Общие замечания. Несмотря на существование специального Министерства народного просвещения, деятельность по народному образованно далеко не в полном объеме сосредоточивается в заведовании последнего.
Не говоря о министерствах Военном и Военно-морском, по свойствам своим требующих права специального обучения, во всех ведомствах, кроме Государственного контроля, Государственного коннозаводства и с недавних пор Министерства финансов, имеются свои учебные заведения.
Нужно признать при этом, что положение названных училищ является во многих отношениях более благоприятным, нежели положение школ Министерства народного просвещения, в особенности высших учебных заведений.
Объясняется такое обстоятельство прежде всего тем, что Министерство народного просвещения по степени влияния среди других ведомств до последнего времени занимало второстепенное место и пользовалось минимальными кредитами, с другой стороны – большинство попечителей округов в отношении порученных им заведений становились более на бюрократическо-полицейскую, нежели истинно попечительную и педагогическую точку зрения.
Отсюда получился некоторый моральный гнет, отсутствовавший в учебных заведениях других ведомств.
Особенно высоко всегда стояли школы военного ведомства и Министерства торговли и промышленности, унаследовавшего их от Министерства финансов; прекрасной обстановкой отличались многочисленный училища Министерства путей сообщения, земледелия и землеустройства, Морского министерства.
Не приходится говорить о тех ведомствах, как, например, Министерство двора, юстиции или внутренних дел, где отдельные и притом высшие учебные заведения, непосредственно зависящие от центральных учреждений, всегда пользовались особым вниманием.
Из отдельных министерств в военном ведомстве состоят различные академии (генерального штаба, юридическая, медицинская, инженерная, артиллерийская), средние военные училища и кадетские корпуса и различные низшие школы;
в морском – морская академия, кадетский корпус и техническое училище;
в Министерстве торговли и промышленности – горный и политехнические институты, коммерческие, мореходные, художественно-промышленные училища и торговые школы;
в ведомстве православного исповедания – духовные академии, семинарии, низшие училища мужские и женские и различные начальные школы;
в Министерстве земледелия – лесной институт, земледельческая академия и различные средние и низшие сельскохозяйственные училища;
в Министерстве путей сообщения – институт инженеров путей сообщения, инженерное высшее училище и железнодорожные и речные технические школы;
в Министерстве внутренних дел – институт гражданских инженеров, электротехнический институт и римско-католическая духовная академия;
в Министерстве юстиции – училище правоведения и межевой институт;
в Министерстве двора – академия художеств;
в Министерстве иностранных дел – учебное отделение восточных языков;
в ведомстве императрицы Марии – Александровский лицей и различные средние женские учебные заведения (институты и гимназии), училища для глухонемых и т. п.
Большинство из названных учебных заведений содержатся на казенный счет; среди коммерческих училищ, торговых школ и училищ железнодорожных существуют и содержимые на частные или общественные средства.