадте, подвергает тайному голосованию кандидатов, избранных парламентами.
Прежде счета бюллетеней, один из них, не развернутый, откладывается в сторону: им решается выбор, если голоса разделятся поровну. Еще при жизни короля, не имеющего наследников, может быть произведен выбор ему преемника.
Если этого сделано не будет, и король умрет без наследника, до окончания выборов установляется временное правительство. Власть управления вверяется на время междуцарствия смешанному государственному совету из 20 членов, по 10 от Швеции и Норвегии.
Кроме короля, Швеция и Норвегия не имеют общих учреждений. Единственное исключение из этого образуют дипломатические агенты и консулы. Но общего шведско-норвежского министерства иностранных дел не существует. Однако, шведский министр иностранных дел уполномочен вести дипломатические сношения и за Норвегию.
Затем все управление совершенно раздельно. Если в шведском или норвежском государственном совете обсуждается вопрос, касающийся одинаково обоих королевств, в состав совета должны быть включены три члена от совета другого королевства.
Дополнение. Шведско-норвежская уния стала уже достоянием истории. Формальным поводом к ее расторжению послужил находящийся, по-видимому, в чисто внешней связи с его серьезными причинами политического характера, вопрос о норвежских консулах, то есть об организации для Норвегии самостоятельной консульской службы.
Конфликт на почве этого вопроса, то обостряясь, то затихая, тянулся с 1891 года и разрешился в 1905 году прекращением унии. В мае этого года Норвегия, прервав переговоры со Швецией, перешла к самостоятельным действиям, и 23 мая стортинг принял законопроект о самостоятельные консульствах.
27 мая король отказал ему в санкции, после чего норвежские министры подали в отставку, которую король отказался принять, заявив, что для него очевидно, “что новое правительство не может быть образовано”.
И уже 7 июня стортинг вотировал резолюцию о том, что, так как министры вышли в отставку, а король, объявив, что не может составить новое министерство, тем самым отказался от своей власти, “уния со Швецией под власть одного короля разорвана, вследствие прекращения королем его деятельности в качестве норвежского короля”.
Последующие события должны были только превратить создавшееся таким образом фактическое положение вещей в правомерное. 13 августа, по требованию Швеции, в Норвегии происходит референдум давший огромное большинство в пользу разрыва унии. 22 августа стортинг уполномочит правительство вступить в переговоры со Швецией на предложенных риксдагом началах.
Представители обоих королевств собрались в Карлштадте и к 24 сентября выработали соответствующие соглашения, которые в октябре были приняты риксдагом и стортингом, после чего, наконец, риксдаг принял закон о расторжении унии. (Подробности см. у барона Б. Э. Нольде: “Начало и конец Шведско-Норвежской унии”. Журнал министерства юстиции, 1906 г., №№ 2‑3; там же указания на литературу.)
Таким образом, единственным образцом реальной унии является теперь уния Австро-Венгерская.
Взаимные отношения Австрии и Венгрии[2] определяются теперь законами 1867 года, принятыми австрийским и венгерским парламентами. Случай полного прекращения династии Габсбургов не предусмотрен. Зато и кроме монарха имеется несколько общих учреждений. Во-первых, министерства.
Общих министерств три: министерство двора и иностранных дел, министерство военное и министерство финансов. Но из них только одно министерство двора и иностранных дел всецело ведает соответственные дела.
Общее военное министерство и общее министерство финансов ведают только общим военным управлением и общими финансами, а кроме того, в Венгрии и Австрии имеются еще особые министерства, военное и финансов. Точно так же для контроля за производством общих расходов имеется особая общая палата счетов.
Для вотирования общего бюджета и контролирования общего управления организуются особые учреждения – имперские делегации. Их две, сообразно различию двух половин Австро-Венгрии. Каждая из них составляется из 60 членов, избираемых от венгерского и австрийского парламентов, по 20 от верхней палаты и по 40 от нижней палаты.
Каждая делегация заседает особо. Делопроизводство в одной из них происходить на немецком языке, в другой – на венгерском. Если между делегациями не установится соглашения, его стараются сначала достигнуть путем письменных сношений.
Если это не приведет к желанной цели, то происходит соединенное заседание обеих делегаций, но в нем не может быть обсуждения вопроса, а дело ограничивается одним голосованием. Состав делегаций обновляется ежегодно. Созываются они поочередно, один год в Вене, другой в Будапеште.
Как учреждения, призванного контролировать общее управление, делегации могут предавать суду общих министров. Для этого требуется согласное постановление обеих делегаций. Обвинение рассматривается особым государственным судом, составляющимся следующим образом.
Каждая делегация назначает по 24 независимых и сведущих в законах граждан, из которых другая делегация может исключить 12 человек. Из оставшихся 24 предоставляется отвести обвиненному 12, так что суд составляется также из 12 судей.
Существование всех этих общих учреждений показывает, что имеются и совместно осуществляемые задачи управления. Таковы, во-первых, международные отношения и, во-вторых, вооруженная защита обоих государств от внешних врагов.
Международные отношения всецело составляют общее дело. Военное дело частью является общим, частью делится между отдельными частями Австро-Венгрии. В общем заведывании находится активная армия, в частном заведывании Австрии и Венгрии – ландвер.
Для осуществления общих задач управления необходимы, конечно, и финансы. Общие финансы образуются: 1) из таможенного дохода, так как Австро-Венгрия составляет одну таможенную территорию, и 2) из сумм, вносимых казною каждого государства. Кроме того, имеется общий австро-венгерский банк.
Мы определили унию, как соединение государств в силу общности их монарха. Но в Германии существуют два великих герцогства: Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стрелиц, соединенные одним общим сеймом при двух герцогах. Они имеют две различные династии, но один общий сейм (Landstände)[3].
Такая оригинальная особенность этих государств явилась, однако, не результатом соединения двух прежде вполне отдельных государств, а, напротив, результатом разделения в 1552 году прежде единого герцогства между двумя сонаследниками.
Земские чины воспротивились полному разделению государства и настояли на сохранении общего сейма. Так это осталось и до сих пор. Следовательно, единство сейма явилось результатом неполного разделения прежде единого государства, а не соединением отдельных прежде герцогств.
Случай этот совершенно исключительный и заслуживает упоминания только, как редкая и странная аномалия.
[1] Aschehough. Das Staatsrecht der Königreiche Schweden und Norwegen. 1886.
[2] Ulbrich. Das Staatsrecht der österreichisch-ungarischen Monarchie. 1884. Gumplowicz. Das Österreichische Staatsrecht. 1891.
[3] Otto Büsing. Das Sfcaatsrecht der Grossherzogthümer Mecklenburg-Schwering und Mecldenburg-Strelitz (Marquardsen’s Handbuch). 1884.