Управление в области просвещения

Общие замечания. Несмотря на существование специального Министерства народного просвещения, деятельность по народному образованно далеко не в полном объеме сосредоточивается в заведовании последнего.

Не говоря о министерствах Военном и Военно-морском, по свойствам своим требующих права специального обучения, во всех ведомствах, кроме Государственного контроля, Государственного коннозаводства и с недавних пор Министерства финансов, имеются свои учебные заведения.

Нужно признать при этом, что положение названных училищ является во многих отношениях более благоприятным, нежели положение школ Министерства народного просвещения, в особенности высших учебных заведений.

Объясняется такое обстоятельство прежде всего тем, что Министерство народного просвещения по степени влияния среди других ведомств до последнего времени занимало второстепенное место и пользовалось минимальными кредитами, с другой стороны – большинство попечителей округов в отношении порученных им заведений становились более на бюрократическо-полицейскую, нежели истинно попечительную и педагогическую точку зрения.

Отсюда получился некоторый моральный гнет, отсутствовавший в учебных заведениях других ведомств.

Особенно высоко всегда стояли школы военного ведомства и Министерства торговли и промышленности, унаследовавшего их от Министерства финансов; прекрасной обстановкой отличались многочисленный училища Министерства путей сообщения, земледелия и землеустройства, Морского министерства.

Не приходится говорить о тех ведомствах, как, например, Министерство двора, юстиции или внутренних дел, где отдельные и притом высшие учебные заведения, непосредственно зависящие от центральных учреждений, всегда пользовались особым вниманием.

Из отдельных министерств в военном ведомстве состоят различные академии (генерального штаба, юридическая, медицинская, инженерная, артиллерийская), средние военные училища и кадетские корпуса и различные низшие школы;

в морском – морская академия, кадетский корпус и техническое училище;

в Министерстве торговли и промышленности – горный и политехнические институты, коммерческие, мореходные, художественно-промышленные училища и торговые школы;

в ведомстве православного исповедания – духовные академии, семинарии, низшие училища мужские и женские и различные начальные школы;

в Министерстве земледелия – лесной институт, земледельческая академия и различные средние и низшие сельскохозяйственные училища;

в Министерстве путей сообщения – институт инженеров путей сообщения, инженерное высшее училище и железнодорожные и речные технические школы;

в Министерстве внутренних дел – институт гражданских инженеров, электротехнический институт и римско-католическая духовная академия;

в Министерстве юстиции – училище правоведения и межевой институт;

в Министерстве двора – академия художеств;

в Министерстве иностранных дел – учебное отделение восточных языков;

в ведомстве императрицы Марии – Александровский лицей и различные средние женские учебные заведения (институты и гимназии), училища для глухонемых и т. п.

Большинство из названных учебных заведений содержатся на казенный счет; среди коммерческих училищ, торговых школ и училищ железнодорожных существуют и содержимые на частные или общественные средства.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author