In integrum restitutio предполагает наличность трех условий: известный вред, – laesio, признанное законом основание для реституции и своевременное предъявление реституционного ходатайства.
Что касается первого условия, то вред должен быть такого рода, что не может быть устранен путем обыкновенных средств судебной защиты. Невыгодное для лица изменение прежнего status может явиться результатом или положительных действий (в особенности юридических сделок), или упущений; если изменение наступило благодаря простой случайности, casus, то реституция не имеет места.
Вредом считается не только прямой убыток, damnum, но и ускользнувшая выгода. Впрочем, реституция не допускается, если вред, постигший лицо, был вызван пропуском срока 30- или 40-летней исковой давности, или если вред этот был вызван деликтом самого просителя, или был лишь незначителен, а также в некоторых других случаях.
Основания для реституции:
a) несовершеннолетние, minor aetas; restitutio propter minorem aetatem дается всякому несовершеннолетнему, который понес непоправимый иным путем убыток вследствие действий или упущений, совершенных или допущенных им самим или его представителем.
Эта привилегия несовершеннолетних по закону была распространена на общины, церкви и благотворительные учреждения, а практика распространила ее и на все корпорации и фиск;
b) отсутствие лица и другие препятствия:
отсутствие лица может помешать ему своевременно принять меры, необходимые для предотвращения какой-нибудь имущественной невыгоды;
при известных условиях такое отсутствие представляется достаточным основанием для реституции; такое же значение может иметь ряд других препятствий, как то: болезнь, арест, отсутствие противной стороны и т. д.;
преторский эдикт перечисляет ряд таких препятствий, заключая этот перечень общей оговоркой: item si qua alia mihi justa causa esse videbitur, in integrum restituam (так назыв. restitutio ex clausula generali);
итак по общему смыслу эдикта, реституция может иметь место во всех тех случаях, когда кто-либо потерпел вред вследствие того, что, по не зависящим от него причинам не мог осуществить своего права или принять меры, необходимые для предотвращения вреда;
в реституции, между прочим, может быть отказано, когда отсутствующий по нерадению не назначил представителя;
c) насилие, обман и заблуждение; в числе оснований реституции особо указывают vis, dolus и error, но насилие и обман порождают самостоятельные иски и возражения, actio и exceptio doli и quod metus causa; вследствие этого существует спор о том, сохранилась ли в современном праве наряду с последними и restitutio propter metum и dolum.
Что касается заблуждения, то принимается во внимание, конечно, один только error probabilis; заблуждение может послужить основанием для реституции преимущественно в процессуальном отношении, напр., в случае пропуска срока апелляции и т. д.
Наконец, требуется своевременное предъявление ходатайства о реституции со стороны потерпевшего лица. Срок для предъявления таких ходатайств первоначально был annus utilis. Юстиниан заменил его непрерывным сроком в 4 года. Начальным моментом срока считается:
a) при restitutio propter minorem aetatem – день достижения совершеннолетия;
b) при restitutio propter absentiam et aliam justam causam – тот день, в который данное препятствие отпало;
c) при restitutio propter errorem, metum и dolum – тот день, когда прекратилось воздействие этих стимулов на лицо;
d) при реституции церквей, благотворительных учреждений и общин – день, в который их постигла laesio – вред.
Право ходатайствовать о реституции переходит и на наследников первоначально потерпевшего лица. Юстиниан определил, что не только подача ходатайства о реституции, но и разбор этого ходатайства должен быть окончен в 4-летний срок. Практика, однако, не соблюдает последнего требования.